28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 12:09:07
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Сергей Борисов: Нужны «показательные порки» чиновников

Без этого малый бизнес будет по-прежнему в загоне



Елена Тихомирова
Источник: Независимая Газета
добавлено: 08-04-2005
просмотров: 9931
Вклад малых предприятий в национальные экономики развитых стран не менее весом, чем доля крупных корпораций. У нас картина совершенно иная, и хотя на словах проблемой озабочены все вплоть до президента (вчера на встрече с бизнесом об этом речь также шла), ничего кардинально не меняется. О проблемах предпринимателей корреспонденту «НГ» рассказал президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов.
Президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов

– Какие проблемы малого бизнеса требуют первоочередного решения?

– Самый главный барьер для бизнеса – несовершенство государственного управления. На втором месте имущественные проблемы: скитания по «подворотням», невозможность иметь свой угол. Мешает бесперспективность взаимодействия с властями. Так, в любой момент могут увеличить аренду, порой на 400%. Как следствие, никакое предприятие сегодня не может следовать даже самому хорошему бизнес-плану: он все время будет искажаться. Не облегчает жизни и паразитирование рантье, как государственных, так и частных. Большая проблема – кредитование: спрос на микрокредиты удовлетворен примерно на 10%. Отлученные от собственности предприниматели часто не имеют возможности предоставить банку залог под кредит. И одна из главных стратегических проблем – отсутствие внятной государственной политики в отношении малого бизнеса. То, что президент с раздражением говорит об этом, – это просто какая-то неспособность властей всех уровней отвечать за ранее принятые решения. Из решений Госсовета 2001 года о развитии малого бизнеса реально выполнен лишь минимум. Этот импульс в свое время не был передан массам чиновников, поэтому сегодня они не заинтересованы в выполнении госрешений. А те, кто начинает бизнес, становятся изгоями, их просто выдавливают с рынка страны. Например, «Ростелеком» не пускает в свои сети ровным счетом никого. Министр сельского хозяйства Гордеев сегодня свято верит в гигантские агропромышленные холдинги, считая фермерство надуманным и абсолютно неэффективным занятием. Нет ни одной программы для развития малого бизнеса в промышленности и в Минпромэнерго. А ведь в промышленности без малых предприятий не будет никакой конкурентной среды. А значит, не будет и качества!

– Чего, по-вашему, боятся министры, не давая дорогу малому бизнесу?

– Они «однолюбы». И они очень любят играть с крупными игроками. Им скучно и неинтересно заниматься малыми предприятиями. Пока еще даже на ментальном уровне они не понимают, что малый бизнес – это будущее государства, будущее качества, и всерьез думают, что какой-нибудь автомобильный или авиастроительный концерн за высоким забором в состоянии обеспечить себя конкурентоспособными комплектующими. Во всем мире это давно уже не принято. Крупные корпорации отдают заказы на субконтракт, на аутсорсинг, на огромное конкурентное поле. Проводя для малых предприятий тендеры, они преследуют цель добиться именно конкуренции, причем не только по качеству, но и по цене, чтобы это удачно вписывалось в себестоимость конечного продукта.

– И как, по-вашему, можно изменить ситуацию?

– Должен быть федеральный закон о политике в области малого предпринимательства, где должны быть четко сформулированы функции для всех министерств и ведомств, служб и агентств. Причем я убежден, что не должно Минэкономразвития сидеть и ждать, когда к ним придут бизнесмены: оно само должно зазывать бизнес на участие в проектах, которые могут стать приоритетными для единой программы развития малого бизнеса. В этот процесс нужно включить все субъекты Федерации. МЭРТ собирает пул из пилотных программ для бизнес-инкубаторов на 1,5 млрд. руб., но этого очень мало! Необходима системная межведомственная конкуренция за уникальность проектов! А отдел МЭРТа из 7 человек мало что может изменить.

– Значит, опять идти путем расширения структуры министерств?

– Да, если их работа будет ориентирована на конкретный результат. Сегодня же предприниматели, чтобы решить какую-то насущную проблему, приходят к чиновнику с цитатами из посланий Путина о малом бизнесе. И, лишь прочитав цитату, чиновник задумывается и говорит: ну ладно, пропущу. Такая вот борьба сознания. И причина – в недооформленности государственной политики в виде внятного политического документа. Вот сказал сейчас что-то в сердцах президент, а что дальше?! Сырьевые отрасли, включая газ и нефть, могут дать 3–4% роста ВВП, а нам нужно 7–8%. Где брать еще 3–4%? Только за счет развития ускоренными темпами малого и среднего бизнеса! Но и мы уже сейчас должны убеждать чиновников, что будущее России – это не поборы чиновников, а развитое, живущее по цивилизованным законам предпринимательство. А не то, которое вынуждено прятаться в тень!

– Другими словами, представителей власти могут «воспитывать» сами бизнесмены?

– Да, надо искать здоровые силы в лице нормальных вменяемых мэров, губернаторов. Я не могу сказать, что все без исключения чиновники являются людьми алчными, не служащими верно государству. Есть среди них те, которым можно только поклониться в пояс и сказать спасибо! Но таких людей становится все меньше. Их просто-напросто вымывает нахлынувшей волной недобросовестного чиновничества с необъятными карманами. Да, нужно поднять зарплаты чиновникам. Но что интересно: они уже сами не хотят этого. Им удобно и так, они уже мотивированы на штрафы и поборы, им пока невыгоден здоровый бизнес-климат.

– Хуже или лучше сегодня малому бизнесу по сравнению с его положением 10 лет назад?

– Количество малых предприятий у нас практически не меняется вот уже 10 лет. Вхождение человека в бизнес сегодня намного сложнее, чем раньше. Причем тяжело не только войти, но и работать. К примеру, чтобы организовать свой бизнес и приступить к строительству автозаправочных станций, мне понадобилось получить от чиновников 2250 подписей. Причем получить их «веером» невозможно, только последовательно. Каждый чиновник имеет право держать у себя документ 30 дней. И то если не вздумает внести свои коррективы, поправить запятые, к примеру. Такая практика – сплошь и рядом. Если умножить количество инстанций на 30 дней, получится, что, для того чтобы организовать свой бизнес, мне потребовалось бы 188 лет! Я это смог сделать за 10 лет. Взяток я не давал, закон не нарушал, но покрутиться пришлось серьезно. Приходилось биться во все двери, требовать, ускорять этот бесконечный процесс. В какой-то степени помог статус. Хотя я никогда им не злоупотреблял, но то, что власть все-таки боится общественного мнения, немаловажный факт. Чиновник обычно вершит свой суд над предпринимателем в тишине своего кабинета. Чаще всего ему ничего не стоит припереть предпринимателя к стенке. Или, что еще хуже, посвятить в свою веру.

– Получается, предприниматели сами дают взятки?

– Тенденция такова, что нередко предприниматели приходят к выводу, что лучше покориться чиновнику и играть по его правилам. Это путь в никуда. Такие предприниматели отрезают путь к цивилизованному бизнесу и себе, и тем, кто идет за ними следом. Они нарушают все конкурентное пространство, делают чиновника мощнейшим фактором так называемых транзакционных издержек. И это очень серьезно влияет на конкурентоспособность нашего предпринимательства в любой его ипостаси.

– А что делать с населением, которое не очень любит богатых и предприимчивых?

– Может, не это, а следующее поколение, если почувствует, что есть место применения их сил, обязательно включится в эту работу. Сегодня же действительно тенденции таковы, что молодежь охотнее идет в западные компании. Не желая наших мытарств вхождения в бизнес, они хотят простоты отношений, понятных правил игры.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.103 сек.
Яндекс.Метрика