19 марта 2024 г. Вторник | Время МСК: 05:37:21
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

О международных тенденциях в развитии бухгалтерской профессии



А.Н. Романов, Президент ИПБ России
О.М. Островский, Генеральный директор ИПБ России
В.В. Ковалев, Член Президентского совета ИПБ России
Источник: Издательство "Бухгалтерский учет"
добавлено: 05-03-2004
просмотров: 25074

Финансовые кризисы, имевшие место в ряде стран в конце XX в., а также громкие скандалы, связанные с деятельностью некоторых крупных компаний и аудиторских фирм, послужили одной из причин основания в 1999 г. министрами финансов "большой семерки" Форума финансовой стабильности (Financial Stability Forum, FSF), в состав которого вошли представители национальных министерств финансов, центральных банков, других правительственных организаций, занимающихся регулированием финансовых рынков, а также ряда международных институтов. В решениях Форума отмечалось, что ситуация в финансовой сфере может быть стабилизирована и защищена в будущем от подобных кризисных явлений только в том случае, если предпринять системные действия. Были сформулированы около 60 правил поведения, или стандартов, двенадцать из которых названы чрезвычайно важными, позволяющими обеспечить прозрачность монетарной и фискальной политики, устойчивость функционирования рынков капитала и эмиссии ценных бумаг и др. В число двенадцати правил вошли и регулятивы, непосредственно связанные с бухгалтерской профессией и представлением публичных отчетных данных. В частности, это:

  • международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB);
  • международные аудиторские стандарты, разрабатываемые Советом по международным стандартам аудита (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB);
  • принципы корпоративного управления в трактовке Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD);
  • базовые принципы эффективного банковского надзора;
  • цели и принципы регулирования рынков ценных бумаг в трактовке Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO);
  • базовые принципы страховой деятельности, выпущенные Международной ассоциацией страховщиков (International Association of Insurance Supervisors, LAIS);
  • принципы трактовки финансовой несостоятельности (банкротства), разрабатываемые Всемирным банком (World Bank).

Эти и другие мероприятия и инициативы в области финансов и учета привели в последние годы к резкому изменению ситуации с международными стандартами финансовой отчетности и аудита, а также с деятельностью международных и национальных институтов в области финансов, бухгалтерского учета и аудита. Роль и значимость стандартов и международных институтов, занимающихся их разработкой, существенно повысились.

Политика в области учета и аудита в международном контексте в значительной степени определяется Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC), которая была создана в 1977 г. и в настоящее время объединяет 156 национальных бухгалтерских организаций (институтов) из 114 стран мира. Это - единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования.

Наибольшее представительство в IFAC имеют: США, Великобритания, Бразилия, Канада, Индия, Австралия, Италия, Китай, Турция, Аргентина, Германия, Франция.

Цель каждого национального института, представленного в IFAC, заключается в формировании высокопрофессиональных специалистов, не только владеющих фундаментальными знаниями в области учета, финансов и аудита, но и знакомых с современной проблематикой в этих областях и, главное, постоянно совершенствующих свой образовательный и профессиональный уровни. Эта идея настойчиво пропагандируется мировым бухгалтерским сообществом. Намерен следовать ей и Институт профессиональных бухгалтеров России, который является единственной российской общественной организацией в области учета и аудита, имеющей полное членство в IFAC с 2001 г.

В идеологическом плане роль Федерации исключительно весома. Международные аудиторские стандарты, кодекс профессиональной этики и международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров разрабатываются непосредственно под эгидой IFAC. Что касается осуществляемой в настоящее время модернизации МСФО, то Федерация участвует в этом процессе опосредованно через Совет по международным стандартам бухгалтерского учета.

Финансовые возможности Федерации не столь велики. Считается, что разработка соответствующих проектов не может осуществляться одними лишь бухгалтерами, по определению, в этой работе должны участвовать представители финансовых кругов.

Две трети доходной части бюджета IFAC формируется за счет членских взносов. При этом две трети поступлений приходится на восемь стран (США, Великобритания, Канада, Австралия, Япония, Франция, Германия, Италия), а наибольший вклад делают США (22 % общей суммы членских взносов) и Великобритания (15,4 %).

Расходы IFAC в 2002 г. составили 7,5 млн долл.; на 2003 г. был запланирован их рост до 9,4 млн долл. Поскольку не все члены IFAC регулярно платят взносы, пять институтов, представляющих Грецию, Македонию, Парагвай, Перу и Венесуэлу, рекомендовано исключить из IFAC. Кроме того, изменяется система исчисления величины годовых взносов: основой для расчета будут служить два показателя - численность членов национального института и валовой национальный доход на душу населения в данной стране. При расчете суммы членских взносов будут вводиться поправочные коэффициенты, не позволяющие одной стране формировать более 25 % бюджета IFAC и опускаться годовому взносу института (страны) ниже минимального предела, установленного в настоящее время в размере 1000 долл.

На состоявшемся в Гонконге Всемирном конгрессе бухгалтеров (18-21 ноября 2002 г.) Президент IFAC Рене Риколь объявил о необходимости проведения реформы IFAC, предполагающей уход от традиционной схемы саморегулирования бухгалтерской профессии к смешанной схеме, когда работа Федерации в целом строится с учетом рекомендаций и требований общественности, т. е. лиц и организаций, не являющихся бухгалтерами, но заинтересованных в результатах труда бухгалтеров. В частности, подразумевалось установление более тесных отношений и координации усилий в области учета и аудита с регуляторами финансовых рынков, которые, как правило, являются государственными организациями.

Цель реформы IFAC - показать, что деятельность Федерации в полной мере соответствует публичным интересам и, в частности, способствует разработке высококачественных стандартов и методик учета и аудита и усилению роли профессиональной этики, а также повышению эффективности функционирования рынков капитала.

Основными направлениями работы IFAC на ближайшие годы будут:

  • дальнейшее участие в разработке стандартов учета и аудита;
  • укрепление контактов с национальными регуляторами финансовых рынков;
  • усиление значимости кодекса профессиональной этики;
  • внедрение системы международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров.

Международные стандарты в бухгалтерском учете и аудите. Как известно, имеются три вида стандартов, содержащих описание принципов и технологии ведения учета и предоставления доказательных аргументов в отношении достоверности и объективности публичных отчетных данных: Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО); Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС).

Международные аудиторские стандарты (MAC). Системообразующая роль в этой совокупности профессиональных регулятивов безусловно принадлежит МСФО.

Основной недостаток международных стандартов состоит в том, что они носят рекомендательный характер. Кроме того, являясь результатом взаимного компромисса многих участников процесса разработки, нередко придерживающихся разных взглядов на содержание того или иного стандарта, международные учетные стандарты представляют собой достаточно широкое и общее описание рассматриваемых вопросов.

Сравнивая МСФО и национальные стандарты, многие специалисты отмечают два критических момента. Первый заключается в относительно равнодушном отношении к стандартам со стороны международных и национальных регуляторов финансовых рынков. Так, Нью-Йоркская фондовая биржа отдавала предпочтение американскому GAAP, т.е. представление отчетности, составленной в соответствии с МСФО, не считалось достаточным для того, чтобы данная компания была включена в листинг биржи. В последние годы эта проблема, по многим причинам казавшаяся непреодолимой, начала решаться; в частности, получил широкую поддержку мировой бухгалтерской профессии так называемый проект конвергенции моделей бухгалтерского учета.

Суть проекта - интенсификация процесса сближения учетных моделей, выражающегося фактически в сближении систем национальных стандартов с МСФО (International Financial Reporting Standards, IFRS). Поскольку во многих странах американские бухгалтерские стандарты (US GAAP) рассматриваются как образец международных стандартов, процесс конвергенции в значительной степени сводится к сближению US GAAP и МСФО. Противоречие между IFRS и US GAAP выражается в различных подходах к сути и логике регулирования, исповедуемых в рамках соответственно континентальной и англо-американской моделей учета (по этому вопросу Великобритания занимает позицию континентальной школы). Представители континентальной школы считают, что в основе стандартов должны быть принципы с ограниченными указаниями по их применению; американцы ратуют за правила с более детализированными указаниями по их применению. Континентальный подход базируется на провозглашенной британскими специалистами концепции достоверности и непредвзятости (true and fair view). Американский подход предполагает более жесткую регулируемость и заданность (не случайно британцы имеют около 30 национальных стандартов, а американцы - около 160).

Выработка общей позиции в отношении конвергенции моделей бухгалтерского учета осуществляется главным образом путем координации и тесного взаимодействия экспертов IASC и IOSCO (именно последняя организация выражает точку зрения на стандарты учета и отчетности с позиции регуляторов и участников фондовых рынков).

Вторым критическим моментом в признании МСФО в качестве унифицированных регулятивов является отсутствие подробных интерпретаций, целью которых является показать примеры приложения стандартов к конкретным ситуациям (считается, что по этому параметру наиболее приемлемы американские стандарты). Разработка интерпретаций была одним из приоритетных направлений деятельности IASC уже давно, но лишь в 1996 г. принято решение о создании в рамках IASC Постоянного комитета по интерпретации стандартов (Standing Interpretations Committee, SIC). Эта работа будет существенно интенсифицирована в ближайшие годы. Чтобы интенсифицировать работу по стандартизации учета и отчетности, специалисты IFAC и IASC приняли решение о существенной реструктуризации Комитета и повышении его финансовой независимости, что привело к формированию Совета по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board, IASB), основной задачей которого в настоящее время является переработка действующих стандартов (МСФО) в соответствии с рекомендациями экспертов IFAC и IOSCO.

Международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров (IFAC) определила свою роль как развитие и повышение значимости бухгалтерской профессии в международном контексте в соответствии с гармонизированными стандартами, обеспечивающие предоставление профессиональных услуг высокого качества и отвечающие интересам пользователей. Одним из условий, обеспечивающих достижение поставленной цели, является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, разделялись бы всем профессиональным сообществом, а с другой, - не противоречили бы соответствующим национальным регулятивам стран-членов IFAC. Необходимость унификации требований к профессиональной подготовке бухгалтеров особенно стала актуальной после финансовых скандалов, связанных с достоверностью публичной отчетности ряда крупных фирм, и все более набирающего темпы процесса взаимопроникновения национальных экономик, проявляющегося в глобализации и интернационализации рынков товаров и капитала, в расширении масштабов деятельности транснациональных корпораций.

Как известно, подготовка бухгалтеров в различных странах осуществляется по-разному: в этом процессе могут быть задействованы как институты системы общего образования (прежде всего университеты, институты, колледжи), так и профессиональные (т. е. общественные, негосударственные) институты.

Так, в США одной из наиболее популярных сертификации в профессиональной бухгалтерской среде является титул "сертифицированный публичный бухгалтер" (Certified Public Accountant, CPA), который присваивается соискателю после обучения по специальной программе в Американском институте сертифицированных публичных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA), сдачи соответствующих квалификационных экзаменов, прохождения надлежащей практики в аккредитованных фирмах и подписания Кодекса этики. Звание "сертифицированный публичный бухгалтер" является профессиональным титулом и свидетельствует о том, что его обладатель является членом AICPA и имеет право предлагать свои профессиональные услуги в качестве бухгалтера или аудитора. Этот титул используется в США с 1894 г., а в 1895 г. он был утвержден специальным биллем Сената США, вступившим в законную силу с 1896 г. AICPA является наиболее авторитетной неправительственной профессиональной организацией, представляющей бухгалтерское (в том числе и аудиторское) сообщество в США. Звание СРА было предложено американцами после того, как их британские коллеги воспротивились использованию в США звания "присяжный бухгалтер" (Chartered Accountant, CA), право на которое принадлежит старейшему в мире (основан в 1854 г.) Институту присяжных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants of Scotland, ICAS).

Таким образом, в США нельзя получить титул бухгалтера, окончив обычный классический университет. Напротив, в России название профессии "бухгалтер" отражается в дипломе, который получает выпускник университета, института, техникума и др. Лишь в последние годы с созданием Института профессиональных бухгалтеров России появилась практика присвоения титула "профессиональный бухгалтер" как аналога титулов "сертифицированный публичный бухгалтер" (США), "присяжный бухгалтер" (Шотландия) и др. Однако до настоящего времени в силу национальной традиции и специфики подготовки профессиональных кадров через систему высшего образования отношение к титулу "профессиональный бухгалтер" достаточно специфическое. Безусловно, с течением времени и по мере реализации процесса передачи ряда функций в области регулирования и методологии бухгалтерского учета и аудита от Министерства финансов Российской Федерации саморегулируемым общественным организациям (например, Институту профессиональных бухгалтеров России) ситуация изменится и появится аналог тому положению, которое имеется в странах англо-американской модели бухгалтерского учета.

Поскольку англо-американская идея профессиональной сертификации (т. е. признания соискателя бухгалтером профессиональным сообществом в лице соответствующего института, объединяющего носителей этого титула) получает все более широкое распространение, в отдельных странах (например, в России) пытаются совмещать оба варианта подготовки бухгалтеров - как через систему высшего и среднего специального образования, так и через систему профессиональной подготовки бухгалтера.

Отдавая себе отчет в том, что национальные особенности подготовки бухгалтеров в той или иной степени сохранятся еще долго и добиться абсолютной унификации в этом вопросе вряд ли когда-нибудь удастся, специалисты IFAC пошли на компромисс и в своих стандартах подготовки бухгалтеров изложили лишь наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, и рекомендации по набору знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер. Эти требования и рекомендации изложены в семи международных образовательных стандартах (International Education Standards, IES):

IES 1 "Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования";

IES 2 "Содержание программ профессионального образования";

IES 3 "Профессиональные навыки";

IES 4 "Профессиональные ценности и этика";

IES 5 "Требования к практической подготовке";

IES 6 "Оценка профессиональных способностей и компетентности";

IES 7 "Система непрерывного профессионального образования".

Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях: образовательные и профессиональные знания; практический опыт; система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков. В стандартах определяются области знаний, которые должны быть отражены в конкретной программе подготовки профессионального бухгалтера, но не дается содержательного наполнения предметов. Подразумевается, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов.

Важно, что IFAC не стал настаивать на безусловном следовании англо-американской практике профессиональной сертификации, а выбрал комбинированный вариант, в котором есть место как университетскому образованию, так и специальным программам сертификации. Подобная практика уже апробирована в ряде стран. Так, в Шотландии все университеты, предлагающие бакалаврские и магистерские программы в области учета, согласовывают соответствующие разделы своих учебных планов с Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии. В институт передается пакет документов, содержащий подробные рабочие программы базовых курсов (финансовый учет, управленческий учет, финансовый менеджмент, аудит и др.), пособия, учебные примеры, тесты. Это повышает органичность взаимоувязки принципов академического и профессионального образования и облегчает практическую работу выпускников университетов. Таким образом, речь идет не о том, чтобы передать университетам право профессиональной сертификации специалистов (это невозможно по определению, поскольку одним из ключевых элементов процесса подготовки является получение практических навыков на соответствующих участках учетно-финансовых работ в фирмах, имеющих, как правило, аккредитацию в профессиональном институте), а о том, чтобы вовлечь институты общего образования в процесс сертификации, обеспечить согласование учебных планов и программ, предложить университетам составлять свои программы так, чтобы их учебные модули можно было засчитать в том случае, если выпускник университета в будущем захочет получить квалификацию профессионального бухгалтера.

Содержательное наполнение профессионального образования представлено в стандарте IES 2 в виде трехмодульной структуры, содержащей перечень рекомендованных IFAC предметов:

Модуль 1. Бухгалтерский учет, финансы и корреспондирующие с ними знания

1. Финансовый учет и отчетность

2. Управленческий учет и контроль

3. Налогообложение

4. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности

5. Аудит

6. Финансы и финансовый менеджмент

7. Профессиональные ценности и этика

Модуль 2. Организация и ведение бизнеса

1. Экономика

2. Бизнес-среда

3. Управление корпорацией

4. Этика бизнес-отношений

5. Финансовые рынки

6. Количественные методы

7. Психология поведения сотрудников фирмы

8. Стратегические решения в системе менеджмента

9. Маркетинг

10. Международный бизнес и проблемы глобализации

Модуль 3. Информационные технологии

1. Основы информационных технологий

2. Информационные технологии контроля профессиональных знаний

3. Информационные технологии контроля профессиональной компетентности

4. Информационные технологии контроля компетентности специалистов как пользователей бухгалтерской информации

5. Участие и роль отдельных групп специалистов в разработке информационных технологий.

Отметим некоторые особенности при внедрении новой идеологии в подготовке и сертификации профессиональных бухгалтеров.

Во-первых, предлагаемые IFAC стандарты будут введены в действие с 1 января 2005 г., и национальные институты бухгалтеров и аудиторов имеют определенное время для переработки собственных программ обучения и приведение их в соответствие с рекомендациями IFAC.

Во-вторых, приведенная структура учебной программы является унифицированной, т.е. распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. В данном случае в неявном виде предполагается следование концепции англо-американской бухгалтерской школы, согласно которой квалификация "бухгалтер" в известном смысле понимается как более широкая категория, чем квалификация "аудитор". В частности, в Великобритании аудит рассматривается как специфический механизм в системе учета фирмы, посредством которого осуществляется контроль за использованием ее ресурсов в интересах всех лиц, заинтересованных в ее деятельности. В США несколько институтов (т. е. профессиональных негосударственных ассоциаций бухгалтеров) решают вопросы регулирования учета и представительства бухгалтерской профессии в других сегментах экономики, причем можно выделить три ключевые сферы в области учета и аудита, в каждой из которых доминирует один из институтов: финансовый учет и аудит, управленческий учет, внутренний аудит. Область финансового учета и аудита находится под контролем Американского института сертифицированных публичных бухгалтеров (AICPA). Этот институт формально создан в 1916 г., хотя считается, что он ведет свое начало от Американской ассоциации публичных бухгалтеров (American Association of Public Accountants, ААРА), зарегистрированной в 1887 г. В 1959 г. он изменил свое название на AICPA. Именно AICPA разрабатывает, внедряет правила учета и следит за их исполнением. Политику в области управленческого учета определяет Институт управленческого учета (The Institute of Management Accountants, IMA), а область внутреннего аудита контролируется Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, IIA). AICPA и IMA имеют полное членство в IFAC, а ПА является аффилированным членом Федерации. Иначе говоря, понятие "профессиональный бухгалтер" в трактовке IFAC распространяется на всех членов американских институтов.

Согласно трактовке IFAC под профессиональным бухгалтером понимается член национального института, входящего в состав IFAC. To обстоятельство, что все национальные институты, определяющие политику в области аудита в данной стране, входят в состав IFAC, как раз и говорит о том, что предложенный Федерацией подход к сертификации специалиста распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. Что касается России, то начиная с 2005 г. под определение профессионального бухгалтера, т. е. специалиста, имеющего отношение к международной практике учета и аудита, будут подпадать лишь члены ИПБ России.

В-третьих, даже общая оценка структуры и предметного наполнения программы сертификации в трактовке IFAC позволяет сделать вывод о том, что в международном сообществе проводится исключительно существенное различие между бухгалтером как высокопрофессиональным специалистом и рядовым работником в области учета (назовем его условно счетоводом). Владение рутинной техникой бухгалтерских записей, даже подкрепленное продолжительным стажем работы в области учета, не является определяющим для получения квалификации "профессиональный бухгалтер". Тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе - профессиональный бухгалтер) рассматривается как непременный и активный участник процесса управления хозяйствующим субъектом, особенно в области финансовой политики. Поэтому в программе сделан акцент на финансы, менеджмент, информационные технологии. Естественно, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющееся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.

В-четвертых, в образовательных стандартах IFAC введены понятия пред- и постквалификационных периодов, суть которых заключается в том, чтобы национальные институты разработали собственные механизмы контроля за соответствием претендентов на титул "профессиональный бухгалтер" или носителей этого титула тем образовательным, профессиональным и этическим требованиям, которые декларированы в IFAC и национальном институте. Членами института могут быть лишь те специалисты, которые действительно подтверждают свой высокий профессиональный уровень (повышают квалификацию, участвуют в работе региональных подразделений, надлежащим образом исполняют свои финансовые обязательства и др.).

Одна из целей ИПБ России - способствовать признанию отечественной системы профессиональной сертификации международными организациями, что автоматически предполагает, как минимум, учет рекомендаций IFAC по организации системы подготовки профессиональных кадров. ИПБ России планирует в ближайшее время приступить к созданию рабочих программ в соответствии с приведенным перечнем, а также представить в Минобразование России и УМО по бухгалтерским и финансовым специальностям предложения по модернизации учебных планов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика