19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 03:55:07
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Деньги точный счет любят

Преобразования в бухгалтерской сфере и финансовой отчетности пойдут на пользу всей экономике




Источник: НСФО
добавлено: 10-11-2005
просмотров: 10606

Буренин Андрей Викторович - член Правления Фонда НСФО

Очень часто бухгалтерскую реформу в России связывают лишь с переходом на международные стандарты отчетности. Cуть ее, однако, гораздо шире. Хотя бы в том, чтобы, прежде всего, изменить саму систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Ее ныне действующий вариант неудовлетворителен хотя бы потому, что ориентирован исключительно на защиту интересов бюрократии.
Буренин Андрей Викторович

А что же тогда инвесторы? Ведь это именно им и в первую очередь для принятия правильных решений нужна финансовая отчетность. Государство же по идее (то есть те же чиновники) должно быть заинтересовано лишь в том, чтобы эта отчетность была прозрачной и соответствовала реальной экономической ситуации в компаниях.

Именно поэтому в большинстве стран государство в большей или меньшей степени исключено из процесса создания стандартов финансовой отчетности и, сформировав инфраструктуру принятия решений, передает эти функции экспертному сообществу.

А как обстоят дела в России? - Прояснить ситуацию с такого рода отчетностью в экономике мы решили как бы с двух позиций - правительства в лице Минэкономразвития и Госдумы, - обратившись к начальнику отдела отчетности предприятий Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Анжеле КОТЛЯРОВОЙ и члену комитета Госдумы по налогам и бюджету, председателю правления фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) Андрею БУРЕНИНУ:

- Итак, как вы оцениваете все чаще высказываемые в последнее время мнения о необходимости существенного изменения системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, якобы необходимого для облегчения инвесторам принятия конкретных решений?

Андрей Буренин: - С постановкой проблемы согласен, коль скоро с этим согласна и… сама система регулирования. Для этого достаточного прочитать принятую 1 июля прошлого года разработанную Минфином РФ «Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2008 гг.), где, в частности, говорится, «о ее (системы) неудовлетворительной работе».

Как же ее реформировать? - Сегодня это, наверное, - самый сложный из всех вопросов, предъявляемых для решения проводящейся ныне административной реформе. И исходить здесь надо, прежде всего, из того, что ныне действующая система сама по себе не в состоянии вырабатывать правильных действий на сей счет.

Пример: на сегодняшний день в рамках одного ведомства - Министерства финансов РФ - одновременно сконцентрированы и налоговые (так называемая фискальная составляющая), и инвестиционные вопросы (в виде того же бухгалтерского учета и финансовой отчетности так называемых хозяйствующих субъектов).

Такой «симбиоз интересов» способствует серьезным нарушениям, происходящим в системе отчетности, отданной, по сути дела, на откуп банальной логике сбора налогов. И мы не достигнем качественного уровня отчетности, не реформировав саму эту систему: в частности, функции регулирования бухгалтерского учета должны лежать на любом другом ведомстве, но только не на том, которое во главу угла своей работы - по тем или иным объективным причинам - ставит фискальную деятельность. Такими «регуляторами», к примеру, сейчас мог бы стать Минэкономразвития, а в перспективе - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Есть и еще один, не менее важный момент: его суть в серьезной переоценке роли государства в сфере бухучета и финансовой отчетности. Понятно, что нынешние избыточные регулирующие функции последнего - это наследие старых времен, когда никаких инвесторов, кроме самого государства, и в помине не было, и оно само себя и регулировало, и контролировало.

Cейчас же, когда инвестиционный процесс стал, с одной стороны, процессом взаимоотношений собственника, не относящегося в большинстве случаев к каким-либо государственным структурам, и - с другой - потребителя кредитов, часто тоже далекого к государству, роль последнего должна заключаться лишь в создании соответствующей инфраструктуры - при которой, в частности, отчетность соответствовала бы реальным условиям хозяйствования конкретного субъекта или организации, без каких-либо «дутых», не соответствующих действительности цифр - и распространение ее на максимально возможное количество заинтересованных пользователей.

Cамо же государство не должно вмешиваться в этот процесс, и для того, чтобы этого не происходило - а административная реформа в конце концов на это и направлена - нужно вовлекать в эту работу общественность. Либо через какой-либо коллегиальный орган, как это делается в некоторых зарубежных странах, либо через другие представительские органы.
Словом, разделив налоговую составляющую (оставив ее за Минфином) и составляющую по инвестиционным заявкам (за каким-то иным ведомством) и вписав во вновь созданную систему регулирования соответствующие коллегиальные органы профессиональных экспертов, можно привести всю систему к сбалансированному виду. Какой она затем будет вырабатывать продукт - новые ли отечественные стандарты, адаптировать ли международные под нашу хозяйственную действительность или что-то другое - это уже вторичный вопрос…

Анжела Котлярова: - На наш взгляд, совершенствование системы государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности должно быть направлено на построение сбалансированной модели регулирования, учитывающей интересы всех участников системы учета и отчетности, снижение издержек и повышение эффективности государственной системы регулирования, снижение издержек организаций по составлению и представлению различных видов отчетности.

Следует отметить, что, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 71-«р»), бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации и не подлежит регулированию со стороны субъектов Федерации. Такой подход закрепляет единообразие правил бухгалтерского учета на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации осуществляет Минфин России; правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФСФР совместно с Минфином. В банковском секторе методологическое руководство осуществляет Банк России.

С точки зрения содержания процесса регулирования, очевидно, что сегодня государство осуществляет ряд избыточных функций, в частности установление обязательных правил ведения бухгалтерского учета. Вместе с тем, поскольку широкий круг участников гражданского оборота заинтересован в финансовой (бухгалтерской) отчетности, то в системе государственного регулирования должны в большей степени устанавливаться требования к раскрытию информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе вопросы, какие объекты подлежат признанию в отчетности, в какой момент они должны признаваться, как они должны оцениваться, какая информация о них подлежит раскрытию в отчетности.
Основные требования к учетному процессу должны быть зафиксированы в законодательстве (обязательность ведения бухгалтерского учета, обязательность документирования операций, обязательность ведения учета методом двойной записи, др.). Вопросы построения учетного процесса (т.е. реализации требований) вполне возможно передать профессиональным организациям, научным и учебным заведениям, аудиторским и консультационным фирмам.

В соответствии с этим представляется целесообразным принять за основу следующие направления совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации:

1. Постепенное снятие с государства потенциально избыточных и несвойственных государственному регулированию функций, оставив за ним функции по выработке и утверждению государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также установлению базовых требований к организации и ведению бухгалтерского учета, являющегося основой для составления финансовой, статистической и налоговой отчетности.

2. Исключение возможности дублирования функций и полномочий в федеральных органах исполнительной власти в части государственного регулирования бухгалтерского учета.
3. Содействие становлению и развитию негосударственных, в том числе саморегулируемых, общественных организаций, способных взять на себя часть функций регулирования в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности (разработка положений по бухгалтерскому учету, подготовка проектов методических указаний по их применению), а также развития профессии и повышения квалификации специалистов.

Для развития указанных направлений целесообразно в среднесрочной перспективе построение трехуровневой системы регулирования в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, состоящей из государства, негосударственного института регулирования и профессионального саморегулируемого сообщества.

Первый уровень - государство, которое разрабатывает государственную политику в области развития бухгалтерского учета и совершенствования системы финансовой отчетности; определяет основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета и составлению и представлению финансовой отчетности; устанавливает правовые основы деятельности негосударственных организаций в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Второй уровень - негосударственный институт, который участвует в разработке предложений по вопросам государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и в определении основных требований к организации и ведению бухгалтерского учета и составлению и представлению финансовой отчетности; взаимодействует с соответствующими Международными организациями, в частности с Советом по международным стандартам финансовой отчетности в Лондоне, в области разработки стандартов, их интерпретации, организации работ по переводу МСФО на русский язык, обмена опытом; осуществляет контроль за профессиональными саморегулируемыми организациями в области бухгалтерского учета. Основной задачей негосударственного института должно стать обеспечение качества положений (стандартов) и других нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Третий уровень - саморегулируемые организации (СРО), которые способствуют развитию бухгалтерской профессии посредством аттестации, дополнительного обучения, повышения квалификации, установления этических норм и профессиональных правил; осуществляют контроль соблюдения членами установленных СРО норм и правил профессиональной деятельности.

