16 декабря 2019 г. Понедельник | Время МСК: 17:14:47
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Алексей Иванов: для аудитора клиент не всегда прав




Источник: GAAP.ru
добавлено: 23-12-2004
просмотров: 11951
Алексей Иванов стал первым российским партнером компании PricewaterhouseCoopers в Петербурге. Он не боится ни российских конкурентов, ни глобального аудиторского кризиса. Более того, он уверен, что никакого кризиса и нет.

- 15 лет назад PwC пришла в совершенно другую Россию. Бизнес был примерно такой: вагон тушенки из Владивостока отправляем в Брест, там меняем на туалетную бумагу, ее отправляем в Самарканд и меняем на дыни и т.д. С тех пор рынок сильно изменился, а насколько изменилось понимание вашей миссии в России? И как вы себя сейчас чувствуете?

- Хорошо (смеется). Особенности нашей работы обусловлены развитием экономики страны. Вначале было сложно, но ситуация постепенно улучшается. Во-первых, рынок стал регулируемым, появились «правила игры». Во-вторых, компании сами стали понимать, что крупные инвесторы неизбежно потребуют от них отчетности по международным стандартам и её проверку аудитором мирового уровня. Развитие России сонаправлено с мировым, но идет гораздо быстрее. Тот путь, который западные страны проделали за 100 -150 лет, мы преодолели за 10.

Миссия PwC осталась неизменной - повышать стоимость бизнеса наших клиентов. А вот сами клиенты и те задачи, которые они ставят перед нами, конечно, поменялись радикальным образом. Мы начинали в России с работы, в основном, с «дочками» крупных мировых компаний. А сейчас из 20 наших крупнейших клиентов больше половины - российские компании. 10 лет назад самой востребованной услугой был аудит, а сейчас на долю аудита в составе доходов PwC в России приходится чуть больше половины, а остальное - на налоговые, юридические и другие консалтинговые услуги.

Динамичнее всего развивается спрос на консалтинг. Это связано с теми новыми задачами, которые приходится решать нашим клиентам - по управлению рисками, повышению эффективности бизнеса, в области налогообложения. Бизнес активно реструктуризируется, возникают холдинги, растёт спрос на консультации по совершенствованию организационной, информационной, юридической структуры.

- Такая работа предполагает достаточно высокий уровень развития систем управления у ваших клиентов. Значит ли это, что их круг по прежнему ограничен «монстрами»?

- Клиенты стали более искушёнными. Они лучше представляют себе, на какие вопросы мы как консультанты должны ответить. И хотя среди наших клиентов - крупнейшие российские компании, в последнее время к нам всё чаще обращаются и предприятия среднего масштаба. Компании, которые были бы полностью удовлетворены своим нынешним положением - редкость. Все заинтересованы в развитии, и значит - в привлечении финансирования. Средние компании - не исключение, они покупают аудит и другие услуги для повышения инвестиционной привлекательности своего бизнеса.

- Но «малому-среднему» не нужна нью-йоркская биржа. Зачем ему международные стандарты и дорогостоящий консалтинг?

- Нынешняя система отчетности не дает полной информации владельцам и инвесторам. Бизнесу для развития нужно финансирование, а чтобы его получить, нужна прозрачность. И это не зависит от размера фирмы. Четкое представление о бизнесе позволит собственнику увидеть возможности для повышения его эффективности и стоимости, а инвестору - адекватно оценить риски и возможности, связанные с этим бизнесом. В качестве примера приведу такой: Киотский протокол, недавно ратифицированный Россией, предусматривает, что снижение воздействия предприятия на окружающую среду может стать для него дополнительным источником финансирования. Значит, станет востребованной оценка этого воздействия.

Если говорить о МСФО, то скоро они будут обязательны для всех компаний. Банки уже готовят отчётность по МСФО. Принят в первом чтении Закон о консолидированной отчётности, обязывающий публичные компании отчитываться по МСФО за 2004 год. Полный переход российских компаний на МСФО ожидается к 2010 году, и наиболее дальновидные компании заблаговременно готовятся к этому переходу. Это позволит избежать ошибок и задержек в процессе подготовки отчетности по МСФО в будущем.

-15 лет назад вы были на рынке одни. Сейчас у вас сотни конкурентов, предлагающих свои услуги по более низкой цене. Более того, они обвиняют «большую четверку», и вас, в том числе, в том, что вы заставляете клиентов переплачивать за брэнд.

- Каждый клиент ищет то, что ему нужно. Понимаете, традиционный подход к аудиту - это проверка цифр в бухгалтерских документах. Мы же рассматриваем аудит более широко, то есть сначала осмысливаем бизнес клиента и связанные с ним риски, систему внутреннего контроля, которая есть у компании, и уже затем определяем объём детальной проверки цифр. Это позволяет давать клиентам рекомендации, которые действительно им полезны с точки зрения бизнеса и контроля.

- Корпоративные скандалы последних лет показали, что громкое имя аудитора не спасает ни от ошибок, ни от злонамеренных действий менеджмента. Вы признаете, что имиджу аудита нанесен серьезный ущерб?

- О кризисе аудита я бы не стал говорить. Ответственность за скандалы несут все участники процесса формирования отчётности - менеджмент компаний, законодательные органы, аналитики, аудиторы.

Эти скандалы выявили недостатки всей системы отчётности и заставили нас, аудиторов, переосмыслить свою роль в процессе развития компаний и рынков. Сейчас нам всем пора выбирать новые направления, по которым нужно двигаться. И некоторые ориентиры уже видны. Это и система сертификации внутреннего контроля, которая введена в США требованием закона Сарбейнса-Оксли и позволяет готовить достоверную отчетность на уровень «глубже». Это и стандарты социальной отчётности, отчеты об устойчивом развитии, и новый язык финансовой отчетности XBRL. Ряд российских компаний уже использует некоторые из перечисленных инициатив, которые не являются частью стандартной финансовой отчетности.

- А насколько корректно применять международные стандарты на нашем рынке? Ведь у нас своя экономика.

- Дело не в том, что они международные, а в том, что они логичные и более понятные для владельца и инвестора, требования которых в России и за рубежом не отличаются. Стандарты задают правила игры и формируют структуру управления, дальнейшее все равно зависит от руководства и персонала компании. Стремление же к прозрачности у наших компаний есть, и оно развивается все сильнее. Когда-то и МСФО и независимый аудит казались чужеродной экзотикой - сейчас это обычное дело. В этом есть и наша заслуга - PricewaterhouseCoopers принимает участие в процессе трансформации российских стандартов отчетности.

- Фактически, вы формируете рынок сами для себя?

- Рынок, и это установлено законом, будут формировать саморегулирующие организации. Сейчас в России восемь профессиональных аудиторских сообществ, мы состоим в двух из них. Думаю, рано или поздно останется одно, как это произошло в странах с развитой экономикой, которое и будет устанавливать правила, на основе консолидированного мнения всех участников.

- Вас не пугает наступление «дешевых» конкурентов?

- Российские аудиторские фирмы становятся всё более активными, в том числе в области международного аудита, и это позитивный процесс - ведь выигрывает в конечном итоге потребитель. Спрос на аудиторские и консультационные услуги со стороны российских компаний растёт, и его невозможно удовлетворить силами одной «большой четверки». Важно, чтобы за низкими ценами не стояло низкое качество услуг, поскольку это наносит урон бизнесу и репутации аудитора. Если кто-то продает «справки» под названием аудиторской проверки - это не наши конкуренты.

По закону аудитор должен быть независим от проверяемой организации. Образно говоря, для аудитора клиент «не всегда прав».

- Как PwC строит свою кадровую политику в России? Есть у компании своя собственная система подбора и подготовки кадров?

- К нам приходят работать выпускники ведущих российских вузов. В Петербурге основной поставщик кадров - Финэк, также мы сотрудничаем с экономическим факультетом Государственного университета, Инженерно-экономическим университетом и некоторыми другими. Мы набираем также стажеров - студентов последних курсов, которые имеют возможность уделять часть времени работе, из них около 80% после годичной стажировки остаются у нас работать.

Помимо студентов и выпускников мы привлекаем специалистов-практиков в области бухучёта и аудита, налогов, и т.д. Мы, безусловно, заинтересованы в таких специалистах, которые уже имеют опыт работы и могут принести дополнительную пользу и нам, и клиентам. Но основная часть набора у нас все-таки происходит на начальные позиции.

- И как Вы оцениваете качество наших выпускников?

- Практика показывает, что Финэк и Университет дают хорошие кадры. Не секрет, конечно, что есть вузы, в которых выпускники хорошие иногда не «благодаря», а «вопреки» тому образованию, которое они получают. Нашему офису особенно повезло, поскольку в Петербурге качественная интеллектуальная база. Общий уровень развития позволяет даже людям без экономического образования стать успешными в аудиторском бизнесе. Качество кадров в Петербурге очень хорошее, даже по сравнению с Англией, где я работал в течение 5 лет.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.193 сек.
Яндекс.Метрика