15 сентября 2019 г. Воскресенье | Время МСК: 15:27:59
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Учитывайте на будущее



Мария Евневич
Источник: Журнал "the CHIEF" (ШЕФ)
добавлено: 02-12-2004
просмотров: 12608

Нужен ли учет на предприятии? Нужен ли он кому-нибудь, кроме государства, которое на основании его взимает налоги?

На этот вопрос можно ответить только вопросом: «Смотря какой учет?».

Еще говорят так: бухгалтерский учет – это маска предприятия, а управленческий – его истинное лицо.

В бизнесе считают, рассчитывают и учитывают все и всё. И все делают это всё по-разному: не только разные предприятия имеют разный учет, но и разные подразделения внутри одного и того же предприятия.

Каждый считает так, как он желает. Свой учет у каждого подразделения предприятия: менеджеры считают свои расчеты с контрагентами, кассиры выручку, склад – вагоны, мешки и коробки, производство – выпуск продукции.

Но есть виды учета, которые едины для всего предприятия и дают комплексную картину по всем подразделениям. Это обязательные виды учета – бухгалтерский и налоговый. И есть необязательный, но необходимый вид учета – управленческий. Некоторые крупные предприятия отдельно ведут еще и финансовый учет. А в объединениях предприятий, таких, как холдинг, проблема учета стоит особенно остро: в каком виде, насколько и каким образом учетные данные с отдельных предприятий сводить воедино и стоит ли вообще консолидировать учет?

И действительно –
Зачем считать?

Зачем предприятию столько видов учета? Причины есть.

У каждого предприятия есть так называемые «группы влияния» – заинтересованные лица, которые ощутимо влияют на работу предприятия. Это учредители и акционеры, руководители и работники, кредиторы и инвесторы, государство и т.д.

Для каждой нужны свои виды учета.

Акционерам важно, сколько они получат дивидендов – поэтому им интересно, чтобы была посчитана прибыль. Для руководителей важна стабильность и репутация предприятия, и, чтобы предприятие продолжало успешно работать, им нужны текущие отчеты и прогнозы. Кредиторам важно, когда они получат обратно свои деньги, поэтому им интересны отчеты по финансовому состоянию предприятия, использованию средств и погашению кредитов. Для государства важно, сколько получит с этого предприятия бюджет – значит, нужно считать налоги.

Любая деятельность любого предприятия сопровождается постоянным учетом. Точнее, как минимум, тремя. Эти виды учета отличаются друг от друга по цели и средствам, форме и времени, пользователям и составителям.

1. Бухгалтерский учет

Является обязательным для любого предприятия. Так сказал Закон. Занимается бухгалтерским учетом бухгалтер (бухгалтерия) или лично сам руководитель (для ИП или хозяйственных обществ, состоящих из 1 человека) – первое лицо фирмы. Именно руководитель, вместе с главным бухгалтером, обязательно подписывает всю бухгалтерскую отчетность, и именно у руководителя будут проблемы (больше, чем у главного бухгалтера), если там будут ошибки.

Цель

Бухгалтерский учет ведется для отчетности. Изначально задачей бухгалтерского учета было показать структуру средств предприятия и их происхождение. Для этого баланс и состоит из 2 всем знакомых частей, различных по содержанию, но совпадающих по итоговой сумме.

Левая часть баланса – актив – показывает, что у предприятия есть. В Активе – деньги, расчетные счета, ценные бумаги, товарные запасы, здания и т.д.

Правая часть баланса – пассив – показывает, откуда это все взялось: где предприятие взяло деньги и имущество, на какие средства все было приобретено и кому предприятие теперь должно и сколько. В Пассиве отражен Уставной Капитал – сколько денег было своих сразу, кредиты – сколько денег пришлось одолжить, прибыль – сколько денег заработали сами и т.д.. Вечная истерика бухгалтерии – когда Актив не сходится с Пассивом по итоговой сумме. Утрированно говоря, если Актив по сумме больше, чем Пассив – то получается, что предприятие что-то приобрело, но непонятно, на какие деньги. Если больше Пассив – то не понятно, куда предприятие деньги потратило.

Средства

Средства ведения бухгалтерского учета прописаны в законе. Вся первичная документация: расходные и приходные ордера, накладные, счета-фактуры и т.д., именно такие, как написано в законе, и они не могут быть другими. То же самое касается и вторичных учетных форм: Кассовой книги, Главной книги и т.д., и форм отчетности.

Время

Бухгалтерский учет всегда ведется по факту. Поэтому время бухгалтерии – прошедшее. Бухгалтерский учет не планирует и не анализирует текущее положение. Бухгалтерия – это летопись средств жизни предприятия, причем далекая от действительности. Свершившимся фактом для бухгалтерии является документ. Причем, обязательно снабженный подписью и печатью. Если документа нет – значит, не было и действия. Нет чека – не было покупки. Нет накладной – не было поставки. Нет платежки и выписки – не было платежа или перевода денег. Поэтому во многих фирмах бухгалтеров никто не любит: для менеджера, если он товар отвез – значит, поставка была. Но если он при этом потерял накладную – для бухгалтерии его поставки не было.

Кому выгодно?

Кому нужен бухгалтерский учет? Всем, кто напрямую в деятельность предприятия не вовлечен, но должен знать, что же там происходит. Бухгалтерский учет нужен государству, чтобы посчитать ВВП, знать, с кого сколько взять налогов, и для статистики. Бухгалтерский учет нужен акционерам, чтобы видеть свою прибыль. Особенно мелким внешним акционерам в Открытых акционерных обществах (ОАО), для которых бухгалтерская отчетность – единственный источник информации о том, сколько им положено денег. Бухгалтерский учет нужен для анализа – чтобы пролистать итоговые отчеты за последние годы и сказать: «ничего себе, как мы выросли!».

На самом деле данные бухгалтерского учета далеки от реальности, как на Западе, так и в России. И если на Западе принято доходы преувеличивать – чтобы увеличить стоимость акций, то в России принято прибыли занижать, вплоть до отрицательных величин. Поэтому мировая статистика, снабженная обобщенными данными нашей бухгалтерской отчетности, считает Россию страной нищей, безденежной...

Для холдинга

Бухгалтерский учет ведется по отдельным юридическим лицам. Для холдинга, как единого большого бизнес-образования бухгалтерский учет, по сравнению с тем же самым управленческим учетом, нерепрезентативен и неактуален. Для всего холдинга в целом порой ничего не значит тот факт, что одно предприятие внутри холдинга должно другому предприятию. Все равно все деньги остаются внутри одной структуры. А все перебрасываемые с предприятия на предприятия долги – лишь результат схем минимизации налогов, а не свидетельство перехода прав собственности или реальных обязательств. То же самое касается и прибылей и убытков на отдельных фирмах холдинга. Прибыли и убытки в холдинге появляются на тех предприятиях, где их держать удобнее и выгоднее с точки зрения налогов и других обязательных платежей, поэтому они не отражают реального финансового положения предприятия. И даже консолидированный баланс, если таковой есть, не отражает реальности. От официального бухгалтерского учета в холдинге толку мало не только для целей оперативного управления, но и даже для целей анализа прошлых периодов.

2. Налоговый учет

Налоговым учетом тоже занимается бухгалтерия. Чисто российская заморочка – в том, что бухгалтерский учет и налоговый у нас отличаются. Бухгалтера сходят с ума от того, что одни и те же хозяйственные операции для налогового учета называются и оформляются одним способом, а для бухгалтерского – другим.

Например, одни и те же расходы по бухгалтерскому учету уменьшают прибыль, а по налоговому – нет. Это удваивает работу бухгалтерии.

Цель

Налоговый учет нужен для того, чтобы определить, сколько предприятие теперь должно государству и внебюджетным фондам. Для каждого действия, для каждой закупки, для каждой поставки, для каждой зарплаты или купленного компьютера налоговый учет сразу сообщает: теперь в этом месяце мы заплатим на столько-то рублей больше НДС, начислений в пенсионный фонд, налога на имущество и т.д..

Средства

Для налогового учета существуют специальные регистры (о горе бухгалтерам!), отличные от регистров бухгалтерского учета. Это издевательство придумали не так давно, всего пару лет назад. Работы у бухгалтерии сразу стало в полтора раза больше. Конечно же, «любимые» бухгалтерские программы типа «1С» теоретически делают бухгалтерский и налоговый учет одновременно. Проблема в том, что обычному бухгалтеру разобраться с этой программой невозможно. Все предприятия отличаются друг от друга, и настраивать программу нужно индивидуально под каждое. Сам бухгалтер этого сделать не может, а внешний настройщик не понимает, чего бухгалтер-пользователь от него и от программы «1С» хочет. В крупных фирмах собственная IT -служба, компьютерщики, налаживают все учетные программы. А в мелких и средних фирмах бухгалтера половину учета ведут в программе, половину данных вписывают в формы вручную, а потом все проверяют в MS E xcel и на калькуляторе.

Время

Время налогового учета, как и время бухгалтерского – прошедшее.

Кому выгодно?

Ненавидя бухгалтерию, некоторые сотрудники предприятий ошибочно предполагают, что бухгалтерский и налоговый учет – это то, что нужно бухгалтерам. На самом деле, это не так.

Бухгалтерам налоговый и бухгалтерский учет тоже не нужен. Просто бухгалтера умеют этот учет делать. А нужен он – Налоговой инспекции и Налоговой полиции, Пенсионному фонду и Фонду социального страхования, государству, собирающему налоги в бюджет, и, наверное, немного пенсионерам, больницам, студентам, школьникам и военным, которые кое-что из этих денег получают, в том числе в форме дотационных культуры, здравоохранения и образования.

Для холдинга

Для холдинга налоговый учет – это сборник документов, отражающих эффективность налогового планирования. Чем меньше суммы в налоговом учете – тем лучше сработали финансовые и налоговые специалисты холдинга. Самое приятное для предприятия – это когда государство еще ему должно за налоги, а не наоборот.

Управленческий учет

То, без чего предприятие нормально жить и работать не может. Управленческий учет также может называться неформальным, так как формальности и опечатанные и многократно подписанные документы для этого вида учета ни к чему. Управленческим учетом может заниматься как отдельный специалист по финансам на предприятии, так и сам руководитель лично. И если в бухгалтерские учет руководители зачастую стараются не вникать, управленческим учетом интересуются всегда.

Цель

Цель управленческого учета – это управление предприятием (пусть масло масляное, но это правда). Результаты управленческого учета реальны, в то время как результаты бухгалтерского учета номинальны. Управленческий учет дает полную информацию, необходимую для принятия решений: закупать или не закупать, отгружать или не отгружать, начать новый проект или подождать до конца месяца и т. д.

Ситуация оценивается по реально свершившимся фактам, а не по документам. Учитываются прогнозы, тенденции, предполагаемые вероятные события, возможные изменения ситуации. В управленческом учете, например, можно увидеть доходность отдельных проектов, а в бухгалтерском только доходность отдельных юридических лиц.

Точность бухгалтерского учета – до копейки, точность налогового – тоже до копейки, но эти копейки не соответствуют реальным копейкам. Отличны реальности сами первоначальные данные, которые так точно посчитали.

В бухгалтерском и налоговом учете, при всей их точности, много абсурда. Например, некоторые предприятия предпочитают свой учет не упрощать, а запутывать. Например, такой оригинальный ход: товар, допустим, металлические трубы, приходит на фирму в метрах, а уходит в тоннах. Посчитать, весь ли товар ушел, который пришел, невозможно. Да предприятию это и не нужно. А налоговая инспекция, если ей это надо, может взять сертификаты с данными по плотности металлов и пересчитать, сколько же метров труб ушло в этих тоннах. До того – придраться не к чему.

Точность управленческого учета значительно ниже: до десятка процентов от оборота. Зато реальность его на порядок выше.

Бухгалтерский учет – это маска предприятия, а управленческий – его истинное лицо.

Именно поэтому каждый руководитель предприятия сделает все, чтобы данные его управленческого учета не попали в чужие руки. На малых и средних предприятиях управленческим учетом, как правило, руководство занимается самостоятельно. На крупных предприятиях управленческим учетом могут заниматься только особо надежные сотрудники.

Существует также такая практика: крупная фирма или объединение разделено на несколько бизнес-единиц, и по каждой ведется отдельный учет. Руководитель получает и аккумулирует у себя все данные, и воедино их сводит только он сам. Остальные учетчики владеют только информацией по своей бизнес-единице, что делает их жизнь более спокойной: меньше знаешь – крепче спишь.

Время

Время управленческого учета – настоящее и будущее. Бухгалтерский учет ведется в прошлом, а управленческий в настоящем. Бухгалтерский учет предоставляется в конце отчетного периода – то есть через месяц после истечения квартала или через квартал после истечения года. управленческий учет предоставляется тотчас же, как скажут. Он предоставляется до совершающейся операции и сразу после нее. Бухгалтерский учет анализируется эпизодически, а управленческий – постоянно, в текущем режиме. Если у предприятия проблемы – бухгалтерский учет скажет об этом в следующем периоде, а управленческий – заранее.

Кому выгодно?

Управленческий учет нужен самому предприятию. Это его направляющая. Управленческий учет нужен руководителю, чтобы оценивать ситуацию, принимать решения и чтобы эффективно работать и видеть реальные результаты своей работы.

Для холдинга

Управленческий учет – это ценный вид учета для холдинга. Он не формален, и для него границы юридических лиц – это не границы. Управленческий учет дает сводные цифры и показатели по всему холдингу и возможность проанализировать деятельность всего холдинга в целом. В управленческом учете по холдингу всплывают реальные цифры, которые руководители желают знать и никому предпочитают не показывать. Там появляется настоящая прибыль, а не запутанный комплекс прибылей и убытков каждого предприятия.

Курс на запад

Предприятия с долей иностранного капитала ведут еще один вид учета: учет по западным стандартам.

Этот учет, одновременно с тем, что является официальным, является еще и похожим на реальность. Он гораздо проще и нагляднее, чем наш бухгалтерский, и сразу дает понять, как предприятие работало за период, что оно заработало, и каково теперь его положение.

В нашем официальном бухгалтерском учете – обилие странных счетов, и человек без соответствующего, не просто экономического, а именно бухгалтерского образования едва ли сможет понять, что же в итоге говорит «Баланс» или «Отчет о финансовых результатах» о предприятии. В западном учете может разобраться даже ребенок. Там все просто: «Сколько было» + «Сколько заработали» – «Сколько потратили» = «Сколько есть». «Сколько есть» – «Сколько мы должны» + «Сколько нам должны» = «Сколько есть реально принадлежащего нам».

Когда наша страна перейдет на западные стандарты учета? Этого ждут уже давно, но страна большая, и поворачивается она медленно. В силу стойких бюрократических традиций, мы считаем, «как положено» – чтобы от нас отстали, и «как удобно» – чтобы работать. Зато у нашего народа развивается комплексное мышление, смекалка и многозадачность.

Российский бухгалтер – как Windows . Он может держать в голове несколько «окон» одновременно, занимаясь двумя, тремя, четырьмя, пятью видами учета... И, разумеется, так же «подвисать».

С разной степенью неустранимости.

На врезку:

Мы считаем, «как положено» – чтобы от нас отстали, и «как удобно» – чтобы работать

Журнал Шеф #11(35), 2004

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.206 сек.
Яндекс.Метрика