4. Указанные предложения по регулированию системы бухгалтерского учета не распространяются на бюджетные организации и банковский сектор. Методологическое регулирование бухгалтерского учета и контроль за его состоянием целесообразно сохранить:

  • в банковском секторе за Банком России с обеспечением более тесного привлечения добровольных профессиональных объединений и союзов (например, Ассоциации российских банков) к разработке стандартов отчетности, выработке ее форматов и осуществлении контроля за ее представлением;
  • для бюджетных организаций - за Минфином России…

- Сможет ли осуществляемая ныне в России административная реформа cпособствовать упрощению бухучета и финансовой отчетности, равно как и их готовности к саморегулированию?

Андрей Буренин: - У меня складывается впечатление, что все те лица либо организации, что либо отвечают за административную реформу, либо просто поддерживают ее, делают это до тех пор, пока она не касается конкретных функций, возложенных них. И тогда вдруг сразу же возникают тысячи поводов сказать, что к «данному конкретному случаю это, к сожалению, неприменимо». Но это, как говорится, - объективные реальности нашей жизни. Более того, в истории мы вряд ли найдем примеры, когда сама система себя бы последовательно и принципиально реформировала. Отнюдь нет, во всех более-менее известных случаях всегда наличиствует какой-то сторонний орган, отвечающий за это реформирование.

Но есть и другой момент. Можно, основываясь на опыте других стран, c уверенностью констатировать, что именно бухучет и финотчетность могут прекрасно «приспосабливаться» к саморегулированию. В отличие, скажем, от процесса взимания налогов, социальной защиты или чего-то еще, ибо практически не затрагивают напрямую интересов государства.
Но институт саморегулирования не может возникнуть только исходя из принятого на сей счет закона - должна пройти довольно продолжительная во времени эволюция взаимоотношений. Чтобы не получилось так, как было с перестройкой или приватизацией - мы начали их проводить, но потом вдруг выяснилось, что с самого начала не создали соответствующих институтов, отвечающих за эти процессы…

Анжела Котлярова: - В контексте задач административной реформы и важности более широкого внедрения инструментов негосударственного регулирования в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности Минэкономразвития России считает целесообразным в среднесрочной перспективе построение трехуровневой - об этом мною выше уже говорилось - системы регулирования, состоящей из уполномоченного федерального органа, негосударственного органа, выполняющего ряд функций регулирования, а также профессионального саморегулируемого сообщества. Формирование такой модели должно осуществляться поэтапно, начиная уже с 2005 г…

- Несколько слов о стандартах отчетности. Они, по мнению многих экспертов, должны приниматься коллегиально и открыто, с учетом всех возможных замечаний и предложений со стороны участников рынка. Вы согласны с этим?

Анжела Котлярова: - Минэкономразвития однозначно согласен как с первым, так и со вторым…

Андрей Буренин: - Выход из данной ситуации вижу один - стандарты отчетности должны приниматься коллегиально и открыто. Все участники рынка должны иметь возможность внести свои замечания и предложения, прежде чем будет утвержден окончательный документ. И тогда данный орган, действующий на основе принципов прозрачности и коллегиальности, будет эффективно «привит» от любых проявлений рецидива коррупционной заразы. Наконец, эта организация, будучи независимой от государства, не будет стоить ему ни копейки…


- В уже упоминавшейся выше концепции Минфина, в частности, констатируется ущербность действующей системы регулирования бухучета и финансовой отчетности. Однако в этом документе отсутствуют какие-либо конкретные меры по исправлению данной ситуации…

Андрей Буренин: - Со многими положениями данной Концепции можно соглашаться и поддерживать их. Но в то же время не бесспорен сам механизм ее реализации. К примеру, такая сфера деятельности, как бухучет инвестиций…

Этот учет не только не любит спешки, но и, конечно же, «неприятных» для себя сюрпризов. Таких, например, когда, скажем, компании, работающие не один год в стране, вдруг в один прекрасный день слышат: извините, «правила игры» принципиально меняются (и хорошо еще, если в лучшую сторону). Кому же из инвесторов это может понравиться? Они же, как участники отечественного рынка, далеко наперед планируют свои «горизонты деятельности», и поэтому, как минимум, ожидают «в ответ» от государства определенной предсказуемости его функционирования. Вот и в рассматриваемой нами отчетности мы должны четко обозначать для них все возможные этапе ее реформировании и желательно по времени тоже: когда и что у нас стране будет внедряться с точки зрения бухучета и отчетности, какими будут эти изменения, что они дадут инвесторам, и, самое главное, впоследствии постараться «не частить» с новыми дополнениями…

Анжела Котлярова: - По нашему мнению, вот лишь некоторые меры, которые смогли бы способствовать исправлению сложившегося положения вещей:
1. Установление правовых основ деятельности негосударственных организаций, в том числе саморегулируемых объединений (внесение изменений в закон «О бухгалтерском учете»):
- определение требований к формированию и основам деятельности негосударственной организации, саморегулируемых объединениям;
- разделение полномочий государственных и негосударственных органов регулирования;
- закрепление функций по всем уровням регулирования (в том числе во время и после переходного периода).
2. Установление этапов совершенствования системы регулирования финансовой отчетности и бухгалтерского учета.
3.Организация взаимодействия с указанными организациями на постоянной основе, в том числе к аналитической работе, подготовке проектов нормативных правовых актов, уже в 2005 г.
4. Привлечение действующих негосударственных организаций в области бухгалтерского учета и аудита к обсуждению проектов нормативных правовых актов (в порядке рекомендации их для утверждения ).

- Конечно, реформирование системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности должно «подкрепляться» соответствующим законодательством. Как Вы оцениваете его нынешнее состояние?

Анжела Котлярова: - Действующий ныне федеральный закон «О бухгалтерском учете» требует, по нашему мнению, поправок в соответствии с тремя основными задачами, направленными на:
а) cовершенствование системы регулирования;
б) приведение основных понятий в соответствие с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), переход на которые был закреплен правительством РФ еще в 1992 г., а затем подтвержден (в 1998 г.) в принятой Программе реформирования бухгалтерского учета;
в) закрепление базовых требований к организации и ведению бухгалтерского учета, являющегося основой для составления финансовой, статистической и налоговой отчетности.

Андрей Буренин: - На мой взгляд, в процесс такого совершенствования недостаточно просто внести изменения в уже действующий закон «О бухгалтерском учете». Являясь атавизмом эпохи «планового ведения хозяйства», он сосредоточен на узких технических и методологических вопросах, которые должны решать сами организации и экспертное сообщество. А для того чтобы это стало возможным, потребуется принятие совершенно нового закона.

И работа над этим документом - а он получил название «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» - уже ведется. Причем, принцип прозрачности процессов такого регулирования, заложенный в его основу, должен быть в полной мере продемонстрирован еще на этапе создания нового закона. Для чего его базовый вариант с мая месяца сего года уже выставлен в сети Internet для ознакомления и обсуждения со всеми заинтересованными сторонами…

- Наконец, последнее. Откроет ли новый законопроект для российских хозяйствующих субъектов возможности по переходу на международную систему финансовой отчетности? И если «да», то каким видится Вам «сосуществование» в данной области отечественной и международной отчетности?

Анжела Котлярова: - В настоящее время представляется затруднительным инкорпорировать международные стандарты финансовой отчетности в корпоративную и нормативно-правовую среду России без внесения изменений в действующее законодательство, напрямую не регулирующее вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в том числе корпоративное законодательство, законодательство в области финансовых рынков, в области государственного налогового и статистического наблюдения.
По нашему мнению, опыт реформы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которая ведется с 1998 г. в соответствии с принципом независимости этого компонента от системы учета и отчетности в целом и реализации оперативных, а не стратегических целей в области отчетности предприятий, в полной мере доказал недостаточную эффективность такого подхода.

В соответствии с этим Минэкономразвития России считает важным проведение работы по подготовке и согласованию позиций заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по вопросам развития системы финансовой, налоговой и статистической отчетности на среднесрочную перспективу исходя из необходимости повышения качества корпоративного управления, обеспечения прозрачности и конкурентоспособности российского бизнеса, а также реализации задач проводимой административной реформы.


Андрей Буренин: - Со своей стороны, считаю, что такой переход - одна из важнейших задач нового законодательства. Более того, в дальнейшем нужно будет освободить компании, которые ведут отчетность по международным стандартам, от необходимости вести ее и по национальным.

Однако к достижению этой задачи-максимум предстоит пройти длинный и тернистый путь, и любые попытки ускорить его, невзирая на объективные инфраструктурные ограничения, чреваты весьма высокой вероятностью дискредитации самой такой «переходной идеи». Ибо в этом деле важна не скорость реализации данного процесса, а четкий и продуманный план, позволяющий всем его участникам заранее подготовиться к новой системе…

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика