29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 12:48:26
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Считалка для бизнес-школ



Юлия ФУКОЛОВА
Источник: Журнал "Секрет фирмы"
добавлено: 11-02-2005
просмотров: 10047
Для руководителей бизнес - школ нет ничего более ненавистного, чем рейтинги. А в прошлом году их вышло целых пять. Однако на этот раз ведущие школы – Wharton и Harvard – отказались предоставлять составителям контактные данные своих выпускников, чем вызвали настоящий скандал на рынке. Поскольку результаты пяти рейтингов различаются, «Секрет фирмы» составил на их основе сводную таблицу лидеров и представляет собственную версию лучших бизнес – школ мира.

Весной прошлого года на рынке бизнес-образования произошло неординарное событие, которое некоторые западные издания окрестили «мятежом». Сильнейшие бизнес-школы Wharton и Harvard открыто выступили против мировой системы рейтингов и заявили, что больше не будут предостав­ лять контакты своих студен­ тов и выпускников. Надо ска­ зать, что составителей рей­тингов не критикует только ленивый, и волна обвинений в субъективизме и методиче­ском несовершенстве сопро­вождает выход каждого рей­тинга. Однако до открытого противостояния дело до сих пор не доходило.

В последнее время ситуа­ция в бизнес-образовании обострилась до предела. Ни­когда еще клиенты бизнес-школ не были настолько тре­бовательными и разборчи­выми, как сейчас, и школы находятся в постоянном на­пряжении. Только что рынок пережил тяжелую рецессию, к тому же из года в год усили­ вается конкуренция. Евро­пейские школы сопернича­ ют с американскими, моло­дые и амбициозные учебные заведения бросают вызов более старым и именитым. И все они борются между со­ бой за лучших абитуриентов и внимание перспективных работодателей. Как показы­ вает практика, для многих из них место в рейтинге имеет большое значение. Но чтобы разобраться в сути рейтинго­ вого конфликта, нужно рас смотреть, кто и как создает списки лучших бизнес-школ.

Список списков

Количество бизнес-школ, предлагающих диплом MB А, сегодня исчисляется тысяча­ ми. Только в США действует около 1000 таких учебных за­ ведений, а в Европе их почти 700. Однако далеко не все из них имеют серьезный вес на международном рынке труда. Для выявления лучших школ как раз и составляются рейтинги. Финансируют эти исследования, а затем публи­ куют на своих страницах ве­дущие деловые издания — Financial Times , The Wall Street Journal , BusinessWeek и др. Первыми сравнивать школы по различным показа­ телям качества обучения на­ чали на родине бизнес-обра­ зования — в США, затем к этой практике подключились европейские СМИ. Количе­ ство рейтингов растет год от года, и на сегодняшний день существует по крайней мере шесть проектов, которые приковывают к себе при­стальное внимание всех за­ интересованных сторон.

Пионером масштабных рейтингов стал американ­ ский журнал Business Week (см. СФ №40/2004). Он публи­ кует свои исследования один раз в два года с 1988-го. Изна­ чально журнал оценивал только американские про­граммы, но затем обратил внимание и на европейские школы. Business Week во гла­ ву угла ставит мнение потре­ бителей — студентов и рабо­ тодателей — и оценивает ка­ чество обучения примерно по десяти показателям. На­ пример, средняя зарплата студентов до и после выпуска, процент выпускников, кото­ рые нашли работу в течение трех месяцев после выпуска, состав студентов и т. п. Особо выделяется такой фактор, как «интеллектуальный капитал», то есть способность школы генерировать новые идеи. В частности, исследова­ тели подсчитывают количе­ ство научных статей, опубли­ кованных преподавателями в различных изданиях.

Первой объединила аме­ риканские и европейские школы в одной таблице и ста­ ла делать интегральные рей­ тинги газета Financial Times , причем она опрашивает не только выпускников, но и са­ ми бизнес-школы. На итого­вый балл влияют такие кри­ терии, как размер и прирост з аработной платы выпускни­ ков (40% от общего балла), ка­ рьерный прогресс, процент иностранных студентов и преподавателей, исследова­тельская активность школ и т. п. По мнению исполни­ тельного директора компа­ нии MBA Consult Зои Зайце­ вой, Financial Times делает большой акцент на научную деятельность, поэтому биз­нес-школы, созданные на ба­ зе университетов, обычно получают более высокие оценки. Кроме того, FT — га­ зета английская, и европей­ские учебные заведения тра­диционно занимают доста­ точно высокие места в ее рейтингах. Например, в прошлом году сразу две не американские школы ( London Business School и INSEAD ) вошли в пятерку лучших.

Рейтинг американской га­ зеты Wall Street Journal стоит особняком, поскольку орга­ низаторы не опрашивают ни выпускников, ни бизнес- школы, а интересуются мне­нием исключительно работо­ дателей, которые являются конечными потребителями продукта под названием МВА. Именно к этому рей­ тингу бизнес-школы предъявляют наибольшее число претензий. Как говорит Зоя Зайцева, WSJ буквально пе­ реворачивает список школ с ног на голову, потому что ре крутеры, например, не слиш­ ком жалуют традиционно ли­ дирующие в других рейтин­ гах Harvard и Stanford — они считают, что выпускники этих школ слишком заносчи­вы и имеют завышенные тре­ бования. В 2004 году WSJ по­ ставил на первое место биз­нес-школу Ross Мичиганско­ го университета, тогда как Stanford довольствуется деся­ той позицией, a Harvard ока­ зался лишь на 13-й.

Остальные три рейтинга также весьма интересны, хо­ тя уступают по популярности предыдущим проектам. Так, журнал US News & World Report ежегодно публикует рейтинг американских биз­ нес-школ, но как выразилась руководитель отдела по рабо­ те с образовательными орга­ низациями компании Begin Group Анна Рубальская, «европейские программы он в упор не замечает». Боль­ шой вес в этом рейтинге име­ ет средний балл по GMAT , со­ ответственно, высшие пози­ ции занимают школы с тради­ ционно высокими оценками по этому экзамену ( Harvard , Stanford и Wharton ). Журнал The Economist ежегодно изда­ ет свой рейтинг, где анализи­ рует стандартные показате­ ли — карьерный рост, зарпла­ ту выпускников и т. п. А вот американский Forbes «забо­ лел» рейтинговой лихорад­ кой сравнительно недавно, но в отличие от всех осталь­ ных изданий его больше ин­ тересуют деньги, в частности, окупаемость вложений в дип­ лом МВА. В прошлом году рейтинг не публиковался, а в 2003 году топ-лист возглав­ лял Harvard , среди европей­ ских школ лидировала IMD .

Неидеальный скандал

Компания Begin Group в про­шлом году опросила пример но 200 российских выпуск­ ников западных программ МВА, и, по словам Анны Ру бальской, 64% из них в пер­ вую очередь обращали вни­ мание на рейтинги. Конечно, это далеко не единственный ориентир при выборе биз­ нес-школы, тем более, как считает Зоя Зайцева, у каж­ дого абитуриента в голове складывается свой собствен­ ный субъективный рейтинг. Но из-за падения на несколь­ ко позиций в авторитетном рейтинге школа может поте­рять нескольких сотен та­ лантливых абитуриентов. Впрочем, лучшим учебным заведениям, таким как Harvard и Wharton , это вряд ли грозит. Почему же тогда именно они подняли бунт?

Официальная точка зре­ ния выглядит так: школы хо­ тят сохранить конфиденци­ альность и оградить своих выпускников от неконтроли­ руемого распространения их персональных данных. Кро­ ме того, ректор Wharton Пат­ рик Харкер отмечает, что школе приходится уделять слишком много времени и средств на сбор информации, тем более что рейтингов ста­ ло слишком много. «Нас бук­вально вгоняют в могилу эти­ ми исследованиями»,— воз­мущается господин Харкер.

Еще одна причина недо­вольства рейтингами — несо­ вершенство методической базы и соответственно, не­ адекватность результатов. Например, даже такой объек­ тивный показатель, как рост зарплаты после получения диплома, не всегда говорит об уровне школы. Так, учеб­ ные заведения, изначально отбирающие более зрелых специалистов с опытом рабо­ ты, получат заведомо меньше баллов по этому показателю, чем те, которые принимают молодежь. Кроме того, сту­ дентам выгодно хорошо от­ зываться о своей школе, что­ бы способствовать повыше­нию ее рейтинга, и многие наверняка отвечают на во­ просы анкеты неискренне.

Бизнес-школы также вы­ступают против рейтингов, поскольку в принципе не выносят сравнений и не хо­ тят, чтобы их «стригли под одну гребенку». Патрик Харкер, например, отверга­ет мысль о существовании «школы номер один» — по его мнению, все они по-сво­ ему уникальны.

На рынке отказы школ от участия в рейтингах объ­ ясняют по-своему. Так, если учебное заведение сдаст свои позиции, оно всегда мо­ жет сослаться на то, что ни­ какой информации не пре­ доставляло, и следовательно, результаты оценки нельзя считать достоверными. Кста­ ти, многие школы, которые неофициально любят пого­ ворить о несовершенстве рейтингов, заняв высокие места, немедленно оповеща­ ют об этом общественность через свои сайты.

Стремление учебных за­ ведений получить высокое место в рейтинге не лучшим образом влияет на их страте­гию. В условиях жестокой конкуренции они иногда корректируют лишь те пока­ затели, которые учитывают­ ся в рейтингах. В такой пого­ не за результатом можно дойти до абсурда. Например, некоторые рейтинги учиты­ вают так называемый «коэф­ фициент отдачи» ( yield rate — количество студентов, приехавших учиться в дан­ ную школу, от общего числа принятых). Чтобы продви нуться по этому показателю, школа может зачислять толь­ ко тех кандидатов, которые стопроцентно приедут учиться. И значит, вместо са­ мых талантливых примет тех, кто жаждет попасть именно в эту школу.

Несмотря на то, что у Wharton и Harvard наверня­ ка найдутся последователи, составители рейтингов не собираются отказываться от проектов, которые приносят им хорошие обороты. Как пишут западные издания, «студенты, выпускники и ре крутеры — три составляю щие любой бизнес-школы, поэтому попытка закрыть рот хотя бы одному из них ни к чему хорошему не приве­ дет». Тем более, что, несмот­ ря на «забастовку» Harvard и Wharton , организаторам рейтингов удалось самостоя­ тельно связаться с большин­ ством их выпускников.

Двадцать из десяти

Несмотря на различие подхо­ дов составителей рейтингов, существует определенное ко­личество школ, которые в различных топ-списках за­ нимают высокие места. Их

можно считать самыми «не­ потопляемыми лидерами».

Чтобы выявить этих лиде­ров, СФ на основе пяти за­ падных рейтингов, которые вышли в 2004 году ( Finan ­ cial Times , BusinessWeek , US News & World Report , Wall Street Journal и The Economist ), составил один сводный (см. таблицы). Итоговый балл рассчитывал­ ся как среднее арифметичес­ кое от позиции, которую за­нимала школа во всех этих рейтингах. Расчет сделан от­ дельно для американских школ и европейских.

В результате в топ-20 аме­ риканских и топ-10 европей­ ских школ вошли наиболее известные учебные заведе­ния. Например, так называя Magic seven американских школ— Harvard , Kellogg , Wharton , Stanford , Columbia , Stern , MIT . Атакже самая ав­ торитетная четверка евро­ пейских школ — LBS , INSEAD , IMD , IESE . Студенты и работодатели уважают эти брэнды при любом раскладе. Впрочем, на рынке бизнес- образования уже давно ходит шутка, что в топ-10 всегда вхо­дят 20 лучших школ.

Лучшие бизнес-школы США *

место Название школы Итоговый бал Стоимость одного года обучения,

$ тыс.

Зарплата после окончания школы,

$ тыс. в год **

1 UNIVERSITY OF PENNSYLVANIA, WHARTON 3.6 35,203 133,920
2-4 UNIVERSITY OF CHICAGO GSB ( США ) 4,6 34,400 151,372
2-4 STANFORD GRADUATE SCHOOL OF BUSINESS 4,6 37,998 149,124
2-4 NORTHWESTERN UNIVERSITY, KELLOGG (США) 4,6 36,370 133.920
5 HARVARD BUSINESS SCHOOL 5.0 39,100 163,834
6 COLUMBIA BUSINESS SCHOOL 6,2 36,295 157,747
7 DARTMOUTH COLLEGE, TUCK SCHOOL OF BUSINESS 6,6 38,857 148,830
8 MASSACHUSETTS INSTITUTE OF TECHNOLOGY — MIT SLOAN SCHOOL OF MANAGEMENT 8,4 37,050 134.397
9 UNIVERSITY OF MICHIGAN, STEPHEN M. ROSS SCHOOL OF BUSINESS 9,2 36,688 115,463
10 NEW YORK UNIVERSITY, LEONARD N. STERN SCHOOL OF BUSINESS 11.8 35,760 130,897
11 UNIVERSITY OF VIRGINIA, DARDEN GRADUATE SCHOOL OF BUSINESS ADMINISTRATION 12,2 35,200 127,760
12 DUKE UNIVERSITY — FUQUA SCHOOL OF BUSINESS 12.4 36,399 116,111
13 CORNELL UNIVERSITY, JOHNSON GRADUATE SCHOOL OF MANAGEMENT 12,8 35,660 118,617
14 YALE SCHOOL OF MANAGEMENT 13,2 37,359 129,821
15 UNIVERSITY OF CALIFORNIA, BERKELEY, HAAS SCHOOL OF BUSINESS 14,4 33,758 120,765
15 CARNEGIE MELLON UNIVERSITY — TEPPER SCHOOL OF BUSINESS 14,4 37,000 115,637
17 UCLA — THE ANDERSON SCHOOL 16.2 26,691 118,552
18 UNIVERSITY OF NORTH CAROLINA AT CHAPEL HILL, KENAN-FLAGLER BUSINESS SCHOOL 16.8 33,500 114,079
19 EMORY UNIVERSITY — GOIZUETA BUSINESS SCHOOL 18,75 32,468 113.544
20 UNIVERSITY OF SOUTHERN CALIFORNIA, MARSHALL SCHOOL OF BUSINESS 21,5 34,692 105.527
* ИСТОЧНИКИ : BUSINESS WEEK, THE ECONOMIST, FINANCIAL TIMES, US NEWS & WORLD REPORT, WALL STREET JOURNAL

** ПО ДАННЫМ FINANCIAL TIMES

ЛУЧШИЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ ЕВРОПЫ*
место Название школы Итоговый бал Стоимость одного года обучения,

$ тыс.

Зарплата после окончания школы,

$ тыс. в год **

1 IMD (ШВЕЙЦАРИЯ) 1.5 64.93 137.941
2 INSEAD (ФРАНЦИЯ, СИНГАПУР) 2,75 58,00 129,181
3 IESE (ИСПАНИЯ) 4,25 75,60 96,490
4 LONDON BUSINESS SCHOOL (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) 4,5 81,54 126,033
5 INSTITUTO DE EMPRESA (ИСПАНИЯ) 7,0 49,20 97,440
6 НЕС SCHOOL OF MANAGEMENT (ФРАНЦИЯ) 7,5 46,67 94,893
7 ESADE (ИСПАНИЯ) 9,0 60,67 70,409
8 CRANFIELD SCHOOL OF MANAGEMENT (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) 10,33 48,57 111,07
9 UNIVERSITY OF OXFORD, SAID BUSINESS SCHOOL (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) 11,33 50,52 122,098
10 ROTTERDAM SCHOOL OF MANAGEMENT (НИДЕРЛАНДЫ! 13.75 45.33 101.785
* ИСТОЧНИКИ : BUSINESS WEEK, THE ECONOMIST, US NEWS & WORLD REPORT, FINANCIAL TIMES, WALL STREET JOURNAL

** ПО ДАННЫМ FINANCIAL TIMES

10 января -16 января 2005

Деловой журнал – «Сереет Фирмы» № 1
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика