29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 14:23:53
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Оптимизация налогообложения: решения




Источник: НИИН РАЕН
добавлено: 16-12-2003
просмотров: 30253

Результаты практического применения комплексной налоговой оптимизации на предприятиях.

Ситуация № 1.

Перед администрацией производственного предприятия была поставлена задача достижения максимального экономического результата от основной деятельности за счет уменьшения налогового бремени. Было принято решение разделить производственный процесс и процесс реализации на составляющие, чтобы снизить риски неблагоприятного воздействия со стороны контролирующих органов. Поставленная задача имела цель - обеспечить непрерывную работу всего производства.

Решение поставленной проблемы.

Максимально эффективное решение данной задачи было найдено в создании холдинга путем переноса средств производства в отдельные снова созданные юридические лица. Так, например, производство и реализация продукции стала выглядеть следующим образом. Производящая компания, арендуя производственные помещения и производственное оборудование у главной компании создавшегося холдинга, а также используя труд работников предприятия по управлению персоналом, производит продукцию и реализует и самостоятельно, и через свою же оптовую фирму. После данных изменений предприятие стало способным уменьшить налоговое бремя на каждом из выше перечисленных звеньев. Так, например, на главном предприятии холдинга появилась возможность уменьшить налог на имущество и ряд других налогов, возникающих в результате сдачи в аренду производственных помещений и оборудования. Само же производственное предприятие в результате данной реструктуризации получило возможность реализовывать продукцию малым предприятиям и предпринимателям без НДС. Оптовое же предприятие необходимо для того, чтобы регулировать наценку производимого товара, а также для возможности продажи товара клиентам с выставлением НДС. Кроме того, контроль за трудовыми ресурсами и учет их стал более систематизированным за счет перехода персонала в льготное предприятие, за счет чего уменьшилось налогообложение при выплате заработной платы.

В результате проведенной реструктуризации бизнеса и создания производственного холдинга предприятие решило все поставленные задачи, оптимизировав налоги более чем на 40 - 50%. При этом предприятие минимизировало свои риски в процессе создания данного холдинга и на будущие периоды.

СХЕМА ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ С ПОМОЩЬЮ ДОГОВОРА ЗАЙМА

Суть схемы: получение фиктивных займов от руководителей компании или их родственников и выплата процентов по этим займам.

Как правило, никаких денег никто не даёт. Просто организация, таким образом, легализует средства, которые у неё были, но не отражались в официальной отчетности.

Суммы, полученные в долг, не облагаются налогом на прибыль (п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ) и НДС (следует из ст. 146 НК РФ). Договор займа составляется в соответствии с требованиями параграфа 1 гл. 42 ГК РФ. Заём должен браться под проценты, лучше в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Посредством договора займа можно уменьшать зарплаты (на сумму якобы полученного в долг и процентов), придумав соответствующее обоснование (например, сотрудник переводится на работу по совместительству). В данном случае возникает только НДФЛ с выплаченных процентов. Однако нужно учесть, что прибыль предприятия будет уменьшена только на сумму процентов вместо полной суммы фактической зарплаты, хотя общая сумма налогов и взносов организации и сотрудников будет все-таки предпочтительнее при использовании займа.

В соответствии ст. 807 ГК РФ по договору займа заимодавец передает деньги в собственность должнику. Значит, расплачиваясь за товар заемными средствами, фирма несёт расходы и НДС можно принять к вычету на основании ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Рекомендации (по материалам судебной практики):

  1. надо обязательно выписывать приходные кассовые ордера на сумму займа;
  2. заемные деньги обязательно нужно приходовать, то есть отражать по дебету счета 50 и кредиту счета 66(67);
  3. заём надо получать деньгами, но не векселями;
  4. следует обязательно составлять договор займа;
  5. тот, кто дал деньги вам взаймы, не должен платить вашим поставщикам.

ДЕЙСТВЕННЫЙ СПОСОБ ОТСРОЧИТЬ УПЛАТУ НДС

Согласно ст. 39 НК РФ под реализацией понимается передача на возмездной основе права собственности на товары и т.д. Значит, и объект налогообложения возникает у продавца в момент перехода права собственности. По общему правилу, фактически оно переходит в момент передачи имущества, если договором не оговорено иное (ст. 223 ГК РФ).

Однако полученные от покупателя деньги будут считаться всё это время авансовым платежом, потому что они поступили до реализации. Как известно, с аванса нужно уплатить НДС (п.п. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Споры ведутся вокруг трактовки ст. 167 НК РФ (в ред. ФЗ от 29.05.200 г. № 57-ФЗ), гласящей: для тех, кто исчисляет НДС "по отгрузке", налоговая база по НДС определяется в день отгрузки. Как мы видим слово "реализация" здесь даже не употребляется. Некоторые налоговики считают, что поставщик, отгрузивший продукцию по такому договору (с особыми условиями перехода права собственности), должен начислить НДС в тот день, когда произошла отгрузка.

Вместе с тем многие налоговые специалисты не согласны с таким мнением. Ведь в ст. 167 НК РФ говорится о том, как определяется налоговая база. А она характеризует объект налогообложения (ст. 53 НК РФ). Раз его нет, то нет и базы. Следовательно, требовать уплаты НДС после фактической отгрузки, если в договоре предусмотрены особые условия перехода права собственности, налоговики не имеют права. С точки зрения бухгалтерского учета позиция инспекторов тоже не выдерживает никакой критики. Они заставляют использовать счет 90, где отражается информация о продажах. Но по условиям договора продажи не было. Если же такие доводы окажутся неубедительными, вы смело можете обращаться в суд.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика