21 ноября 2019 г. Четверг | Время МСК: 05:55:37
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Конкурсный порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава: общие положения



Завгородний Александр Васильевич

Завгородний Александр Васильевич
Кандидат юридических наук, доцент (докторант), кафедра трудового права юридического факультета СПб Государственного Университета

добавлено: 16-12-2003
просмотров: 38872

§ 1. Понятие и юридическая природа конкурса

По своему смысловому значению понятие "конкурс" означает соревнование, конкуренцию. Поэтому к нему прибегают всякий раз, когда необходим оптимальный (лучший) результат. Но по своему конкретному содержанию и особенностям правового регулирования конкурс имеет видовые различия и проводится для юридического оформления различных отношений. Одни из них возникают в сфере трудовых отношений и регулируются нормами трудового законодательства. Объектом выбора в этом случае является лучший работник. Таковы, в частности, отношения по конкурсному подбору кадров профессорско-преподавательского состава в вузах. Другие возникают в сфере гражданско-правовых отношений и имеют целью выявление конкретного субъекта, которому будет выплачено вознаграждение как победителю. При этом на основе определенных требований отбирается лучший результат (работа). Гражданско-правовой конкурс всегда направлен на получение лучшего единичного материализованного результата независимо от профессиональных навыков, образования и рода деятельности соискателя.

К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

Трудовые отношения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений традиционно регулируются как специальными правовыми нормами (конкурсного избрания на соответствующую должность), так и общими нормами трудового законодательства (заключение трудового договора).

К вопросам изучения конкурсного отбора кадров и заключению трудового договора с лицами прошедшими конкурс было привлечено внимание многих исследователей-юристов. Первые попытки выделения категории конкурса как правового явления встречаются у В.Н. Смирнова, А.А. Абрамовой и Е.И. Войленко, О.В. Смирнова, Б.Д. Лебина, Г.А. Цыпкина, Л.Ф. Петренко, И.К. Дмитриевой и др. Большое внимание этому вопросу уделил В.Л.Гейхман.

Если суммировать высказанные этими учеными мнения по определению понятия конкурсного отбора кадров и правовой природы конкурса, то можно сделать следующие выводы:

- конкурсный отбор кадров является особым порядком реализации права преподавателя на труд, сочетаемый с заключением трудового договора;

- основанием возникновения трудовых правоотношений преподавателя с вузом является сложный фактический состав, в котором заключение трудового договора замыкает ряд последовательно совершаемых неоднородных юридических актов;

- сам сложный фактический состав содержит не только ряд самостоятельных юридических актов, но и дополняется еще включением процедуры избрания претендента по конкурсу.

Претенденты на преподавательскую должность для реализации своего права на труд и заключения трудового договора должны предварительно пройти процедуру конкурсного отбора, т.е. вступить с вузом в конкурсное правоотношение.

Применительно к конкурсному порядку установления трудовых правоотношений главное решающее значение придается не тем элементам общего порядка, которые существуют при обычных условиях возникновения трудовых правоотношений, а элементам, присущим только конкурсу. Это обязательные квалификационные требования к участникам конкурса, строгое соблюдение процедуры конкурса, обеспечивающее максимальную степень ознакомления членов ученого совета с материалами конкурса по каждому участнику, и, наконец, решение ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из нескольких участников конкурса.

Целью конкурса является подбор на должности профессорско-преподавательского состава вузов наиболее квалифицированных лиц, имеющих глубокие профессиональные знания и научные достижения в соответствующих отраслях науки, обладающих творческим и научным потенциалом, высокими интеллектуальными и нравственными качествами, способных подготовить специалистов на уровне современных требований.

Конкурс основан на выборе лучшего претендента для замещения преподавательской должности, когда право выбора предоставлено наиболее авторитетному в вузе выборному представительному органу - ученому совету вуза (факультета), который на своем заседании в установленном порядке тайным голосованием избирает преподавателя на соответствующую преподавательскую должность.

Таким образом, конкурс - это особый порядок подбора кадров, отражающий повышенные требования к лицам, как состоящим в трудовых отношениях, так и претендующим на замещение определенных должностей1.

Безусловно, конкурс обладает определенными преимуществами перед обычным порядком приема на работу. Проведению конкурса предшествует объявление о нем в периодической печати, и это, как и обсуждение претендентов на заседании кафедры, а затем на заседании ученого совета вуза (факультета) позволяет придать конкурсу характер гласности и открытости. Кроме того, право выбора принадлежит не единолично руководителю, а коллегиальному органу - ученому совету, что в значительной мере демократизирует порядок замещения должностей.

Однако существует и другое мнение о сложившемся ныне порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава вузов. Отдельные авторы считают, что сам конкурс не всегда является эффективным, так как нередко сводится к избранию тех лиц, кандидатуры которых были заранее определены руководством кафедры (факультета) и вуза. Реальная вузовская жизнь знает немало примеров, подтверждающих это мнение. Конкурсы на замещение вакантных должностей чаще всего объявляются под определенных кандидатов, прием которых на работу заранее предрешен. Отсюда следует, что вся процедура конкурсного отбора проводится в таких случаях формально, нередко не на альтернативной основе и не достигает тех целей, ради которых конкурсы проводятся.

Надо отметить, что и в законодательных актах РФ этот вопрос решался также неоднозначно. Так, Федеральный закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года в пункте 1 ст.53 установил, что порядок комплектования персонала образовательного учреждения регламентируется его уставом, а в пункте 1 ст.32 того же Закона было предусмотрено, что образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы подбора и расстановки кадров.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что вузам предоставлялось право самостоятельно определять наиболее целесообразные способы и формы приема на работу профессорско-преподавательского состава, с отражением этого в уставе вуза. В связи с этим можно было предположить, что составители Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденного постановлением Сонета Министров -Правительством РФ от 26 июня 1993 года М* 597 соответствующим образом зафиксируют это право вузов.

Однако этого не произошло. Более того, в Типовом положении от 26 июня 1993 года предусмотрено, что для преподавательского состава перед заключением контракта проводится конкурсный отбор претендентов в соответствии с действующим Положением о порядке замещения должностей преподавательского состава вузов.

Федеральный закон РФ "Об образовании от 23 января 1996 года (с изменениями и дополнениями) в пункте 2 ст.56 установил, что трудовые отношения работника образовательного учреждения регулируются трудовым договором. Условия трудового договора не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде. Таким образом, предполагалось, что со всеми работниками высшего учебного заведения (в том число и с профессорско-преподавательским составом) будут заключаться трудовые договоры на неопределенный срок. Можно было предположить, что Федеральный закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" зафиксирует это право вуза на заключение трудового договора на неопределенный срок с преподавателями вузов.

Однако в Законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, в п.2 ст.20 предусмотрено, что замещение всех должностей профессорско-преподавательского состава, за исключением должности декана и заведующего кафедрой, производится по срочному трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава утверждается федеральным органом управления высшим профессиональным образованием.

Таким образом, законодательство по высшей школе сохранило сложившийся за многие годы порядок, предусматривающий, что замещение всех должностей профессорско-преподавательского состава. В высшем учебном заведении, за исключением должностей декана и заведующего кафедрой, производится по срочному трудовому договору, заключенному на срок до пяти лет. А заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.

В последующем подобный порядок замещения профессорско-преподавательских должностей был закреплен и в Трудовом кодексе Российской Федерации от 21 декабря 2001 года (ст.332).

В настоящее время вузы руководствуются Положением о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, утвержденным приказом Министра образования РФ № 167 от 6 августа 1999 года и согласованным с ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ1. Это Положение распространяется на все вузы независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

В Положении от 6 августа 1999 года изложены лишь основные концептуальные идеи проведения конкурса. В приказе Министерства образования № 167 О16 августа 1999 года не сказано о том, что высшие учебные заведения на основе того Положении разрабатывают и утверждают инструкцию (или другой нормативный акт) о порядке конкурсного замещения преподавательских должностей данного вуза, тем не менее, такой нормативный акт желательно разработать и утвердить приказом ректору. В нем должны найти отражение как правовые, так и процедурные вопросы организации и проведения конкурса на замещение вакантных должностей преподавателей, которые не нашли своего отражения в Положении от 6 августа 1999 года.

Основная особенность Положения от 6 августа 1999 года состоит в том, что оно предусматривает проведение конкурса на занятие вакантных преподавательских должностей. Между тем в ранее действовавшем Положении о порядке замещения должностей и аттестации профессорско-преподавательского сослана в высших учебных заведениях, утвержденном приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 10 июня 1987 года № 500, предусматривалось проведение конкурса как на вакантные, так и на занятые преподавателями места.

Конкурс как юридический факт слагается из ряда юридически целенаправленных действий, входящих в число элементов сложного фактического сустава. Каждый из них в зависимости от характера и в связи с другими элементами может порождать самостоятельные последствия либо не порождать их. Последствия, вытекающие из отдельных элементов сложного фактического состава, могут порождать самостоятельные права и обязанности, не составляющие еще того конкретного правоотношения, для возникновения которого необходима совокупность установленных нормой права юридических фактов.

Так, трудовые отношения преподавателя с вузом возникают на основании акта его избрания по конкурсу и трудового договора. Однако, возникнув на основании такого сложного фактического состава, дальнейшее трудовое правоотношение существует в соответствии с трудовым договором. Другие акты (избрание по конкурсу) исчерпываются в момент заключения трудового договора.

Указанный особый порядок конкурсного избрания содержит в себе элементы своеобразного "испытания", предшествующего работе, но только выраженного в концентрированной форме и не длящегося в течение сроков, предусмотренных при общем заключении трудового договора (ст.70 Трудового кодекса РФ). Причем это "испытание" выносится за пределы трудовых правоотношений, т.е. осуществляется до заключения трудового договора. Поэтому в соответствии сост.70 Трудового кодекса РФ испытание при приеме на работу по конкурсу для работника не устанавливаются.

Таким образом, возникновение трудового правоотношения преподавателя к вузам не является одномоментным актом, а носит динамично-процедурный характер с определенными стадиями развития применительно к последовательно совершаемым юридическим актам, совокупность которых в науке трудового права принято определять понятием сложного фактического состава.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.220 сек.
Яндекс.Метрика