19 июня 2021 г. Суббота | Время МСК: 03:53:46
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Контроллинг и контроллеры



Наталья ЛЕЙМАН
Источник: Журнал "Расчёт"
добавлено: 06-06-2005
просмотров: 16310

Чем чаще директора произносят слова «бюджетирование», «управленческий учет» и «стратегическое планирование», тем быстрее заместители главбухов узнают, чем отличается контроллер (ударение на втором слоге) от контролёра.

Вперед, в будущее

Бюджетирование, управленческий учет и стратегическое планирование можно назвать одним словом – «контроллинг», то есть метод управления фирмой. Причем службу контроллинга всегда возглавляет человек, который разбирается не только в технологических вопросах и калькулировании, но и хорошо знает бухгалтерский учет. Поэтому нередко на эту должность рекомендуют заместителей главных бухгалтеров.

Начальник службы контроллинга несет ответственность за аналитические расчеты и прогнозы перед своим непосредственным начальником – заместителем директора по экономике (финансовым директором). А жесткие требования к точности прогнозов рано или поздно вынуждают задуматься об автоматизации системы управления или как минимум широком использовании специальных приборов, облегчающих учет, которые называются – промышленные контроллеры.

С помощью этих хитрых приспособлений можно наладить по-настоящему достоверный учет чего угодно: рабочего времени сотрудников, расхода сырья и материалов, отпуска товаров, потребления тепловой энергии и, наконец, выхода готовой продукции.

Конкуренты и налоговики – не помеха

Чтобы понять роль контроллеров, можно рассмотреть любой производственный процесс или отпуск товара со склада. Представьте себя на хлебобулочном заводе. За сутки десятки тонн муки превращаются в хлеб различных сортов, кексы и батоны, плюшки и рогалики. Объемы производства постоянно растут, ассортимент расширяется. И все это на фоне увеличения цен на муку и конкурентной борьбы.

В таких условиях прибыль завода зависит не только от расторопности снабженцев, закупивших качественное сырье по минимальным ценам, но и от рационального использования сырья. Для этого нужно прежде всего отслеживать в режиме реального времени количество муки в каждом силосе (хранилище).

Схожие задачи учета актуальны и для любой другой, в том числе и торговой, фирмы. Только четкий контроль за остатками материалов, товаров, продукции и прочего избавит бухгалтера от необходимости ломать голову, как отразить в учете сверхнормативный расход или недостачу.

Тривиальное техническое решение – использование автоматики – способно эффективно решить сразу две задачи. Снижение себестоимости даст фирме фору в конкурентной борьбе. Налоговый же инспектор, сравнив технологические карты, расход сырья и выпуск продукции, не сможет обосновать в акте завышение себестоимости.

Для пекарни схема выглядит так. Устанавливаем шкаф контроллера тензоизмерений (из всех его составляющих упомянем самые интересные для нас – датчики веса и датчики движения муки). С его помощью можно автоматизировать подсчет общего количества муки, закаченной из муковоза в каждый конкретный силос и откаченной из него за смену (сутки), а также суммарное количество муки разных сортов по силосам. Эта информация видна операторам на дисплеях, и она же попадает в отчетные данные для бухгалтерии.

Обсыпанные мукой, облитые бензином

В свое время налоговые полицейские совместно с инспекторами обожали проводить инвентаризации на бензоколонках и пекарнях. Забавно было наблюдать за людьми в темных костюмах, отважно лезущих с щупами на газгольдеры (емкости для хранения бензина), и с фонариками – на мучные силосы.

Субъективная оценка количества горюче-смазочных материалов, муки (любого другого сыпучего или жидкого сырья или материала) всегда дает большую погрешность и... возможность оправдаться перед ретивыми проверяющими. Однако этот же субъективизм – помеха для правильных управленческих решений и причина перерасхода сырья.

Вернемся в пекарню. Для некоторых видов выпечки очень часто в бункер (тестомешалку) засыпают смесь из разных сортов муки. Несмотря на важность соблюдения процентного соотношения сортов, без автоматики оно определяется буквально по цвету теста. Естественное желание технологов получить более качественную продукцию нередко приводит к перерасходу более дорогих сортов муки. Бухгалтер, которого удовлетворяет роль статиста, конечно же, спишет всю муку, указанную в материальном отчете. А через несколько лет, во время налоговой проверки, когда ему укажут на отклонение от рецептуры, будет валить всю вину на материально-ответственных лиц. Вынужденный заплатить штрафы владелец фирмы будет чувствовать, что его дважды обокрали: собственные сотрудники и государство в лице налоговой инспекции...

Мимо чужого рта

Не меньше чем расход сырья владельца фирмы интересует учет готовой продукции. С контроллерами эта задача также становится тривиальной.

Фирмам, применяющим упаковочные автоматы, учет готовой продукции организовать очень просто, если есть соответствующий электрический сигнал, например сигнал с электрического ножа для запайки упаковки. При механическом упаковочном автомате проблема немного усложняется. В этом случае придется поискать подходящий датчик, вырабатывающий импульс при прохождении упакованной продукции, место для его расположения и настройки его чувствительности.

В результате внедрения несложной системы автоматики фирма получает огромный экономический эффект, а бухгалтерия – достоверный учет (см. таблицу «Выгодно фирме – легко бухгалтеру»).

Точный учет рабочего времени

Все чаще на входе в офисы российских фирм появляются контроллеры учета рабочего времени. Причем отчеты можно не только распечатать на принтере, но и выгрузить сразу в бухгалтерскую программу. Нередко рядовые сотрудники относятся к контроллеру, как к карающему оку руководства. Другое дело в Германии. Наша бывшая соотечественница Светлана Вернер, работающая в муниципалитете города Вюртемберг (Бавария), каждое утро из-за неудачного расписания автобуса приезжает на работу на четверть часа раньше положенного времени. Переработка суммируется, и женщина получает дополнительные дни к отпуску.

Выгодно фирме – легко бухгалтеру

Эффект от применения контроллеров
Плюсы для фирмы
Плюсы для бухгалтера
Объективная и оперативная информация об остатках материальных запасов Есть основа для успешной политики закупки сырья, материалов, товаров Есть основа для автоматической загрузки в бухгалтерскую программу сведений о расходе материальных запасов
Объективный подсчет количества израсходованного сырья (материалов) в соотношении с количеством выпущенной продукции Подсчет себестоимости становится более точным, легко выявить непроизводственные потери Налоговому инспектору будет трудно доказать завышение величины себестоимости
Соотношение различных компонентов при производстве продукции можно выдержать с максимальной точностью Экономия дорогостоящего сырья Еще одна гарантия точного подсчета себестоимости
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.194 сек.
Яндекс.Метрика