19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 20:01:35
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Корпоративное управление и прозрачность предприятий в системе новой экономики



АНЖЕЛА КОТЛЯРОВА, начальник отдела отчётности предприятий департамента корпоративного управления МЭРТ
Источник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"
добавлено: 20-10-2004
просмотров: 12756

В информационную эпоху развития экономики большое значение как основной составляющей приобретает стратегическая обратная связь - информирование, коммуникация. Движение материальных ресурсов как в национальном, так и в международном масштабе все больше зависит от информации, на основе которой разные группы людей (инвесторы, кредиторы, клиенты, поставщики, служащие) принимают экономические решения.

Достижение высоких темпов роста и конкурентоспособности российских ком­паний требует постоянной инвестицион­ной активности и доступа к альтернатив­ным источникам финансирования. Вмес­те с тем одним из необходимых условий сколько-нибудь серьезного увеличения инвестиций в российские компании ин­весторы, и прежде всего зарубежные, считают существенное улучшение корпо­ративного управления. По различным экспертным оценкам, только за счет улучшения корпоративного управления капитализация российских компаний мо­жет повыситься на 20-40%. Ключевым фактором выхода на новый уровень кор­поративного управления является про­зрачность бизнеса для инвесторов.

Важнейшая задача на текущем этапе развития российской экономики - про­ведение реформ, способных обеспечить прозрачность экономических субъектов.

Ключевую роль в этом процессе играет реформирование сферы корпоративной отчетности. При этом надо иметь в виду всю цепочку, включая:

- подготовку и проверку отчетности ответственными службами компании, одобрение советом директоров и собра­нием акционеров;

- проведение независимого аудита финансовой отчетности, публикацию ин­формации и обработку ее аналитиками;

- принятие решений инвесторами и заинтересованными пользователями.

Инвесторам необходима уверенность в том, что информация, поступившая из компаний, является полной, точной и за­служивающей доверия. Руководство ком­паний, независимые советы директоров и независимые аудиторы должны испол­нять обязанности по обеспечению наи­высшего качества информации. Задача инвесторов и других заинтересованных

сторон - осуществить качественный ана­лиз поступающей к ним информации.

Большая ответственность лежит на раз­работчиках стандартов и регулирующих ор­ганах, которые формируют инфраструктуру и определяют роль большинства участни­ков цепочки корпоративной отчетности.

Правительством Российской Федера­ции осуществляются меры, направлен­ные на формирование полного перечня требований к компаниям, привлекающим инвестиционные ресурсы, в отношении их открытости. Для обеспечения гарантии качества финансовой информации о рос­сийских предприятиях, сопоставимости ее с информацией об иностранных ана­логах, правительством осуществляется применение Международных стандартов финансовой отчетности. Независимым экспертом, подтверждающим должное следование стандартам, в целом ряде случаев должен выступать внешний аудитор. Ужесточаются требования по раскры­тию информации государственным регу­лятором финансовых рынков.

Кроме традиционной финансовой ин­формации, все большее значение приоб­ретает раскрытие нефинансовой инфор­мации, характеризующей потенциал и стратегию развития компании, в том чис­ле в сфере корпоративного управления.

Позитивным фактором является на­личие в компании систем внутреннего контроля и управления рисками. Мин­экономразвития РФ в сфере корпоративного управления использует комплексный подход, предусматривающий, с одной сто­роны, работу по совершенствованию (уточнению и дополнению) законодатель­ства, непосредственно регулирующего де­ятельность компаний, и, с другой сторо­ны, реализацию инициатив по модерни­зации самой системы государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность (в основном по упрощению, а также обновлению используемых техно­логий).

Так, готовятся поправки в законода­тельство об акционерных обществах, об­ществах с ограниченной ответственнос­тью, товариществах, бухгалтерском уче­те и финансовой отчетности, оценке собственности компаний. Вместе с тем министерством разработаны поправки к закону о лицензировании, предусматривающие существенное сокращение ли­цензируемых видов деятельности, под­готовлен и находится в Государствен­ной думе законопроект о саморегулиру­емых организациях. Готовятся отрасле­вые (в области оценки собственности, аудиторской деятельности) законопро­екты, предусматривающие формирова­ние новой вертикали регулирования, состоящей из Правительства РФ, негосу­дарственной регулирующей организа­ции, и саморегулируемых профессио­нальных организаций.

Большое значение имеет повышение роли саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности.

Наряду с императивными мерами го­сударственного регулирования, направ­ленными прежде всего на общественно значимые компании, необходимо разви­вать инструменты косвенного регулиро­вания, в том числе методологическое и информационное содействие, стимули­рование лучшей практики. Такая страте­гия позволит совершенствовать корпора­тивное управление ценой меньших усилий и затрат для развивающихся предприятий и предприятий среднего бизнеса. В перспективе это облегчит для них выход на финансовый рынок и ис­пользование современных инструментов внешнего финансирования, присущих рыночной экономике. Минэкономразви­тия РФ проводит работу по методологиче­скому содействию предприятиям в ста­новлении внутренней системы сбора, контроля и анализа информации, необ­ходимой для принятия управленческих решений: Экспертно-консультационным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития РФ разра­батываются методические рекомендации по управленческому учету.

В соответствии с одной из ключе­вых концепций административной рефор­мы о презумпции невмешательства госу­дарства в предпринимательскую деятель­ность Минэкономразвития РФ проводится работа, направленная на оптимизацию системы представления и устранение из­быточных форм отчетности компаний. Предполагаются проведение исследова­ния компонентов системы учета и отчет­ности предприятий и выработка предло­жений по упрощению требований к со­держанию и порядку предоставления от­четности компаний в государственные органы.

Большое значение имеет повышение роли саморегулирования профессио­нальной и предпринимательской дея­тельности. В будущем эффективная сис­тема регулирования не может быть обес­печена без серьезной ревизии форм участия общества и неправительственных организаций в общей системе регулиро­вания, без формирования институтов об­щественного контроля и мониторинга. Для этого уже сегодня необходимы ини­циативы профессиональных и предпри­нимательских объединений по разработ­ке стандартов, этических норм професси­ональной и предпринимательской дея­тельности, организации обмена опытом, взаимодействия с государственными ор­ганами, зарубежными профессиональны­ми организациями.

Рынок ценных бумаг #19(274) 2004

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика