18 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 11:22:59
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Как сбалансировать бюджет



Кобенко Александр
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 07-04-2005
просмотров: 34604
Любое предприятие сталкивается с проблемой выбора: купить нужные ресурсы подешевле, но на условиях предоплаты, или с отсрочкой платежа, но по более высокой цене. Аналогичную дилемму решают финансисты и при планировании деятельности фирмы в целом: ориентировать бюджет компании на достижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежных потоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различные финансовые показатели и составить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководства и собственников фирмы.

Составление сбалансированного бюджета — это процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов. При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе — отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.

Личный опыт

Дмитрий Письменный, финансовый директор группы компаний Dixis1 (Москва)

В начале моей работы финансовым директором на хладокомбинате «Айс-Фили» в 2000 году из месяца в месяц происходило затоваривание склада готовой продукцией, то есть создавался лишний запас мороженого. В результате значительно снизилась ликвидность, а также возросли расходы на обслуживание кредиторской задолженности поставщикам сырья и упаковки. Принятое решение было достаточно простым: по моей рекомендации руководство приостановило в ноябре производство на профилактический ремонт. За это время была распродана большая часть запасов, а выручка, поступившая от реализации, позволила повысить платежеспособность компании и значительно сократить кредиторскую задолженность.

В дальнейшем, проведя анализ ассортимента готовой продукции по методу ABC, были установлены нормативы остатков готовой продукции каждого вида с учетом сезонного колебания спроса. Это позволило хладокомбинату безболезненно пережить сезонное падение спроса на мороженое в зимний период.

Принятие любого финансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность. Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировке финансовых показателей, а также инструменты этой балансировки.

Критерии балансировки

Идеальный финансовый план компании должен обладать следующими характеристиками:

  • бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);
  • рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственниками бизнеса;
  • остальные финансовые показатели соответствуют целям компании. Также необходимо принимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью и ликвидностью компании в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов.
Мнение специалиста

Марина Попова, старший консультант АКГ «Гориславцев и К0» (Москва), канд. экон. наук

Набор показателей, на которые должен быть ориентирован финансовый план, зависит от целей компании. Среди наиболее значимых критериев можно отметить рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность активов компании (ROA), сальдо чистого денежного потока, показатели эффективности и рентабельности инвестиций, уровень операционного и финансового левереджа.

При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.

К сожалению, на практике очень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным выше требованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет одним критериям и не соответствует другим. В таком случае требуется балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию компании.

Инструменты балансировки

В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств (см. табл. 1).

Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.
  2. Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена — скидка — предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.
  3. Утверждается сбалансированный бюджет.
  4. Утверждается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.
    Личное мнение

    Андрей Аксёнов, заместитель управляющего по экономике и финансам ОАО «Хлебпром» (Челябинск)

    Условия расчетов с контрагентами (цены на сырье и продукцию, сроки оплаты) — это главным образом инструмент выстраивания долгосрочных отношений с покупателями и поставщиками, а не оптимизации бюджета. Кроме того, одним из основных принципов взаимоотношений предприятия со своими покупателями и поставщиками является стабильность этих отношений. Поэтому менять условия поставки и отгрузки с целью достижения желаемых показателей бюджета не всегда оправданно.

    Пример

    ОАО «Баланс» разрабатывает бюджет на следующий год. Совет директоров компании установил, что чистая прибыль компании не должна быть меньше 15 тыс. руб., а превышение денежных поступлений над выплатами — не меньше 6% от общей суммы поступлений (резерв ликвидности или остаток денежных средств на конец периода). На основании входящих остатков по счетам (баланс на начало года), планового объема продаж продукции (5700 шт. по 50 руб. за 1 шт.) и нормативов, используемых в компании (см. табл. 2), сформирован первоначальный вариант бюджета движения денежных средств (см. табл. 4, столбец 3).

    Как видно, данный вариант удовлетворяет заданному уровню прибыли, но не соответствует установленным требованиям по величине денежного потока. Компания имеет возможность изменить свою кредитную политику на следующих условиях:

    • при снижении отсрочки оплаты поставщикам на 10 дней компания получит скидку в размере 0,5% по сырью и прочим прямым расходам и, наоборот, при увеличении отсрочки на каждые 10 дней поставщики увеличивают цену на 0,5%;
    • снижение дебиторской задолженности на 10 дней при увеличении скидки до 1 руб. с ед. продукции.

    Финансовая служба ОАО «Баланс» решила оценить, как увеличение норматива кредиторской задолженности на 10 дней и одновременное снижение норматива дебиторской задолженнос-ти на 10 дней скажется на бюджетных показателях компании. Расчет дебиторской и кредиторской задолженностей выполнен с разбивкой по кварталам и приведен в табл. 3. В результате был составлен модифицированный бюджет движения денежных средств (см. табл. 4, столбец 4).

    Показатели сбалансированного бюджета соответствуют поставленным целям. Компании следует принять предлагаемые изменения кредитной политики и утвердить новый вариант бюджета.

Диаграмма Du Pont

Диаграмма Du Pont была разработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont de Nemours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса компании (см. рисунок).

    Личный опыт

    Алексей Федосеев, директор по информационным проектам компании «Инталев» (Москва)

    Для расчета прибыли мы используем «дерево ROI», или модель Du Pont, и аналогичное по сути «дерево денежного потока». Затем изменяем влияющие факторы в построенных моделях и анализируем полученные результаты. Также мы проводим анализ чувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора на результат и точнее проводить балансировку.

Балансировка по методу Du Pont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

Практические советы

Автоматизировать процедуру расчета и балансировки финансовых показателей (как с помощью бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом, так и с помощью диаграммы Du Pont) можно с использованием электронных таблиц Excel. Кроме того, описанную методику можно доработать с учетом специфики конкретных предприятий.

    Мнение специалиста

    Георгий Земитан, руководитель проекта компании ITeam (Москва)

    Показатели доходности, платежеспособности и структуры баланса являются основными критериями балансировки. В разрезе этих показателей формируются как общие цели компании, так и результаты работы каждого ЦФО. Очевидно, что утвердить первую версию бюджета не удается практически никогда. И тому есть две причины. Первая — необходимость балансировки бюджетных показателей. Вторая — необходимость создания такой версии бюджета, которая, с одной стороны, удовлетворяла бы целевым показателям, сформулированным топ-менеджерами, а с другой — содержала такие значения показателей операционных бюджетов, ответственность за достижение которых взяли на себя руководители соответствующих ЦФО. Разработка такой версии неизбежно требует нескольких последовательных итераций бюджетирования «сверху—вниз» и «снизу—вверх».

    Таким образом, утвержденную версию бюджета можно рассматривать как компромисс между менеджерами компании.

    Алексей Федосеев

    Принимая решение относительно времени рассрочки платежа покупателям или поставщикам, финансовый директор начинает вмешиваться в сферу ответственности коммерческого директора или директора по снабжению. Очень важно установить порядок разрешения подобных вопросов, потому как зачастую они перерастают в конфликт подразделений.

Кроме того, при создании модели балансировки бюджета нужно учитывать, что на практике, как правило, компания не может точно предвидеть, как изменятся ее финансовые показатели при изменении тех или иных параметров. Поэтому для получения более достоверных результатов рекомендуется построение модели с использованием вероятностных характеристик параметров.

«Основной критерий сбалансированности бюджета — оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности»

Интервью с начальником отдела бюджетирования финансовой дирекции ОАО «Новая Перевозочная Компания» (Москва) Денисом Лесных

— Как построен процесс бюджетирования в вашей компании?

— Можно сказать, что бюджетный процесс построен по принципу «снизу — вверх». Бюджетный департамент, который входит в состав финансовой дирекции, отвечает за сбор, консолидацию и взаимоувязку планов подразделений, на основе которых и формируется мастер-бюджет компании. Предварительный вариант мастер-бюджета передается на рассмотрение и утверждение бюджетно-инвестиционному комитету, в который входят руководители подразделений компании под председательством финансового директора. При этом первый вариант бюджета практически всегда пересматривается, поскольку необходимо искать компромисс между руководителями подразделений и балансировать показатели, отстаиваемые ими.

— Какими критериями вы руководствуетесь при балансировке бюджетных показателей?

— Основной критерий сбалансированности бюджета — это оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности. Оптимальным соотношением мы считаем отсутствие платежных разрывов в сформированном бюджете и максимальную рентабельность при условии достижения заданных значений ключевых показателей деятельности.

— Как этого добиться?

— Очевидно, что влиять на рентабельность или ликвидность можно, изменяя условия и показатели операционных бюджетов. Показателей, от которых в большей или меньшей степени зависят рентабельность и ликвидность компании, довольно много. Поэтому следует составить их полный список и оценить приоритетность использования в процессе балансировки. При определении приоритетности нужно тщательно анализировать возможные последствия такого влияния. К примеру, компания может задержать заработную плату сотрудникам, тем самым временно закрыв платежный разрыв в бюджете, однако это создаст неблагоприятную обстановку в коллективе и может сказаться на результативности труда.

Чаще всего балансировка проводится нами за счет привлечения краткосрочных кредитных ресурсов (транши в рамках открытых кредитных линий или «револьверные» кредиты), изменения сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженностей. Привлечение кредитных ресурсов не представляет труда и не влечет за собой негативных последствий. Лишь в безвыходной ситуации мы меняем условия работы с нашими клиентами. Прежде чем делать это, нужно тщательно проанализировать ситуацию на рынке и условия, предлагаемые конкурентами. В противном случае непродуманные действия в отношении клиентов могут привести к резкому сокращению доли компании на рынке.

— Какие финансовые инструменты вы используете для балансировки финансовых показателей мастер-бюджета?

— Балансировку финансовых показателей мы проводим при помощи бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом. Это позволяет отследить как достаточность денежных потоков, так и изменение рентабельности. При проведении балансировки нами также проводится анализ чувствительности. В дальнейшем это позволит точнее прогнозировать влияние каждого показателя на итоговый результат деятельности компании.

— Автоматизирован ли в вашей компании процесс балансировки бюджета?

— До недавнего времени мы использовали для этих целей Excel. Но его применение значительно усложняло работу департамента бюджетирования. Основная проблема — постоянно сбивающиеся ссылки. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости использования специализированной информационной системы и сейчас находимся на стадии внедрения COGNOS E.Planning.


1 Редакция выражает признательность компании «Финсовет» (Москва) за помощь в получении информации об опыте компаний. – Примеч. редакции.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.124 сек.
Яндекс.Метрика