19 сентября 2019 г. Четверг | Время МСК: 09:50:40
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Новая экономика: зарубежный опыт и российская специфика



Пашкус Вадим Юрьевич

Пашкус Вадим Юрьевич
Доцент Санкт-Петербургского Государственного университета

добавлено: 16-12-2004
просмотров: 17642
В последнее десятилетие XX века в научный оборот вошел термин Новая экономика. Можно полагать, что наиболее передовые фирмы (судя по списку Fortune 500) работают в секторах рынка, которые в большей степени является ее порождением. Вместе с тем, до сих пор не существует единого признанного определения новой экономики и при обсуждении подобных вопросов часто исходят из неверного понимания ее сути. Постараемся рассмотреть некоторые, часто употребляемые, определения.

Новой экономикой ( с точки зрения масс-культуры, которая, к сожалению, проявляется и в научных статьях ) называют все компании, связанные с Интернетом и рынком информационных технологий (особенно в секторе B 2 C ). Данное определение представляется излишне поверхностным, ибо не учитывает ни человеческий капитал, ни инновационный характер Новой экономики, который делает ее действительно новой. Именно на нем основываются многие экономисты, заявляющие что «Новая экономика – это мыльный пузырь» и ничего нового в ней нет.

Новой экономикой ( с позиций менеджмента компаний ) называют компании, работающие на быстрорастущих рынках, где «главным критерием является развитие компании за счет умелых и активных предпринимательских действий ее руководства». [1] Однако под это определение подходит практически любая компания на быстро растущем рынке, а среди лидеров Новой экономики есть и иные компании.

И, наконец, с точки зрения PR –технологий , Новая экономика связана исключительно с интеллектуальным потенциалом. Однако и это определение принять нельзя, ибо инновации в IT –секторе не исчерпывают Новую экономику.

Можно попытаться рассмотреть данное понятие и с иной точки зрения. Особенностью новой экономики – является движение «к технико-экономическому паритету … в мире остается все меньше и меньше товаров, услуг, технологий, знаний, опыта или процессов в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Милане и Мадриде, которые не были бы недоступны нашим братьям и сестрам в Бангалоре, Сеуле, Гданьске, Буэнос-Айресе или Куала-Лумпуре». [3, 35] Современные компании конкурируют на основе знаний, но сами знания с течением времени и ускорением всех социальных и экономических процессов, становятся все менее долговечными. Рынки изменяются, приобретая фрагментарный характер с точки зрения требований, предъявляющихся со стороны «новых потребителей постмодерна». Фрагментация потребителей проявляется в сосуществовании разнообразных стилей и образов жизни, предпочтений, систем ценностей, что кардинальным образом меняет представления о социальных институтах и об их влиянии на развитие индивидов. Следовательно, Новая экономика, глобальная благодаря развитию и распространению знаний, технологий, информации, в то же самое время фрагментарна, и двойственный характер данной экономической системы в еще большей степени усложняет процесс анализа основных тенденций ее развития . Подобная амбивалентность приводит к совершенно иному типу взаимоотношений в рамках рыночной системы. Это – несколько иные представления о роли фирмы и подходах к управлению компанией. Безусловно, это и иные потребители, которые приобретают разнообразные продукты с целью социальной и психологической актуализации своего собственного «я». Изменяются традиционные представления о продукте и его назначении: очевидна трансформация от объекта необходимости к культурному и психологическому артефакту, посредством которого возможно выражение своей индивидуальности. В этой связи, рыночная и экономическая позиция потребителей так же подвергается изменению: «…раньше потребители страдали от нехватки товаров. Теперь … компании страдают от дефицита покупателей». [4, 9]

Новая экономика – это смешение стилей, субкультур, направлений. В результате, в рамках подобной среды возрастает количество требований, соблюдение которых необходимо для успешной коммерческой деятельности. Вероятно, достигнут успеха те организации, которые смогут выработать уникальную инновационную концепцию развития своего бизнеса и создадут все необходимые предпосылки и внутренние условия для активных действий в выбранном направлении. «Будущее невозможно предсказать – его нужно создавать. Вы либо наблюдаете, как что-то происходит, либо определяете то, что происходит». [3, 43] Так как фирму окружает слишком большое число непредсказуемых и сложно идентифицируемых факторов внешней среды, то если организация будет стремиться постоянно их отслеживать и учитывать, тратя излишние средства на сам процесс мониторинга среды, она просто утонет в море информации. Стремления и попытки «угнаться» за достижениями конкурентов, с постоянной оглядкой только лишь на то, что было достигнуто когда-то и кем-то, в итоге, может ни к чему не привести. Поэтому, возможно, наиболее эффективным способом существования и развития в условиях Новой экономики с колоссальными объемами информации и постоянно возрастающей скоростью изменения этой информации, является четкая самоидентификация, ясное самоопределение, продуманный подход к выработке направления развития фирмы.

Одним из вариантов новой предпринимательской структуры Новой экономики является « Funky Inc .». «Это организация, которая стремится изменить обстоятельства и непредсказуемость нашего времени. Ее отличие и ее постоянное стремление быть отличной бросается в глаза во всем, что она делает и даже в том, как она выглядит». [3, 142] « Funky Inc .» представляет собой компанию:

  • Специализированную (узкая и целенаправленная специализация + глубокое фокусирование).
  • Имеющая большой леверидж (как возможность привлечения чужих средств для наращивания своей мощи).
  • Тотально инновационную (инновационный образ мышления касается каждого в компании, по отношению к любым вопросам).
  • Гетерархичную.

Эффективность « Funky Inc .» по сравнению, например, с некоторыми промышленными гигантами не вызывает сомнения: в США 62% инвестиций в информационные технологии, сделанных за последние 5 лет «классическими» компаниями, не принесли ощутимых успехов, в то время как остальные 31% обеспечили экономический рост и увеличение производительности труда до 2,5% в год. [2]

Теперь рассмотрим российскую специфику Новой экономики. На первый взгляд, российская экономика находится сейчас не на той стадии, чтобы успешно конкурировать со своими западными коллегами и до Новой экономики России еще далеко.

Можно выделить следующие основные причины отставания российских компаний в высокоинновационной области:

  • Отсутствие необходимой государственной поддержки;
  • Неадекватное управленческое мышление российских менеджеров;
  • Неготовность платить существенные суммы за IT-технологии и отсутствие реальной потребности в них;
  • Возложение всей ответственности за процесс и результаты внедрения только на IT-отдел предприятия;
  • Нечеткое формулирование топ-менеджментом своих потребностей, размытость целей и задач проектов;
  • Отсутствие поддержки внедрения IT-технологий со стороны руководства компании;
  • Негибкость внедряемых решений, навязывание чужих бизнес-моделей;
  • Сосредоточенность исполнителей на технике, а не на бизнесе;
  • Недостаточное знание исполнителями специфики деятельности и отсутствие опыта успешного внедрения на российских предприятиях.

Однако, ни для кого не секрет, что российские специалисты очень успешно выживают в этих же условиях и их знания пользуются устойчивым спросом. Это объясняется тем, что российская действительность вынуждает быть гибким, легко приспосабливаться к изменяющемуся миру и активно действовать в целях выживания (а это именно то, что и требует новая экономика!). Иностранные менеджеры не всегда имеют столь же мощные стимулы для постоянного развития, и, следовательно, проигрывают в конкурентной борьбе.

Складывается удивительный парадокс. Российские специалисты весьма конкурентоспособны, а российские предприятия никак не могут выйти даже на средний уровень: в условиях неустойчивой законодательной базы, криминальном прошлом существенной части нашего бизнеса и общей смуты политических и экономических подходов гораздо проще заработать на перепродажах, чем на производстве чего-то нового.

Отметим, что это положение уже далеко не столь бесперспективно как может показаться на первый взгляд. И российская действительность порождает новый вид компаний, работающих уже не, сколько в производстве (тем более не массовом производстве), а в сфере оказания услуг по распространению и внедрению инноваций. Многие из этих компаний вышли в современный мир из тех самых, не приспособленных к новой жизни, советских институтов и лабораторий.

На современном рынке такие компании занимают особое место. Чтобы выжить и развиваться, им приходится искать новых, никем не испробованных путей. Гибкость их структуры и инновационные подходы − это основа их существования. Чтобы выжить, эти компании вынуждены искать новые рынки для своей инновационной продукции, и, как правило, им приходится создавать эти рынки самим. В ходе внедрения инновационной продукции на вновь созданных рынках, они преобразуют сознание руководства компаний-клиентов. А значит, постепенно изменяют их бизнес и стимулируют реинжиниринговые процессы. Таким образом, все та же российская действительность порождает детище новой экономики. И в этом видятся перспективы российской экономики в XXI веке.


Литература

  • Амосов Ю. Никто не знает, что мы назовем новой экономикой через год // iBusines. 2000. №7.
  • Бейкер Д., Абрахамс П. «Новая экономика» – это почти миф // Ведомости. 2001. 18 окт. С. А7.
  • Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2000.
  • Пинк Д. Еще одна притча о реинжиниринге или новое учение доктора Хаммера // Искусство управления. 2002. №1 (13).
  • Так К. Нордстрем и Й. Риддестралле называют идеальную предпринимательскую структуру постиндустриального общества.
Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.296 сек.
Яндекс.Метрика