21 января 2022 г. Пятница | Время МСК: 10:42:28
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Интервью: Хироми Орикаса, генеральный менеджер мобильного бизнеса NEC Corporation

Мы идем по пути корейских компаний



Роман Дорохов
Источник: Газета "Ведомости"
добавлено: 03-03-2005
просмотров: 11584

Биографическая справка: Хироми Орикаса

Крупный японский производитель электроники — NEC Corporation была одним из пионеров производства мобильных телефонов, но в России компания начала официально продавать свои трубки только вчера. В прошлом десятилетии NEC отказалась от глобальной экспансии и мало интересовалась происходящим за пределами Японии. Эта стратегия оказалась ошибочной — компания прозевала рывок производителей трубок, сделавших ставку на мобильную связь второго поколения.

Несколько лет назад мобильное подразделение NEC стало заново открывать для себя внешний мир. В России компания рассчитывает занять скромные 4-5% рынка за ближайшие несколько лет. По мнению гендиректора бизнеса мобильных телефонов NEC Corporation Хироми Орикасы, компания может отвоевать утраченные позиции при переходе потребителей от второго поколения сотовой связи к третьему.

— NEC — один из лидеров рынка Японии, а на зарубежных рынках вы занимаете очень скромные позиции. Вас устраивает такая ситуация или вы хотите расширить свое присутствие за пределами Японии?

— 15 лет назад, во времена сотовой связи первого поколения (аналоговой голосовой связи. — “Ведомости”), мы были лидерами рынка сотовых телефонов вместе с Motorola. Но потом появилась мобильная связь второго поколения (цифровая голосовая связь. — “Ведомости”): в Европе распространился стандарт GSM, в Японии — PDC, в США — собственная система. Из-за ограниченности ресурсов мы решили сфокусироваться на японском рынке, который был очень развитым. Мы не ожидали, что рынок GSM будет расти такими гигантскими темпами по сравнению с рынками Японии или США и что этот стандарт получит столь широкое распространение во всем мире.

В результате при смене поколений сотовой связи мы потеряли значительную долю на мировых рынках. Около пяти лет назад NEC решила выйти на GSM-рынок и вернуть позиции. Но это очень жесткий бизнес, здесь сильны позиции Nokia, Ericsson, Siemens, других европейских производителей — особенно в Европе.

Переход на 3G — третье поколение мобильной связи (позволяет осуществлять высокоскоростную передачу данных. — “Ведомости”) — дает нам шанс улучшить наши позиции. NEC уже продает телефоны стандарта GSM во Франции, Италии и Великобритании. Но рынки GSM-связи этих стран уже достигли насыщения.

Зато российский рынок переживает фазу быстрого роста. Мы ожидаем, что он будет расти и дальше, и потому начали работать в России.

В Японии и некоторых европейских странах сети 3G уже работают. Но мировой рынок сотовой связи третьего поколения еще сравнительно неразвит, хотя и должен значительно вырасти в ближайшие три-четыре года. А еще через год-два сети 3G заработают и в России. И все это дает нам шанс вернуть утраченные позиции, ведь NEC — лидер рынка сотовых телефонов 3G.

— В последние годы во всем мире продаются сотовые телефоны корейских производителей. Они чем-то похожи на вас, ведь в Корее тоже сильный рынок мобильной связи, на котором лидируют местные компании. Но Samsung и LG удалось закрепиться и за пределами Кореи, причем они выпускают довольно дорогие модели. Вы не собираетесь последовать их примеру?

— Мы анализировали стратегию Samsung. Эта компания смогла быстро сфокусировать свои усилия в верхнем и среднем ценовых сегментах. Они интересуются в первую очередь не объемом продаж, а доходами от бизнеса сотовых телефонов. Мы идем по пути корейских компаний и тоже работаем в верхнем и среднем ценовых сегментах.

Производство недорогих моделей NEC неинтересно, мы считаем, что вскоре этот сегмент захватят китайские производители. У них значительное преимущество в цене благодаря низкому уровню зарплат. Поэтому мы, как и корейские компании, предпочитаем выпускать более дорогие телефоны и ориентируемся на доходность бизнеса.

— В вашей стране очень изощренные мобильные телефоны и вообще электроника. Это связано с особенностями национального характера или Япония просто опережает другие страны мира?

— Три-четыре года назад NEC сначала выпускала продукцию на внутренний рынок Японии, а потом продавала ее по всему миру. Конечно, японский рынок сильно отличается от рынков других стран. Но своя специфика есть и в Китае, и в Европе, и, возможно, в России.

Сегодня мы используем свои ключевые технологии не только в Японии. Правда, к ним мы добавляем функции с учетом местной специфики. Поэтому мы перенесли часть научно-исследовательских разработок в другие регионы, например в Китай. В Великобритании мы разрабатываем и тестируем свои разработки для европейских рынков. У NEC в России нет подобного подразделения, ведь мы только что пришли сюда. Я не исключаю, что через три-четыре года NEC его здесь откроет, ведь японцам очень трудно понять предпочтения российских покупателей.

— Многие крупные компании рынка GSM — Motorola, Siemens — уже работают с российскими программистами. Вы не хотите последовать их примеру?

— Мы только пришли сюда. Российский рынок очень быстро растет и меняется, но пока он не требует чрезмерно навороченных моделей телефонов. Но вскоре и в России может появиться спрос на телефоны с поддержкой Интернета, какого-то специального контента и т. д.

— А вы обсуждали с МТС поставки телефонов с поддержкой i-mode [технология работы с мобильным Интернетом, разработанная японской NTT DoCoMo] на российский рынок или разработку продуктов для нее?

— Мы только вышли на этот рынок, а МТС еще даже не запустила эту технологию. Поэтому сейчас преждевременно говорить об этом.

— А насколько успешной оказалась технология i-mode в Японии и других странах? Как она изменила рынки мобильных телефонов?

— До ее внедрения пользователей интересовали простые модели телефонов — они ориентировались прежде всего на цену и размер аппаратов. Но после появления телефонов с поддержкой мобильного Интернета рынок изменился. Сегодня потребители хотят смотреть спортивные соревнования, им нужны игры, доступ к банковским услугам, экономическим показателям, курсам валют и т. д. Во Франции спрос на эти услуги появился через два года после запуска i-mode. То же самое должно произойти и в России после запуска i-mode и других аналогичных систем.

— Каких, например?

— Аналогичные системы есть у всех крупных операторов — у Vodafon, T-Mobile, Orange и др.

— В 2004 г. в России впервые за последние годы начала расти средняя цена мобильного телефона. Характерно ли это для других рынков?

— Во всем мире цена мобильных телефонов, как правило, снижается. Но появление новых услуг стимулирует спрос на более дорогие модели, поддерживающие новинки. Это приводит к некоторому росту средней цены телефонов, но через некоторое время они снова начинают снижаться. Мы это видели в Японии, то же самое происходило и в Европе. Поэтому я ожидаю, что цены на телефоны в России снова начнут падать.

— В России популярны дорогие телефоны Vertu. Продавцы даже предлагали выпустить специальный сверхдорогой мобильный телефон по цене, например, порядка $50 000. Вас не интересует этот сегмент рынка?

— Продажи таких телефонов во всем мире невелики. Мы продавали в Китае аппараты размером с кредитную карточку по цене около $1000 за штуку, но продажи были совсем небольшие. Поэтому нам этот сегмент не очень интересен.

— В России широко представлены европейские, американские и китайские корпорации — в отличие от японских. Это объясняется политическими причинами или японским бизнесменам трудно разобраться в российских реалиях?

— Есть и политические сложности, и трудности, связанные с непрозрачностью российского рынка. Но мы решили начать работать в России, и я считаю, что многие японские корпорации тоже выйдут на этот рынок.

— Хватает ли NEC денег на развитие и научно-исследовательскую работу?

— Чтобы успешно соперничать на рынке, NEC постоянно инвестирует в научные исследования огромные деньги — около 10-15% всей выручки.

— В прошлом году на ганноверской выставке CeBit NEC представила электронику, работающую на жидком топливе. Многие эксперты прочат большое будущее таким экологичным и долгосрочным заменителям батарей. Когда подобные элементы питания станут потребительским продуктом?

— На выставке мы показывали не мобильные телефоны на жидком топливе, а прототипы ноутбуков. Сейчас NEC и многие другие компании работают над этой технологией, она действительно позволяет электронике работать намного дольше от топлива, которое весит столько же, сколько батареи или аккумуляторы. Но пока еще она слишком далека от воплощения в серийной продукции.

— А когда она станет массовой?

— В ближайшие годы этого точно не произойдет.

— Какие еще технологии разрабатывает научно-исследовательский отдел NEC? Может быть, связь четвертого поколения? Пятого? Шестого?

— Мы работаем с сотовой связью четвертого поколения.

— Первое поколение использовало аналоговую передачу голоса, второе — цифровую, третье позволяет высокоскоростную передачу данных. А в чем смысл четвертого поколения?

— Для нас это прежде всего намного более высокие скорости передачи данных. А какие приложения будут работать в сетях четвертого поколения, будет ясно позднее, это выяснят операторы.

— Как будут выглядеть мобильные телефоны будущего? Многие смартфоны обошли по производительности компьютеры 10-летней давности. Считаете ли вы, что телефоны просто вытеснят ноутбуки?

— В обозримом будущем ничего такого не произойдет. Телефоны слишком небольшие, и с ними неудобно работать, как с ноутбуками. Мобильные аппараты будут и дальше совершенствоваться технически, экраны будут становиться ярче и крупнее, будут улучшаться фотокамеры.

— Некоторые корейские компании уже экспериментировали с передачей запахов. Сотовые телефоны смогут передавать запахи или вкусы?

— Пока нет, и я не вижу в этом смысла. Мы работаем над улучшением технических характеристик телефонов. В вашем мобильном телефоне, например, есть специальный динамик, который нужно подносить к уху. В наших последних моделях, которые продаются в Японии, применяется специальная технология — и пользователям уже не надо прижимать аппарат к уху, вы и так все расслышите. Мы собираемся продавать такие аппараты и на других рынках — и в России в том числе.

— Недавно американская корпорация Avaya проводила опрос бизнесменов. И от 7% до 33% респондентов из США, Великобритании, Германии и России сказали, что хотели бы имплантировать мобильный телефон себе в голову. Вы над подобной технологией работали?

— Нет. (Смеется.) Впервые слышу об этом исследовании и не думал над этой идеей.

О компании

Японская NEC Corporation — производитель полупроводников, электроники и высокотехнологичных решений. В корпорации работает более 140 000 человек. В финансовом году, который истек 31 марта 2004 г., продажи NEC выросли на 4,5% до $47,9 млрд, прибыль составила около $400 млн на фоне убытков в $240 млн годом ранее.
NEC была первым в мире поставщиком оборудования для сетей 3G и создателем мобильных телефонов третьего поколения. По данным аналитических агентств, NEC не входит в пятерку крупнейших производителей сотовых телефонов, но является одним из лидеров мобильных телефонов 3G.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика