![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Общественная палата Тульской областиСоциальный проектИнициатор проекта Селиванов Анатолий Николаевич, к.т.н. Директор НП «НТО-ИнфоКом», Тел. (0872) 36-47-32, E-mail:[email protected] добавлено: 22-12-2004
просмотров: 18340 О проекте «Общественная палата Тульской области»
Введение Эксперты и политики активно подключились к обсуждению концептуальных основ Общественной палаты и уже выносятся на обсуждение первые проекты соответствующего Федерального Закона. На сегодняшний день, наиболее проработанная концепция Закона «Об Общественной палате РФ» разработана недавно созданным Институтом общественного проектирования. Эта концепция была представлена директором этого института, главным редактором журнала «Эксперт» Валерием Фадеевым на Всероссийском Социальном Форуме 11 ноября в Перми. Развернувшаяся дискуссия по поводу создания Общественной палаты показывает, что большинство её участников принципиально поддерживают её создание, однако многие высказывают сомнение в возможности практической реализации этой идеи. Центральными вопросами, порождающими эти сомнения, являются: механизм формирования и состав Палаты, способ обеспечения её независимости от властных структур и взаимодействия с ними, права и полномочия, которые должны быть закреплены за ней Законом. Не мало споров возникает и по поводу целей и задач. Из всех известных нам в данный момент концепций, данный проект имеет наибольшую глубину проработки и структурно может быть основой для дальнейших обсуждений, хотя и имеет, на наш взгляд ряд существенных недостатков и противоречий, требующих общественной экспертизы и доработки. Наиболее слабым звеном проекта остаётся механизм формирования Общественной Палаты, хотя авторы уделили этому достаточно много внимания. Представленный ими порядок включает три этапа первоначального создания Палаты и механизм последующих обновлений состава в процессе её «штатного» функционирования. По существу, предлагается модель Общественной палаты, как некоторое «общественное объединение общероссийских общественных объединений» , то есть надстройка, которая, как предполагается, обеспечит более эффективное взаимодействие Гражданского общества с властью. Поскольку предлагается полный состав Палаты - 108 человек, то соответственно в ней будет представлено максимум столько же Общественных объединений. Однако: Во-первых , не следует забывать, что различные общественные структуры создаются на разных принципах общности (социальные, национальные, профессиональные, политические, правозащитные, досуговые, религиозные и т.д.), отличаются между собой целями и задачами. Их гораздо больше. Только в Тульской области зарегистрировано около 1500 различных общественных и некоммерческих организаций. Под какую генеральную цель их можно объединить? Кто и какими критериями будет руководствоваться при выборе организаций, «достойных» быть представленными в Общественной Палате? В проекте это опять поручается сначала органам власти, а затем самим членам Общественной палаты. Это всё равно, что депутатам Думы предложить самим определять состав Думы на следующий период. Во-вторых , в предложенной концепции фигурируют только «общероссийские» объединения, т.е. объединения, лидеры которых в подавляющем большинстве находятся в Москве. Значит опять страна «Московия» будет представлять интересы Гражданского общества всей России? В третьих , почему понятие «гражданское общество» ограничено только зарегистрированными общественными объединениями? По Российскому законодательству имеют право существовать и общественные организации, действующие на основании Устава, но без образования юридического лица. А сколько имеется общественно активных граждан, не входящих в общественные организации? Они ведь тоже являются мощным интеллектуальным потенциалом общества. Чтобы снять эти противоречия, необходимо договориться по следующим основным вопросам: 1. Сформулировать единое понятие «что такое Гражданское общество?». 2. Определить цели, объединяющие всех членов Гражданского общества на конкретной административной территории (страна, регион, муниципальное образование), независимо от их национальности, вероисповедания, профессиональных и иных интересах. Только на такой основе можно сформулировать миссию Общественной палаты построить адекватную структуру. 3. Найти механизм согласования региональных целей и интересов с общегосударственными и на этой основе формировать состав Российской Общественной Палаты. В связи с этим, мы решили внести свою лепту в вопросы осмысления методов решения поставленной Президентом РФ задачи, исходя из надежды на то, что это не формальный политический ход руководителя государства в связи с укреплением вертикали власти, а реальное желание подключить интеллект гражданского общества к участию в управлении государством. Наш проект разработан применительно к региональному уровню управления на примере Тульской области. Однако, как мы себе представляем, он может рассматриваться и безотносительно к территориальной привязке и, если общественность примет наши предложения, то основные его принципы легко могут быть трансформированы на федеральный уровень. Основные определения и принципы: 1. Гражданское общество (ГО). В политологической и социологической литературе существует огромное множество различных определений данного понятия. Это многообразие обусловлено не только различными идеологиями, но и его многогранностью. Каждое определение отражает только определённые грани, внутреннюю структуру, элементы, аспекты и функции ГО. Чтобы не утонуть в этом многообразии, приведём только несколько частных характеристик понятия ГО, которые позволят на интуитивном уровне понять смысл этого термина. Итак, в контексте данного проекта, Гражданское общество - это :
2. Основа для консолидации Гражданского общества. Какая идея может послужить основой для объединения людей в Гражданское общество? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: каждый человек независимо от занимаемого положения, интересов и пристрастий стремится к повышению «качества своей жизни» . Понятие « качество жизни » - это очень ёмкое понятие, описываемое множеством критериев, характеризующих экологический, социальный, экономический, культурный и другие аспекты жизни человека. Только некоторые стороны качества жизни отдельно взятый человек может решить своими силами на основе соревновательности (конкуренции) с другими людьми (например, добиться лучшего финансового положения и более высокого статуса в обществе, улучшить микроэкологию в своей квартире и т.д.). Большинство же параметров можно улучшить только через совместные групповые целенаправленные действия . И в этом смысле каждый член данного территориально-административного сообщества потенциально заинтересован в повышении общего уровня качества жизни на данной территории, что достигается через социально-экономическое развитие региона. Таким образом, социально-экономическое развитие региона является тем объединяющим началом её жителей, которое должно быть положено в основу целеполагания деятельности не только Общественной Палаты, но и всех ветвей власти. Это и есть основа для консолидации не только на региональном, но и на общероссийском уровне. Общественная Палата не должна подменять собой действующие на данной территории общественные объединения . Решение всех вопросов, не имеющих прямого отношения к повышению качества жизни населения в целом, должно осуществляться через действующие общественные структуры, представленные в Гражданском собрании , к которым данный вопрос имеет прямое отношение в соответствии с их уставами. К таким структурам можно отнести организации, сформированные на локальных принципах общности: социальном, национальном, профессиональном, политическом, половозрастном, религиозном, досуговом и т.д. В этом смысле Общественная Палата должна выступать в роли промежуточного звена между властью и Гражданским обществом. 3. Миссия Общественной Палаты. Наличие общей цели у Гражданского общества позволяет достаточно ясно сформулировать миссию, цели и задачи Общественной Палаты, а затем ответить и на другие вопросы по структуре, функциям, механизму формирования Палаты и взаимодействия с различными институтами Гражданского общества и с органами власти. Наличие общей цели является платформой для построения схемы естественной самоорганизации и саморазвития Гражданского общества. Наше представление о миссии Общественной Палаты Тульской области (очевидно, она применима и для других регионов): Миссия Общественной Палаты – самоорганизация и развитие постиндустриального Гражданского общества в регионе, как новой общественной культуры , предполагающей активное участие граждан в выработке и реализации наиболее важных решений, влияющих на социально-экономическое развитие региона и жизнь общества на основе обеспечения оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.
Дадим некоторые пояснения такой формулировке: - О птимальное, гармоничное сочетание частных и общественных интересов в миссии Общественной Палаты обеспечивается за счёт приоритета первичных духовно-нравственных интересов граждан над корпоративными интересами и целевыми установками органов управления территорией . Выражается этот принцип как в целях и задачах Общественной Палаты , так и в методах его формирования, структуре, механизме взаимодействия с различными ветвями власти. - Понятие «постиндустриальное Гражданское общество» отражает необходимость развития ГО и деятельности Общественной Палаты с учётом реалий XXI века. Это означает ориентацию на формирование регионального информационного общества [1] , новой ( знание-ёмкой) экономики [2] и работников, ориентированных на новую экономику – работников знания [3] .
4. Общественная Палата: внешние, внутренние и передаточные функции. 4.1. В.В. Путин определил в сжатой форме основные «внешние» функции для общероссийской Общественной Палаты: 1) Это «площадка для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы». 2) Общественная Палата «должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, имеют общенациональное значение». 3) «.. Фактически речь идет о гражданском контроле за работой госаппарата». Соответственно, эти функции должны проецироваться и на региональный уровень. 4.2. Для реализации внешних функций необходимо в механизм функционирования региональной Палаты закладывать соответствующие «внутренние» функции : а) Палата должна быть тем местом, где общественность имеет возможность на уровне индивидов выявить и сформулировать свои инициативы, направленные на повышение общего уровня качества жизни на данной территории; б) Палата должна «вырастать» естественным образом из Гражданского общества и быть интегрированным в него через систему прямых и обратных связей, представлять все слои общества. в) Палата должна обладать всеми возможностями для доведения гражданских инициатив до уровня законченных проектов (концепций, программ, законопроектов и т.п.), подготовленных для передачи во властные структуры. Для этого Гражданское общество должно соответствующим образом самоорганизоваться , превратиться в саморазвивающуюся полнофункциональную систему, обеспечивающую постоянное участие рядовых членов в разработке инициативных проектов и взаимодействие с Общественной палатой. Такая система должна работать на расширение целенаправленной инициативы граждан и развитие Гражданского общества как массовой среды для формирования гражданской элиты – потенциальных членов ОП . В связи с этим предлагается двухуровневая структура Общественной палаты (см . сх.1 ) , включающая:
Идея встраивания в механизм формирования Общественной палаты такой структуры как Гражданское собрание я вляется одним из ключевых моментов данного проекта. 4.3. «Передаточная» функция Палаты заключается в передаче всех вопросов, не имеющих прямого отношения к социально-экономическому развитию региона, действующим общественным структурам, представленным в Гражданском собрании. Общественная Палата в этом случае выполняет следующие задачи:
5. Двухуровневая структура Общественной Палаты. Поскольку Гражданский парламент и Гражданское собрание, как две части Общественной палаты составляют единый организм, то их объединяют, в первую очередь , общая миссия, цели и задачи. Разделение между палатами проходит на функциональном уровне. 5.1. Гражданский парламент (ГП).
Структура Гражданского парламента, обеспечивающего внешние функции Общественной Палаты, не должна быть громоздкой, а её состав должен изменяться только в зависимости от реального профессионального вклада каждого его члена и приоритетов проблем развития региона в каждый конкретный период времени, а не от властной и политической конъюнктуры. Основная деятельность ГП должна быть сосредоточена на продвижении в органах власти инициатив Гражданского общества, доведённых до уровня проектов в Нижней палате, на экспертизе ключевых законопроектов (с подключением при необходимости потенциала Нижней палаты) и на гражданском контроле за работой госаппарата. 5.2. Гражданское собрание (ГС).
Количественный и качественный состава ГС , а также результативность его повседневной деятельности напрямую определяют профессиональный уровень состава Гражданского парламента. ГС - это своего рода фильтр для естественного отбора наиболее интеллектуальной и дееспособной части элиты, которой Гражданское общество доверяет представлять свои интересы в структурах власти. Одновременно ГС – это школа развития гражданственности населения на основе реальных дел.
В связи с этим должна применяться упрощённая процедура вступления и участия в Гражданском собрании на основе подписания Декларации о присоединении к Гражданскому Собранию. Таким образом, Гражданское собрание является первой ступенью к формированию Общественной Палаты и её фундаментом . Поскольку фундамент – это только нижняя часть здания, то должна существовать и верхняя наземная часть Общественной Палаты, которая в данном проекте носит название - Гражданский парламент. Соответственно, как фундамент дома нельзя отделить от жилой части здания, так и Общественная палата неотделима как от Гражданского собрания, так и Гражданского парламента. 5. Структура и механизм формирования Общественной Палаты. Механизм формирования Общественной палаты и её основных элементов показан на сх.1. Гражданское собрание (Нижняя палата) формируется, как отмечалось выше, путём добровольного вхождения любого гражданина либо официального представителя общественной некоммерческой организации (один уполномоченный представитель), согласных с миссией, целями и задачами Гражданского парламента, изложенными в соответствующем Меморандуме, и готовых безвозмездно сотрудничать для их реализации. Такой принцип позволяет обеспечить массовое вовлечение граждан в процесс развития Гражданского общества и максимально использовать интеллектуальный потенциал региона для его развития. Гражданское собрание, являясь высшим органом управления Общественной Палаты, формирует его коллегиальные и рабочие органы, включая Координационный и Экспертный Советы и Исполнительный орган – Дирекцию. Координационный Совет обеспечивает стратегическое и оперативное управление Общественной Палатой, координирующим действия Нижней и Верхней палат, а также является основным звеном в формировании состава Общественной палаты и гарантом единства целей и задач обеих палат. В задачу Координационного Совета входит обобщение и координация действий и проектов, выполняемых в Комиссиях и Комитетах. Обеспечение контроля за законностью действий и эффективности работы Общественной Палаты, для координации взаимодействия с различными внешними структурами, создаётся Наблюдательный Совет . При формировании состава Наблюдательного совета соблюдается принцип сбалансированного представительства основных сообществ регионального развития – органов законодательной, исполнительной и судебной власти, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества, благотворительных организаций и инвестиционных институтов, а также муниципальных образований Тульской области. Такой состав призван, помимо контрольно-надзорных функций, обеспечивать общественную поддержку деятельности Парламента. От Общественной Палаты в Наблюдательный совет по должности входят председатели Координационного и Экспертного советов Парламента . Комиссии Нижней палаты и Комитеты Общественной палаты имеют одинаковую целевую направленность, обусловленную Миссией и целями Гражданского парламента (социально-экономическое развитие региона и повышение качества жизни населения):
Соответственно каждый член Гражданского собрания сам определяет в каких комиссиях он считает возможным применить свои знания и опыт. Для решения отдельных проектов и задач Экспертный совет может формировать временные комиссии и проектные (рабочие) группы. Секретариат Общественной палаты выполняет всю работу по координации деятельности в Общественной палате. 6. Права ОП Для обеспечения функций и задач, возложенных на Общественную Палату, она должна иметь гарантированные права, закреплённые законодательно:
Основные права и обязанности, структура и механизм формирования Общественной Палаты и её коллегиальных органов регламентируются Уставом «Гражданского парламента Тульской области и Законом Тульской области «О Гражданском парламенте и общественной палате Тульской области» 7. Цели и задачи Общественной палаты Цели и задачи деятельности ОП вытекают из её миссии , объединяющей людей вокруг общей идеи – повышение качества жизни на данной территории. Результатом этой деятельности должно стать:
Достижение этих целей должно быть обусловлено повышением качества и эффективности целевого управления регионом за счёт :
Для достижения этих целей ГП должен решать следующие задачи:
Меморандум Гражданского собрания Общественной палаты Тульской области Утвержден на Организационной конференции Гражданского парламента г. Тула, - 2004 г. 1. Общие положения Гражданское собрание (ГС) является органом добровольным объединением юридических и физических лиц, разделяющих цели и задачи, провозглашенные в данном меморандуме, и готовых совместно действовать для их осуществления на принципах социального Парламента. ГС входит в качестве первичного организационного уровня Общественной палаты Тульской области (нижней палатой), из членов которого формируется Гражданский парламент (Верхняя палата) и все коллегиальные органы Общественной палаты. 2. Цели и задачи 2.1. Генеральная цель Гражданского собрания - содействие развитию гражданского общества в Тульской области путем формирования партнерской коалиции между участниками процесса развития региона — государством, бизнесом, гражданами, научно- образовательным сообществом, благотворительными и общественными организациями и инвестиционными институтами; 2.2. Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач: 3. Основные принципы 3.1. Основными принципами формирования ГС являются:
4. Участие в ГС 4.1. Участником ГС может стать любое юридическое или физическое лицо, разделяющее его цели и задачи и подписавшее настоящий Меморандум или Декларацию о присоединении к ГС . 5. Права и обязанности 5.1. Для реализации целей и задач ГС Участники стремятся:
5.2. Участники имеют право:
6. Выход из ГС 6.1. Участник по своему усмотрению может выйти из ГС . Заявление (уведомление) о выходе из ГС является односторонним отказом выходящего Участника от исполнения положений настоящего Меморандума и не требует оформления специальных соглашений. 7. Коллегиальные органы 7.1. Организационными, административными и консультационными органами ГС являются:
7.2. Деятельность Наблюдательного, Координационного и Экспертного советов регламентируется соответствующим Уставом Общественной палаты, утверждаемым на Организационной конференции ГС . 8. Дирекция 8.1. Административно-хозяйственная деятельность, необходимая для организационно- технического сопровождения ГС по решению Организационной конференции поручается Дирекции . 9. Срок деятельности Парламента 9.1. Парламент создается без ограничения срока деятельности. Прекращение деятельности Парламента осуществляется на основании решения Наблюдательного совета. Проект поддержали : 1. Мирошниченко Г.Г., к.т.н. – писатель, психолог, философ, кибернетик, автор 20-ти книг по высшей критериологии, председатель комиссии Общественной палаты 2. Абинякина Т.И. – независимый журналист,Член Союза журналистов России. 3. Михайловский В.М. – Председатель ОО «Конгресс интеллигенции Тульской области», Директор Учреждения «Тульский Дом науки и техники Российского Союза научных и инженерных общественных организаций» 4. Мартынов М.В. – член обкома профсоюза военнослужащих , главный редактор газеты «Бюллетень вакансий». 5. Соколов Б.В. – председатель Регионального отделения «Тульское морское собрание» 6. Варфоломеев Е.П. – руководитель Тульского отделения Донской Казачей Академии» 7. Ширай В.И. – сопредседатель Учёного Совета НПО «Экокультура» 8. Орехов М.С. – председатель Союза офицеров Тульской области 9. Макаренко Ю.М. – НП «Центр правовой и комплексной безопасности» 10. Родиков И.А. - Тульская городская казачья община, кошевой атаман 11. Панченко В.П. – Тульская областная организация Общероссийской ОО «Российский Союз воинов Афганистана» 12. Шеин Н.Г. - Председатель правления Тульской областной организации Общества «Знание» России 13. Ким А.Р. – председатель Совета Тульского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское объединение корейцев». 14. Гриненвальд А.И. – председатель Исполнительного комитета Тульской областной немецкой национально-культурной автономии 15. Козлов А.С. – председатель Совета Тульского регионального отделения ПП КП «Единение» 16. Фризен В.И. – председатель Совета Тульской региональной общественной организации «Немецкая община» 17. Щеглов С.Л. – председатель Тульского областного отделения Общероссийской общественной организации «Историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» 18. Будников Р.Ф. - Врач 19. Галионцев Н.Н. – Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов внутренних войск. 20. Шувалова Т.А. – Зам. председателя Тульской городской организации женщин, Председатель оргкомитета общественного движения «Духовное соборное движение» 21. Судаченков М.С. –атаман МСК «ЗС» (Тульский казачий курень) 22. Литвиненко В.Н. –Тульская городская общественная организация ветеранов боевых действий и операций. Инициатор проекта: Руководитель проекта: Директор НП «НТО-ИнфоКом», Тел. (0872) 36-47-32, E - mail : ic@tdnt . ru В разработке проекта участвовали: Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|