21 сентября 2019 г. Суббота | Время МСК: 05:31:57
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Изменения в валютном законодательстве



А.С. Селивановский,
Менеджер "PricewaterhouseCoopers"
Источник: Бухгалтерские вести
добавлено: 09-03-2004
просмотров: 24200
Настоящей статьей редакция журнала начинает публикацию серии статей о новом валютном законодательстве Российской Федерации. В течение 2004 г. вниманию читателей будут представлены материалы, посвященные правилам ведения резидентами валютных операций, связанных с экспортом и импортом, займами и кредитами, платежами по ценным бумагам и др.

17 декабря 2003 г. был опубликован Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Новый закон), который заменит Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Действующий закон).

Новый закон вводится в действие с 17 июня 2004 г. (ст. 26 предусмотрены иные сроки введения отдельных положений закона).

Многие положения Нового закона должны быть детально регламентированы актами Правительства РФ и Центрального банка РФ, которые будут изданы до вступления его в силу.

Существенной ревизии подверглись основные понятия валютного законодательства.

Новый закон уточнил понятия "резидент" и "нерезидент".

К "резидентам" относятся:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

2) граждане России, за исключением граждан России, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

3) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации;

4) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц;

5) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

К "нерезидентам" относятся:

1) физические лица, не являющиеся резидентами;

2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, а также их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения;

3) организации, "не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, а также их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения;

4) дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях, аккредитованные в Российской Федерации;

5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

6) иные лица, не являющиеся резидентами

Новый закон подразделил все ценные бумаги на "внутренние" и "внешние" ценные бумаги, введя для этого новые определения.

Внутренними ценными бумагами признаются:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в рублях и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей, выпущенные на территории Российской Федерации.

Внешними ценными бумагами признаются ценные бумаги, в том числе в без документарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

Новый закон ограничил понятие "валютные ценности", исключив из него драгоценные металлы и драгоценные камни. Теперь к валютным ценностям относятся только иностранная валюта (наличная и безналичная) и внешние ценные бумаги.

Существенному обновлению подверглось и ключевое понятие валютного законодательства - "валютная операция". Данное понятие, как и в Действующем законе, дается через перечень, однако этот перечень существенно изменен по сравнению с ныне действующим.

По Новому закону валютными операциями являются:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

4) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг;

5) перевод иностранной валюты, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

6) перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Основываясь на приведенном перечне операций, признаваемых валютными операциями, возможно определить, что прекращение встречных денежных требований, выраженных в иностранной валюте или в рублях, зачетом (ст. 410 ГК РФ) не должно рассматриваться как валютная операция.

Прекращение обязательств передачей отступного (ст. 409 ГК РФ) будет валютной операцией в случае, если в качестве отступного передаются валютные ценности или если сторонами являются резидент и нерезидент.

Уступка прав требования платежа в иностранной валюте не должна рассматриваться как валютная операция.

Впервые валютное законодательство прямо устанавливает, что используемые в Новом законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Новым законом.

Новый закон ввел ряд положений, регламентирующих действие нормативных актов валютного регулирования во времени.

Установлено, что акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В Новый закон, так же как и в Налоговый кодекс РФ (п. 7 ст. 3 НК РФ), внесено положение, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Действующий закон подразделяет все валютные операции на следующие группы:

1) операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;

2) операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, жемчугом;

3) рублевые расчеты между резидентами и нерезидентами.

Первую группу валютных операций Действующий закон подразделяет на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (далее - капитальные операции). В отношении второй и третьей групп операций установлены специальные правила осуществления таких операций.

Новый закон не содержит указанной классификации . Новую классификацию следует выделять на основании нескольких признаков (табл. 1).

В зависимости от вида Новый закон определяет, каким образом регулируются валютные операции.

Наиболее подробно регулируются операции между резидентами и нерезидентами.

Разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, был установлен как один из важнейших механизмов предотвращения "утечки капитала" из Российской Федерации. При этом нарушение порядка осуществления валютных операций (прежде всего осуществление валютной операции, связанной с движением капитала, без получения разрешения Центрального банка РФ на ее осуществление) каралось и карается в настоящее время весьма сурово - вплоть до административного штрафа в размере 100 % суммы осуществленной валютной операции.
СубъектыОбъектСущество операции
Резидент-резидентВалютные ценностиПриобретение и отчуждение на законных основаниях, а также использование в качестве средства платежа
Резидент-нерезидентВалютные ценности, рубли и внутренние ценные бумагиПриобретение или отчуждение на законных основаниях, а также использование в качестве средства платежа
Нерезидент-нерезидентВалютные ценности, рубли и внутренние ценные бумагиПриобретение и отчуждение на законных основаниях, а также использование в качестве средства платежа
Резидент или нерезидентВалютные ценности, рубли и внутренние ценные бумагиВвоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации
Резидент или нерезидентИностранная валюта, рубли, внутренние и внешние ценные бумагиПеревод со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации
НерезидентРубли, внутренние и внешние ценные бумагиПеревод со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации

Новый закон вносит существенные изменения в регулирование между резидентами и нерезидентами. Установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением закрытого перечня валютных операций, для которых ограничения могут быть установлены Правительством РФ (операции, связанные с внешней торговлей) (ст. 7) или Центральным банком РФ (финансовые операции: кредиты и ценные бумаги) (ст. 8).

Отметим, что платежи резидентов нерезидентам за недвижимость, а также за товары, которые не импортируются в Российскую Федерацию, не включены в перечни операций, в отношении которых могут быть введены ограничения. Следовательно, такие операции будут осуществляться свободно.

Новым законом прямо предусмотрено: "Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений" (п. 3 ст. 5). При этом ранее выданные разрешения (лицензии) сохраняют свое действие.

Вводятся следующие ограничительные механизмы: резервирование, специальный счет, репатриация валютной выручки . При этом следует отметить, что Новый закон установил предельный срок действия всех ограничительных механизмов - 1 января 2007 г. Предполагается, что после указанной даты российская экономика не будет нуждаться в защитных ограничительных мерах, поэтому действие соответствующих норм будет отменено.

Резервирование - внесение лицом, осуществляющим валютную операцию, беспроцентного депозита в рублях в Центральный банк РФ с возвратом при соблюдении установленных для данной валютной операции условий или по истечении установленного срока. Порядок резервирования будет определен Правительством РФ.

Пример. Российская компания заключила импортный договор с иностранной корпорацией, в соответствии с которым корпорация обязуется поставить партию товара через 9 месяцев после получения аванса в сумме 10000 долл. США . Российская компания осуществляет перевод иностранной валюты в качестве аванса нерезиденту. По истечении 180 календарных дней резидент перечисляет уполномоченному банку рубли в сумме, эквивалентной 5000 долл. США, для перечисления в ЦБ РФ. При поступлении на территорию Российской Федерации партии товаров от нерезидента резидент направляет документы в Банк России. Банк России возвращает зарезервированные средства резиденту. В случае непоступления товара средства из Центрального банка РФ будут возвращены только по истечении двух лет.

Новый закон содержит указание на некоторые обеспечительные меры, при наличии которых возможно избежать резервирования.

В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом могут быть использованы:

1) безотзывный аккредитив, покрытый засчет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации;

2) банковская гарантия банка за пределами территории Российской Федерации, выданная в пользу резидента;

3) договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;

4) вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории Российской Федерации.

Новый закон сохранил правило о репатриации валютной выручки (ст. 19).

Установлено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

При этом резидентам предоставлено право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или рубли в следующих случаях:

  • при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц-резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц-резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет;
  • при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
  • при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидента ми и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Вопрос о репатриации валютной выручки тесно связан с требованием об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Подробнее регулирование валютных операций между резидентами и нерезидентами, включая применение ограничений, будет рассмотрено в статьях, посвященных различным группам валютных операций.

Общий принцип запрета валютных операций между резидентами сохранен и в Новом законе. Все исключения из общего запрета перечислены в самом законе.

Допускаются следующие валютные операции (ст. 9):

1) валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;

2) валютные операции по сделкам между уполномоченными банками и другими резидентами:

  • получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  • внесение денежных средств на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
  • банковские гарантии, а также исполнение обязательств по договорам поручительства и залога;
  • приобретение резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных уполномоченными банками, с предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;
  • купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за рубли и иностранную валюту;
  • обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), прием для направления на инкассов банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством - Российской Федерации;

3) расчеты в магазинах беспошлинной торговли, а также расчеты при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

4) операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

5) операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком, услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а так же по договорам страхования указанных грузов;

6) операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемые через организаторов торговли на российском рынке ценных бумаг, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) операции юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в рублях;

8) операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Впервые в валютное законодательство включены нормы, определяющие правила валютного регулирования валютных операций между нерезидентами (ст. 10).

Установлено, что нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в рублях осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.

Таким образом, исключена неопределенность в отношении валютного регулирования валютных операций между нерезидентами, осуществляемых на территории Российской Федерации.

Регулирование валютных операций, связанных с ввозом и вывозом валютных ценностей, претерпело незначительные изменения. Фактически Новый закон вобрал в себя последние изменения ныне действующего валютного закона.

Новым можно считать положение (п. 5 ст. 15), в соответствии с которым ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ и может предусматривать требование о предварительной регистрации.

Принципиальным изменением является регулирование открытия резидентами счетов за границей Российской Федерации.

Действующее законодательство предусматривает, что резиденты-физические лица вправе открывать счета в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), свободно при соблюдении лишь некоторых формальных условий. Но резиденты-юридические лица вправе открывать счета за рубежом только после получения разрешения Центрального банка Российской Федерации.

Новый закон предусматривает следующие правила по открытию счетов в иностранных банках (табл. 2).

Новый закон (ст. 12) устанавливает, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.

Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, который может предусматривать только установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 % суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции.

Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).

После 17 июня 2005 г. юридические лица-резиденты будут вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Новым законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами.

Физические лица-резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Новым законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.
Вид счетаЮридические лицаФизические лица
Счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)На основании разрешений ЦБ РФ. Без ограничений с 17 июня 2005 г.Без ограничений
Счета (вклады) в иностранной валюте в других банках вне территории Российской ФедерацииНа основании разрешений ЦБ РФ до 16 июня 2005 г. С 17 июня 2005 г. - в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета.
Без ограничений с 1 января 2007 г.
С 17 июня 2004 г. - в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета.
Без ограничений с 1 января 2007 г.
Счета (вклады) в рублях в банках вне территории Российской ФедерацииОграничений не предусмотреноОграничений не предусмотрено

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.234 сек.
Яндекс.Метрика