Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Коментарий рейтинга Financial Times 2004Алексей Гостев Источник: E-xecutive добавлено: 03-02-2005
просмотров: 10111 Рейтинг Financial Times 2004 года еще раз подтверждает тенденцию, которая впервые проявилась несколько лет назад: центр бизнес-образования смещается в сторону Европы. Год за годом молодые европейские бизнес школы теснят американских «старожилов» в первых строчках престижных рейтингов. В первой двадцатке рейтинга FT счет пока 20:5 в пользу США, но доля европейских школ неуклонно растет. Из «европейцев», в числе топ-20 школ Insead и London Business School, уже много лет находящиеся в этом списке, а также швейцарская IMD и испанская IESE. В этом году к ним присоединилась испанская же Instituto de Empresa. В целом в рейтинге растет число неамериканских школ, в том числе школ из Латинской Америки и Восточной Азии. В принципе, причина постепенного исчезновения монополии США на качественное бизнес-образование понятна. Изначально сама идея бизнес-образования была изобретением США и еще ряда англосаксонских стран. Теперь, в эпоху глобализации, разные страны копируют эту идею, и постепенно догоняют американцев по качеству ее исполнения, используя их опыт, и кое в чем даже улучшая созданную американцами модель. При этом Европа и другие регионы обладают обычным преимуществом новичка, который имеет возможность свободно экспериментировать с уже разработанной кем-то идеей, отсекая от нее все ненужное и устаревшее. Первая десятка рейтинга Рейтинга выглядит так:
Полный русский вариант рейтинга Критерии и оценкиРейтинг FT строиться по обычной для рейтингов бизнес-школ модели, и его таблица во многом говорит сама за себя. Пояснения к рейтингу можно найти в специальной статье Financial Times . Показатель, который особенно нуждается в пояснении, это индекс “value for money” (в нашей таблице переведен как «рейтинг на основе соотношения цена/качество»). Этот показатель вычисляется на основе соотношения стоимости обучения в школе к материальным благам, которые выпускник получает после ее окончания (увеличение зарплаты). Первое место в рейтинге "цена/качество" принадлежит Insead, за ним следуют ряд европейских и канадских школ. Сбор информации для рейтинга осуществляется либо через администрацию школы, либо напрямую, при помощи опроса выпускников (естественно, когда есть возможность, используются оба способа). Школа может быть внесена в рейтинг, только если удалось опросить хотя бы 20% ее выпускников (если в школе меньше 100 выпускников, из них все равно должно быть опрошено как минимум 20). Почему Европа?Почему же вперед вырвалась именно Европа? Во-первых, надо вспомнить, что европейская система высшего образования в целом традиционно не уступала американской, и была построена, в общем, по тем же принципам. Cambridge, Oxford или Сорбонна никогда не смотрелись рядом с лучшими американскими университетами как бедные родственники. Однако европейские бизнес-школы развивались по-другому, чем американские. Как и всю европейскую образовательную систему, их сильно опекало государство. По мнению Станислава Шекшни , первого русского профессора Insead, отличие европейской системы бизнес-образования от американской заключается прежде всего в том, что бизнес-образование в Европе было образованием, но не было бизнесом. Только в последние годы ситуация изменилась. В Европе появились школы, абсолютно независимые от государства и функционирующие как обычные коммерческие предприятия. Insead, например, изначально развивался как совершенно самостоятельная организация, не связанная, в отличие от большинства французских бизнес-школ, ни с одним университетом или торгово-промышленной палатой. В последние годы и другие европейские школы стали в словосочетании бизнес-образование делать акцент на слове бизнес. В результате усиления коммерческой направленности увеличились их финансовые возможности, что позволило с большей легкостью привлекать талантливых преподавателей, в том числе, и из США. Кроме того, как следствие этой новой ориентации, улучшилось управление европейскими школами. Приглашая профессоров из США и изучая американский опыт, менеджмент этих школ, наконец, научились искусству (давно известному в Америке) управлять образовательным учреждением как бизнес-организацией. Помимо этого, Станислав Шекшня называет и еще несколько причин роста популярности европейских школ. Во-первых, вспомним, что бизнес-образование – это, прежде всего, связи. Американские школы существуют давно, и их выпускники всегда составляли костяк бизнес-элиты не только США, но и многих других стран. В отличие от них, европейские школы, появившееся сравнительно недавно, только в последние годы обзавелись мощным «лобби» выпускников на руководящих менеджерских позициях. Когда количество выпускников европейских школ среди ведущих управленцев достигло определенного уровня, это, естественно, привело к росту их престижности. Кроме того, после начала экономического кризиса в США возрос интерес к моделям управления, альтернативным американской. Многие менеджеры надеются найти такую альтернативу в европейских школах. Изменился и национальный состав студентов. Если раньше 80% студентов MBA в мире были американцами, то в ближайшее время их станет уже меньше половины. Степень MBA получает все больше выходцев из Европы и из развивающихся стран. Естественно, им интересен не только американский, но и европейский опыт. Нельзя не сказать и о содержательных отличиях между европейской и американской системами бизнес-образования. По мнению Станислава Шекшни, в лидирующих европейских школах применяется более динамичная образовательная модель, чем в США. Сейчас менеджеры обычно стремятся как можно сильнее сократить время, которое они проводят в отрыве от работы. Два года, потраченные на бизнес-образование, как это принято в большинстве школ США – это для многих слишком большой срок. Европейские программы предлагают альтернативу, позволяя пройти более интенсивную программу обучения в течение одного года. Их программы содержат меньше общеобразовательных предметов, а информация преподается более концептуально и менее детально, чем в американских школах. Financial Times предлагает и свой собственный анализ той же тенденции в статье «Почему США могут потерять свои доминирующие позиции». Многие выводы статьи перекликаются с анализом Станислава Шекшни, хотя в ней сделан акцент не на росте престижности европейских школ, а на исчезновение американской монополии в бизнес-образовании. Слишком много рейтинговУ нынешнего рейтинга есть и еще одна особенность. Дело в том, что многие ведущие американские бизнес-школы, раздраженные растущим числом рейтингов, объявили им настоящую войну (см. статью «Бизнес школы огрызаются на растущее число рейтингов»). Так, Гарвардская Бизнес-Школа заявила этой весной, что не будет больше предоставлять организаторам рейтингов информацию о своих выпускниках. Затем так же поступила Wharton School. В качестве объяснения своего решения руководство Гарвардской Бизнес-школы заявило, что не считает, будто можно определить бизнес-школу №1 или №2. «В реальности, у студентов есть множество разных интересов, способностей и амбиций, и, точно так же, у бизнес-школ имеются различные сильные и слабые стороны в подходах к бизнес-образованию,» - сказал Дэвид Лампе, исполнительный директор школы по маркетингу и коммуникации. Тем не менее, по мнению большинства аналитиков, рейтинги сохранятся, поскольку они давно уже стали частью образовательного рынка, и ведущие школы все равно вынуждены будут с эти считаться. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|