Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Лично для себяТоп-менеджеры создали капитализм с человеческим лицомИсточник: Журнал "Top-Manager" добавлено: 21-04-2005
просмотров: 10735 Топ-менеджеры, управляющие крупными американскими корпорациями, создали экономическую систему, которая фактически позволяет им пользоваться чужой собственностью в своих интересах. За последние три года тон американских газет, журналов, книг, описывавших профессионализм топ-менеджеров, изменился. Скандалы, связанные со злоупотреблениями топ-менеджеров, еще недавно входивших в разнообразные списки «лучших» и «эффективных», поставили теоретиков менеджмента в тупик. Провозглашая основным принципом американского менеджмента «Деньги — не главное» (см. Top - Manager № 1,2005), профессора бизнес-школ никак не могли предположить, что со стороны топ-менеджеров этот принцип будет воспринят только по отношению к деньгам акционеров, но уж никак не по отношению к своим заработкам. Неужели мир возвращается к древней теории, что развитием общества движет алчность? Что человек, преследующий личную выгоду, как бы направляется невидимой рукой и вносит вклад во всеобщее благо? «Рассчитывая пообедать, мы надеемся не на доброжелательность мясника, пивовара или пекаря, а на их стремление к собственной выгоде, — писал Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов». — Мы обращаемся не к их человечности, а к их себялюбию и говорим с ними не о своих нуждах, а об их выгоде». Пример современных топ-менеджеров показывает, что и в нашем просвещенном мире зачастую главным экономическим стимулом является эгоизм и стремление к корысти, Алчность способна скорее разжигать людские страсти, чем утихомиривать их. Особенно в условиях нестабильности, в режиме перелома или кризиса. Стремление к материальному благополучию, может быть, и предпочтительнее многих иных мотивов, но благородно ли оно? Месть менеджера Если рассматривать развитие российского бизнеса как процесс эволюционный, то мы должны признать: скоро нами править будут не олигархи и предприниматели, а топ-менеджеры. 1990-е годы дикого капитализма выстроили систему собственника-руководителя, при которой высший менеджмент компании рассматривался как обслуживающий персонал. Вполне реальная история, когда директор по развитию или маркетингу после указаний собственника и нелицеприятного разговора со службой безопасности приходил на следующий день на работу в темных очках. Собственник хотел прибыли. Хотел ли этого для собственника топ-менеджер? Топ-менеджер, найтдример, не понимал, почему этот завод или банк принадлежал I человеку менее профессиональному, чем он. Харизматики и диктаторы, ; новаторы и мошенники, первые собственники решали все: от финансовых вопросов до мелких расходов типа покупки канцелярских товаров для офиса. Но вскоре из небольшой фирмы, как чайный гриб на кухне, вырастал холдинг. Самодур-собственник уже не мог контролировать все. Менеджеры понемногу снимали темные очки и начинали управлять сами. Они еще были на зарплате, они еще могли услышать вслед слова: «Пшел вон!» — но они уже начинали иезуитски улыбаться. Покаты в Кур-шавеле, хозяева мы. И происходил сложный процесс внедрения системы корпоративного управления, и собственник все больше начинал зависеть от «своих» людей. Они не предадут. Они все сделают как надо. Как сделал бы я. Они увеличат прибыль. Они меня обогатят. Они сделают лучше. Но почему собственник решил, что эти люди спать не могут, а только и мечтают об увеличении его богатства? Есть классическое определение эффективности менеджера, высказанное профессором Гарварда Маршаллом Голдманом: «Лучший способ оценить работу менеджера — это спросить его, действовал бы он по-иному, если бы был собственником данной компании. Таким образом, сущность хорошего менеджмента следует определять в соответствии с критериями, которые моделировали бы действия собственника и побуждали бы менеджера воспроизводить его поведение». Вот собственник и требует от топ-менеджера: «Ты должен работать на прибыль компании, на акционеров!» Но менеджера в большей степени заботят его зарплата, его профессиональный рост, его репутация, нежели доход акционеров. Есть еще одно распространенное мнение: основная цель стимулирования топ-менеджеров — увязать их интересы с интересами собственников. Соответственно, вознаграждение руководителей должно привязываться к тому, чего хотят от предприятия собственники. Хотят собственники дивидендов — пусть платят менеджерам процент от этих самых дивидендов. Хотят собственники продать компанию — пусть дают руководству опционы на акции. Боится собственник потерять контроль над бизнесом, ну так трус не играет в хоккей. Если менеджер приносит ему деньги, то можно и поделиться. Иначе он станет приносить деньги менее жадным конкурентам. В этом и заключается шантаж топ-менеджеров. Они, конечно, заменимы, но как купить их эффективность? Бонусы, опционы, финансовые привязки к финансовым же показателям. А как купить их лояльность после их увольнения? Самый простой способ — «золотой парашют». Так в США работа топ-менеджера давно стала одной из самых безопасных и спокойных. Управляющие, уволенные за профессиональную непригодность или мошенничество, в подавляющем большинстве случаев получают этот самый «золотой парашют» — многомиллионные «отступные» от компании, которой они имели счастье управлять. Преподаватели менеджмента в Университете Рутгерс Джозеф Бла-зи и Дуглас Крузе проанализировали, сколько акций американских компаний получили топ-менеджеры в награду за работу, а сколько акционеры. В 1992—2001 годах в 25% компаний пять ведущих топ-менеджеров получили более 40,8% акций (акционеры — 22,5%). В других 25% фирм менеджеры наградили себя 29—40% акций, уделив акционерам 23,1 %. Лишь в половине обследованных фирм управляющие выделяли реальным собственникам компаний больше или столько же, сколько себе. В 1991 году менеджеры переводили себе в среднем 18,2% акций подконтрольных им фирм, а в 1994 году — уже 28%. Специалисты считают, что эта практика сложилась на протяжении последнего десятилетия, когда фондовый рынок США стремительно рос. Тогда инвесторы получали хороший доход от принадлежавших им акций и поэтому закрывал и глаза на аппетиты менеджеров. За последние годы топ-менеджеры американских корпораций неоднократно продемонстрировали, что во главу угла они ставят улучшение своего материального положения, а не заботу о процветании доверенного им бизнеса и акционеров. По данным Pearl Meyer & Partners , за период с 1995 по 2001 год доходы председателей советов директоров ведущих американских корпораций выросли более чем вдвое. В 1995 году средний доход (зарплата, опционы на пакеты ак-ций, представительские расходы, страховки и т. д.) топ-менеджера крупной американской корпорации составил $5,81 млн в год. В 2001 году — $11,93 млн. Рост доходов управляющих происходил даже несмотря на то, что большинство американских компаний столкнулись с проблемами. Исследование 23 крупнейших компаний США, проведенное двумя организациями — «Объединением за честную экономику» ( United fora Fair Economy ) и Институтом политических исследований ( Institute for Policy Studies ), показало, что прибыль, о которой корпорации заявляли в налоговые органы, снизилась, в то время как акционеры получали совершенно иную информацию: что за этот период прибыль значительно возросла. Эти компании уволили более 160тыс. сотрудников, но подняли зарплаты топ-менеджерам на 15%. Top -менеджер, вскарабкавшийся на вершину Олимпа, не хочет копить себе деньги на старость. Он должен получить все сразу, а после увольнения продолжать вести тот образ жизни, к которому привык. Акционеры: ответный Удар По данным консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton , в 2003 году 39% всех реорганизаций, проведенных среди топ-менеджеров крупнейших корпораций США, были принудительными, то есть инициированными акционерами или советами директоров этих компаний. В 2002 году этот показатель был равен 25%. В отчете Booz Allen Hamilton содержится примечательная фраза: «Ныне профессиональная жизнь руководителей компаний напоминает жизнь первобытных людей — она неприятна, жестока и коротка». Как утверждает Джеффри Соннен-фельд, заместитель декана бизнес-школы Йельского университета, в США отмечается новая тенденция: руководителей компаний и организаций увольняют или заставляют уйти в отставку не только из-за их профессиональных ошибок, но также ради спасения имиджа компании, а также ради повышения доверия к фирме со стороны акционеров. Топ-менеджер не обязательно должен быть непосредственно вовлечен в бизнес-скандал. Ныне считается общепринятым, что если доверие к руководителю компании пошатнулось, то его необходимо менять. И если у нас в стране собственник до сих пор часто путает свои деньги и деньги компании, то, наблюдая за последней американской модой, можно прогнозировать, что в скором времени и в России профессиональные менеджеры, получившие МВА, все больше станут посматривать на деньги компании. В США с бизнес-преступлениями в основном борется не государство, а сам бизнес. За последние четыре года США потрясли несколько десятков крупных бизнес-скандалов. Инициатива начала расследования ни разу не исходилаот государственных органов, к уголовной ответственности проворовавшихся менеджеров требовали привлечь пострадавшие акционеры компании, сообщает Washington Profile . Ton -менеджеров подводила тяга к наживе: они уклонялись от уплаты налогов, манипулировали финансовой отчетностью и часто путали корпоративный кошелек со своим личным. Впрочем, мошенничества не продолжались бо-лее 3—4 лет — их обнаруживали при проведении очередной ревизии. Пострадавшие собственники обращались в Федеральную комиссию по защите прав инвесторов ( The United States Securities and Exchange Commission ). Следствие проводили ФБР или прокуратура. Кроме того, жулики часто становились объектом судебного преследования со стороны пострадавших акционеров и сотрудников фирм. Иногда преступниками становились топ-менеджеры крупнейших фирм, ранее имевшие безупречную репутацию и считавшиеся образцом для подражания. Например, Деннис Козловски, бывший глава компании Tyco , неоднократно признавался одним из лучших менеджеров мира, Кен Лэй, глава энергетического концерна Enron , находился в дружеских отно-шенияхслидерами многих стран мира, Сэмюэль Ваксал, основатель и ру-ководитель компании ImClone Systems , был признан одним из наиболее выдающихся уроженцев штата Виргиния. Корпоративные скандалы нанесли огромный ущерб экономике США — финансовый рынок потерял сотни миллиардов долларов, страна лишилась десятков тысяч рабочих мест. Многие эксперты считают, что финансовые скандалы нанесли США ущерб, сопоставимый с потерями от терактов 11 сентября 2001 года. В результате в финансовое законодатель-ствоСШАбыли внесены изменения, которые должны предотвратить появление подобных нарушений. Федеральная комиссия по защите прав инвесторов стала оказывать большее давление на корпорации, с тем чтобы их советы директоров стали более независимыми от исполнительных руководителей корпораций. В результате между руководством многих компаний и членами советов директоров сложились непростые отношения. Например, в 2003 году два директора компании Disney подали в отставку в протест тому, что генеральный директор компании Майкл Эйснер, которого обвиняли в неэффективной деятельности, отказывался оставить свой пост, а члены совета директоров не принимали серьезных шагов в этом направлении. В марте 2005 года под давлением акционеров Эйснер сам ушел в отставку. По оценкам Уильяма Джорджа, бывшего руководителя компании Medtronic и автора книги «Верное лидерство» ( Authentic Leadership ), для того чтобы сохранить динамичность и долгожительство, компания должна менять исполнительное руководство каждые 10 лет. Однако если руководство меняется слишком часто, скажем, каждые три года, то главной целью деятельности руководителя становятся краткосрочные выгоды, а не стратегическое планирование. Более того, ряд экспертов считают, что нынешние изменения могут превратить управляющих компаниями в «козлов отпущения» для акционеров, которые будут их винить во всех бедах компаний. И чтобы оградить себя от финансовых проблем в случае потери работы, топ-менеджеры включают в свой рабочий контракт графу о «золотом парашюте» — тех самых бенефитах, которые компания обязана будет выплачивать им в случае отставки или увольнения. Эти «парашюты» действительно «золотые». Например, Карли Фиорина, уволенная из компании Hewlett - Packard , получила в качестве компенсации $21,1 млн. Что еще нужно, чтобы встретить старость? По материалам американской прессы и Washington Prifile Top - manager 04/2005 Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|