16 января 2019 г. Среда | Время МСК: 18:25:56
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Интервью с главным бухгалтером ОАО "АК "Транснефть" Колесовой Е.П.



Иван Цесельский
Источник: Пресс-центр ОАО "АК "Транснефть"
добавлено: 23-09-2004
просмотров: 21728
Компания «Транснефть» максимально полно отображает результаты своей многообразной деятельности согласно принципам открытости и прозрачности. Новые задачи, которые она решает, требуют от бухгалтерских служб «Транснефти» и ее дочерних акционерных обществ постоянно идти в ногу со временем, гибко реагировать на происходящие порой очень быстрыми темпами изменения в работе Компании. Кроме того, необходимо четко следить за изменениями в законодательной сфере, знать множество правил бухгалтерского учета и других документов, которые ежегодно выпускают министерства и ведомства.

Как наиболее эффективно учесть недавно построенные объекты Балтийской трубопроводной системы или других участков магистральных нефтепроводов? Как автоматизировать введенную систему бюджетирования? Как работать по международным стандартам отчетности? И так далее, и так далее...

О том, какие рубежи достигнуты в последнее время и что предстоит сделать, рассказывает главный бухгалтер ОАО «АК «Транснефть» Елена Павловна КОЛЕСОВА.

Елена Павловна, скажите, пожалуйста, каким был 2003 год для Компании в плане финансовых показателей?

В прошедшем году финансовые показатели ОАО «АК «Транснефть» и его дочерних обществ (Группы «Транснефть») имели положительную динамику. Приведу только некоторые данные финансовой отчетности Компании, составленной в соответствии с международными стандартами. По сравнению с 2002 годом общая выручка от всех видов деятельности за 12 месяцев 2003 года увеличилась на 17 % (достигла 114,2 млрд руб.), прибыль до уплаты налога на прибыль возросла на 15 % (составила 43,0 млрд руб.), налог на прибыль, включая отложенные налоговые обязательства, увеличился на 24 % (равен 11,0 млрд руб.), чистая прибыль Группы «Транснефть» возросла на 10 % (составила 30,6 млрд руб.).

Какова главная задача бухгалтерии на ближайшую перспективу и на чем сосредоточено Ваше самое пристальное внимание?

Прежде чем говорить о главной задаче бухгалтерии, давайте вспомним, какие у нее задачи, и попробуем выделить из них главную. Закон «О бухгалтерском учете» определяет задачи бухгалтерских служб. Это – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости. Фраза небольшая, но очень емкая. Что такое формирование полной и достоверной информации? И как добиться этого? Здесь и организационные вопросы при выполнении графика документооборота, так как если в бухгалтерию не представлены производственными службами документы, то о какой полноте и достоверности может идти речь? Это и вопросы квалификации бухгалтеров. Если бухгалтер неверно отразит информацию, представленную в первичном документе, неправильно могут быть начислены налоги, что может привести, помимо недостоверности информации, к налоговым санкциям. Здесь и методологические вопросы, поскольку не секрет, что стандарты бухгалтерского учета и налоговое законодательство в нашей стране постоянно меняются. Здесь и вопросы дисциплины. Так как у бухгалтеров сроки сдачи отчетности установлены законодательно, перенести их нельзя, за их нарушение на организацию налагаются штрафы. Здесь и вопросы автоматизации учета. Если отчетность формировать автоматически (в том числе и по исполнению бюджетов), то будет оставаться время и на ее анализ, следовательно, это поможет выявлять внутрихозяйственные резервы для улучшения работы организации. Какой из этих аспектов первоочередной? Они все взаимосвязаны. Трудно выделить главный. Но все эти вопросы можно назвать текущими, нельзя ослаблять внимания ни к одному из них.

В то же время есть, наверное, вопросы, которые в настоящее время требуют скорейшего решения?

Конечно, есть. Так как Группа «Транснефть» динамично развивающаяся, то, например, сейчас увеличилось количество дочерних обществ, которые в связи с выделением ремонтно-строительных служб из их состава стали составлять сводную отчетность. Поскольку нет стандарта, в котором были бы четко расписаны правила ее составления, такая отчетность дочерних обществ содержит много неисключенных внутриотраслевых операций, что обнаруживается на уровне Компании при подготовке сводной отчетности по отрасли. Это привело к необходимости введения изменений в отраслевые отчетные формы. Считаю, нужно создать отраслевой стандарт-инструкцию по составлению сводной отчетности, и надеюсь, в ближайшее время нам в Компании удастся его подготовить. Вероятно, это приведет к изменению в применяемом плане счетов, введению новых уровней аналитики, разработке дополнительных отраслевых отчетных форм. Вот это тот вопрос, решение которого не терпит отлагательства, так как хотелось бы при составлении отчетности за III кв. 2004 года уже учесть все недостатки, чтобы ко времени работы над годовой отчетностью устранить все возможные неувязки.

Требуют также пристального внимания как бухгалтерских, так и налоговых служб вопросы строительства БТС, отражение в отчетности всех произведенных при строительстве операций, подбор документов для возмещения НДС при вводе в эксплуатацию объектов. Одновременно необходимо решить много методологических и организационных задач, ведь любая ошибка может привести к реальному ущербу Компании, если у налоговых органов будут причины оспорить обоснованность включения каких-либо затрат в стоимость возведенных объектов либо основания не возместить по ним налог на добавленную стоимость.

Бухгалтеры и налоговые службы должны сделать все необходимое, чтобы качественно подготовить документы по возмещению НДС из бюджета по введенным в действие объектам для передачи их в налоговые органы.

Многое зависит и от взаимодействия строительных, налоговых и бухгалтерских служб. Этот аспект требует более пристального внимания.

Елена Павловна, а как отразились на работе бухгалтерии изменения законодательства в части налога на имущество?

В связи с изменением налогового законодательства очень важным является обновление классификатора основных средств, утвержденного в отрасли. В Компании создана рабочая группа, занимающаяся этим вопросом, поскольку налог на имущество значителен и обоснованное применение льготы, предоставленное налоговым законодательством, позволит уменьшить его размер. А в связи с тем, что сейчас быстрыми темпами ведется расширение БТС и ее документальное оформление, хотелось бы сразу готовить документы на основе принципов, закладываемых в разрабатываемом классификаторе. При его построении производственные службы Компании, исходя из условия необходимого совместного функционирования оборудования для выполнения определенной технологической задачи, вводят понятия систем, состоящих из нескольких единиц оборудования, и т. д. Все это необходимо увязать с требованиями к оформлению и документированию основных средств в бухгалтерском и налоговом учете, применительно именно к производственной деятельности Компании и ее дочерних обществ. Нужно найти оптимальное решение, чтобы исключить излишнее укрупнение или, наоборот, разукрупнение объектов. Методологических аспектов в решении этого вопроса очень много, все сопряжено и с налоговыми расчетами при начислении амортизации и налога на имущество.

Это все насущные вопросы, которые бухгалтерии необходимо безотлагательно решать совместно с производственными, строительными, налоговыми подразделениями и отделом методологии.

Возрастает ли нагрузка на бухгалтеров Компании и дочерних обществ в связи со строительством и вводом в эксплуатацию новых нефтетранспортных мощностей?

Конечно, нагрузка на бухгалтеров возрастает, и не только потому, что меняется законодательство, вводятся новые формы отчетности, а также в связи с тем, что Компания возводит новые объекты. Оценивать, насколько именно возрастает нагрузка, наверное, и смысла нет: возрастает так же, как и у всех служб, забот прибавляется у всех. Главное, чтобы слаженно работали строительные службы с бухгалтерами, вовремя представляли документы, правильно «расписывали» их, т. е. определяли объект отнесения затрат. К сожалению, бывают и сбои в работе, которые устраняются благодаря усидчивости и терпеливости бухгалтеров. Наверное, производственные и строительные службы считают нас еще и назойливыми, но наша жизнь такова, что нужно не только построить, ввести в эксплуатацию объект, но и оформить все утвержденные законодательством документы, чтобы не было никаких вопросов ни при каких проверках каких бы то ни было контролирующих организаций. Мы делаем общее дело, и в нем нет мелочей.

Работа Компании настолько многообразна, что практически любой бухгалтерский документ – будь то положение, правило, стандарт, инструкция или разъяснения к ним – требует вдумчивого и четкого исполнения. Бывает ли так, что для полного отражения деятельности Компании недостаточно стандартных форм отчетности?

Да, конечно. В Компании ежегодно издается приказ, которым утверждаются не только адаптированные для АК «Транснефть» и ее дочерних обществ с учетом специфики отрасли общепринятые и рекомендуемые Минфином России отчетные формы, но и специальные отраслевые. Правда, эти специализированные отраслевые формы необходимы скорее для управленческого учета и составления сводной консолидированной отчетности.

Расскажите, пожалуйста, об изменениях в бухгалтерских стандартах в последнее время. Вызвало ли затруднение составление отчетности в соответствии с требованиями новых стандартов? Какие из них были наиболее сложны с точки зрения их точного и неукоснительного выполнения?

Изменения в стандартах бухгалтерского учета происходят ежегодно, но, конечно, «хитом» сезона стало ПБУ 18 – «Учет расчетов по налогу на прибыль». Работу, которую пришлось проделать, чтобы составить для отрасли руководящий документ по применению этого ПБУ, можно сравнить, наверное, с работой при введении налогового учета главой 25 НК РФ.
В ПБУ 18 включено много новых понятий, ранее не применяемых в российских стандартах, таких, как постоянные и временные разницы, вычитаемые временные разницы, налогооблагаемые временные разницы, отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство. Никаких методических рекомендаций Минфин России не дал, поэтому пришлось заниматься их разработкой совместно с консультантами.

Компанией были выпущены методические указания и разработаны специальные таблицы для расчета показателей, введенных ПБУ 18. В декабре 2003 года на ежегодном семинаре главных бухгалтеров, который проводится перед составлением годового отчета, этим разработкам был уделен целый день. Много вопросов вызвало и ПБУ 17 – «Положение по учету расходов на НИОКР». Надо иметь в виду, что в отрасли проводится большая научно-исследовательская, опытно-конструкторская работа, заключено много договоров и по работам, связанным с совершенствованием технологий.

Наиболее спокойно было воспринято ПБУ 19 «Учет финансовых вложений». Оно вызвало не так много вопросов, хотя и там были свои неясности. Все эти стандарты введены в действие с 2003 года.

Кроме того, своим Приказом № 67н от 22.07.2003 года Минфин рекомендует к применению новые формы бухгалтерской отчетности, в которых нашли отражение показатели, введенные новыми стандартами бухгалтерского учета. Новые утвержденные в Компании отчетные формы были разработаны в соответствии с этим приказом. Особых трудностей в отношении методики заполнения не возникло, гораздо тяжелее было рассчитать те показатели, которые необходимо было отразить в этих формах.

С 2004 года введено в действие ПБУ 20 «Информация об участии в совместной деятельности». Пока особых вопросов его применение не вызывает.

Как Вы думаете, российская система бухгалтерских стандартов оптимальна или же требует доработки и, может быть, упрощения?

Российская система стандартов бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики еще только создается. Поэтому говорить о ее оптимальности преждевременно, тем более что идет процесс сближения наших стандартов с международными. Процесс доработки национальных стандартов России еще будет продолжаться не один год. Сейчас в Минфине разрабатывается Концепция развития бухгалтерского учета. В ее проекте предусматривается не только изменение отечественных стандартов и сближение их с международными, но и сближение налогового и бухгалтерского учета. В качестве основы для расчета налогов предлагается использовать данные бухгалтерского учета. Концепция должна быть в ближайшее время рассмотрена и принята Правительством РФ.

Каковы, на Ваш взгляд, пути сближения этих систем и какие выгоды или, возможно, минусы мы получим в итоге?

Сначала поговорим о том, что мешает введению международных стандартов у нас в России. Необходимо отметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) не регламентируют учетные процедуры. Конечно, за по- следние 10 лет российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) значительно изменились, различия между МСФО и РСБУ сгладились, но они еще существенны.

Первое из них заключается в следующем. МСФО рассматривают операции и события, исходя из их экономического содержания, а не правовой формы. Несмотря на то что РСБУ провозглашают приоритет содержания над формой, они еще достаточно далеки от полной реализации этого принципа, которому строго следуют МСФО. Примером может быть отражение недвижимого имущества. В МСФО право собственности не имеет столь большого значения для признания актива в случаях, когда организация контролирует выгоды, приносимые этим активом. Для МСФО актив является основным средством, даже если право собственности на него еще не зарегистрировано.

РСБУ требуют государственной регистрации. Даже если объект основных средств уже введен в эксплуатацию, но право собственности на него не зарегистрировано, в бухгалтерской отчетности он отражается как капитальные вложения, а не основное средство. А теперь объясню одно из различий, связанное со спецификой отрасли: нефть технологическая, которая необходима для процесса транспортировки нефти, в МСФО отражается как основное средство, а в РСБУ – как запасы.

Второе – многие положения российского законодательства опираются на данные российского бухгалтерского учета, например, закон «Об акционерных обществах» при определении размера дивидендов, величины чистых активов. Таким образом, необходимо будет вносить и изменения в те законы, которые используют понятия, применяемые в РСБУ.
Третье – статистика в России и все отчетные статистические формы, необходимые для расчета макроэкономических показателей, также основаны на РСБУ.

Четвертое – необходимы глоссарий, дающий точное и однозначное толкование терминов, применяемых в МСФО, а также узаконенный и принятый Комитетом по международным стандартам перевод МСФО на русский язык. Вот это, наверное, основные вопросы, которые необходимо решить при переходе на МСФО. Помимо этого существуют вопросы качественного аудита, обучения бухгалтеров и т. п., что само собой разумеется, я об этом не говорю.

Решение этих вопросов позволит вначале сблизить положения РСБУ и МСФО, а затем, возможно, и перейти на международные стандарты отчетности, хотя для малых и средних предприятий в переходе на МСФО, на мой взгляд, нет необходимости.

Как Вы оцениваете работу аудиторов компании ЗАО «КПМГ», в том числе по шкале полезности для «Транснефти»?

Эта аудиторская фирма имеет достаточно высокий авторитет в мире и не нуждается в рекламе. Специалисты фирмы – профессионалы, с ними приятно, спокойно работать. Поскольку у нас они проводили аудит только первый год, конечно, им пришлось знакомиться со спецификой Компании, потребовались дополнительные силы, однако они успешно справились со своей задачей.

Мне очень помогает в работе их способ отчета – меморандумы. В них аудиторы отмечают недостатки, причем найденные ими не только в учете, обращают внимание на возможные налоговые риски, обозначают последствия, к которым, по их мнению, могут привести указанные ими недоработки или ошибки. Сразу видны болевые точки, где необходимо принимать какие-то меры для исправления ситуации не только в учете и расчетах налогов, но и в организации работы производственных служб, в обеспечении информационной бе-зопасности и других направлениях хозяйственной деятельности.

Сейчас мы анализируем данные меморандумов. Выясняем, какие проблемы встречаются чаще и характерны для системы в целом, а какие есть только в отдельных дочерних обществах, определяем, является ли та или иная нерешенная проблема системной, которая может проявиться в других обществах, или просто нарушением, допущенным именно этим одним обществом. Стараемся определить причину и найти способ ее устранения, чтобы в дальнейшем исключить такие вопросы из меморандумов в принципе. В частности, достаточное количество однотипных проблем связано с учетом основных средств в обществах. Надеюсь, что та работа, которую проводит в настоящее время служба нормирования и технического регулирования по созданию классификатора основных средств для отрасли, поможет решить многие из них.

Что изменилось в работе бухгалтерских служб с внедрением в практику системы бюджетирования?

Конечно, введение бюджетирования не могло не оказать влияния на работу бухгалтерии. В некоторых дочерних обществах это положительно отразилось на выполнении графика документооборота, так как производственные службы стали быстрее представлять в бухгалтерии первичные отчетные документы. Надо четко представлять себе, что исполнение бюджетов обязательно подписывается главными бухгалтерами, а если в бухгалтерию не передан документ, то данных нет и на счетах бухгалтерского учета. Тем самым была исключена причина вечных расхождений между данными производственников и бухгалтеров.

В целом по отрасли для бухгалтеров введение бюджетирования добавило работы. И вот почему. В 2004 году Компания впервые ввела единый план счетов для дочерних обществ. Причем бухгалтерия старалась ввести при его разработке максимально необходимое количество уровней аналитики, позволяющих составить как бухгалтерскую отчетность, так и отчетность по исполнению утвержденных бюджетов. А увеличение объема аналитики требует большего, чем это было необходимо ранее, количества операций, проводимых бухгалтерами при обработке информации.

Как в связи с этим перестроено взаимодействие бухгалтерий и финансово-экономических служб дочерних обществ при формировании исполнения бюджетов?

Что касается взаимодействия между финасово-экономическими службами и бухгалтериями, то отмечу, что наши службы всегда работали слаженно и в тесном контакте. Введенная система бюджетирования во многом еще более укрепила эти связи.

Однако при введении бюджетирования обострились те проблемы, которые всегда, как хронические болезни, давали о себе знать, но с ними можно было жить. Теперь уже требуется оперативное вмешательство, необходимо как можно быстрее создать Единую информационную систему. Вопрос автоматизации отчетов по исполнению бюджетов сейчас является очень актуальным. Следует ускорить его решение, что в свою очередь позволит экономическим службам проводить более глубокий анализ отчетных форм по исполнению бюджетов, а следовательно, оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность.

Какие программные продукты используются в Компании для ведения бухгалтерского учета? Какие из них в наибольшей степени подходят для «Транснефти» и учитывают специфику ее деятельности?

В Компании для бухгалтерского учета используется программа «Галактика». В дочерних обществах применяются и другие программные продукты, как готовые адаптированные, так и специально разработанные. Однако все они предназначены и применяются только для бухгалтерского учета. Кроме того, многие требуют доработок, сопровождения, чтобы можно было хотя бы обеспечить автоматизацию учета. Поэтому в некоторых обществах ситуация по автоматизации просто критическая. И мне кажется, что неверно экономить на доработке старых продуктов, дожидаясь, пока будет выбран и внедрен новый. Такая экономия может сказаться на качестве учета, а это, в свою очередь, может привести к большим финансовым потерям.

В Компании ведется работа по созданию Единой информационной системы. Она нужна как воздух. Вопрос об автоматизации всех видов отчетности (бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой) назрел уже давно. К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени этот вопрос не решен, и вряд ли его удастся решить за один год. Ведь необходимо не только определить концепцию создания Единой информационной системы, но и выбрать программный продукт, внедрить его сначала параллельно с существующими системами, проверить качество обработки информации, провести доработки и т. д. Так что работа предстоит большая. Но «Транснефть» сильна своими профессиональными кадрами. Думаю, что и эта задача будет успешно решена.

А какие же требования предъявляются к работникам бухгалтерских служб, их знаниям и профессионализму?

Самые высокие. Это должны быть профессионально грамотные люди, дисциплинированные, исполнительные и в то же время инициативные. Кроме того, обстановка в коллективе должна быть рабочей и деловой.

Достаточно ли внимания уделяется их обучению и повышению квалификации?

Компания этим вопросам уделяет очень пристальное внимание. Во-первых, даже в должностных инструкциях начальников отделов бухгалтерии введено обязательное требование о наличии аттестата профессионального бухгалтера, аудитора или налогового консультанта. Для подтверждения соответствия требованиям этих аттестатов необходимо ежегодно проходить курс повышения квалификации продолжительностью не менее 40 часов. Компания приглашает преподавателей для проведения таких курсов прямо в здании «Транснефти». Считаю, что будет целесообразным и проведение аттестации со- трудников бухгалтерских служб, прежде всего главных бухгалтеров дочерних обществ, а также их филиалов. Сейчас, когда составлен годовой отчет, прошло общее собрание акционеров по итогам года, составлен отчет за I кв. 2004 года, заканчивается подготовка отчета за полугодие. Думаю, после этого можно будет подготовить и провести такую аттестацию.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.212 сек.
Яндекс.Метрика