19 сентября 2019 г. Четверг | Время МСК: 15:57:45
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Налоговые проверки по-минфиновски



Александра Баязитова
Источник: Журнал "Главбух"
добавлено: 15-11-2005
просмотров: 10659

Шаталов Сергей Дмитриевич - Заместитель Министра финансов Российской Федерации

Одиозный законопроект Минфина, посвященный реформе налоговых проверок, одобрен депутатами бюджетного комитета Госдумы. И это несмотря на многочисленную критику профессионального сообщества! Впрочем, минфиновцы по-прежнему считают свой проект либеральным и необходимым предпринимателям. На чем основана эта уверенность? Эксклюзивный комментарий “Главбуху” дал заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

 Шаталов Сергей Дмитриевич– Кажется, что сейчас только ленивый не критикует правительственный законопроект с поправками в первую часть Налогового кодекса. Дескать, Минфин обещал либеральный проект, а получилось все с точностью до наоборот. А вы как оцениваете ситуацию?

– При подготовке документа мы исходили из того, что налогоплательщикам необходимо предоставить гарантии защиты их законных прав и интересов. Мы считаем, что исполнение налогового законодательства не должно быть чрезмерно обременительным и с точки зрения материальных, и с точки зрения физических затрат по исполнению требований закона. При этом мы были обязаны учесть и интересы налоговых органов, чтобы не подорвать систему налогового контроля. Об этом, кстати, не так давно говорил и Президент России Владимир Путин.

– Президент говорил еще и о том, что необходимо прекратить “террор” со стороны налоговых органов.

– Я полагаю, что мы выполнили поручение главы государства. Сегодня в Налоговом кодексе, к сожалению, недостаточно четко прописаны многие правила и процедуры. Поэтому конфликтные ситуации между налогоплательщиком и налоговым органом просто неизбежны. Мы постарались ликвидировать значительное число таких пробелов и предложили ряд поправок, утончающих отдельные определения. Например, предлагаются новые правила признания физических лиц налоговыми резидентами. В настоящее время налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. И получается, что с начала каждого календарного года и до истечения в нем 183 дней в России вообще нет налоговых резидентов. Поэтому все граждане должны платить НДФЛ по ставке 30 процентов – в соответствии с пунктом 3 статьи 224 Налогового кодекса. На это долгое время закрывали глаза, но пришло время исправить и этот пробел.

– И все-таки самое главное в проекте – это реформа налоговых проверок. Какое решение вы предлагаете?

– Изменения коснутся всех видов налоговых проверок. Что касается камеральных, то в первую очередь надо было определиться, что они собой представляют. То ли это проверка полноты представленных документов, правильности заполнения деклараций и арифметических расчетов, то ли более глубокая проверка с элементами анализа представленных налогоплательщиком сведений, позволяющая на основании неполной информации судить о степени достоверности данных и при необходимости назначать полноценную выездную проверку. Нам ближе второй подход. Он и реализуется в проекте. Думаю, что это соответствует интересам как налогоплательщиков, у которых станет меньше выездных проверок, так и государства, которому потребуются меньшие ресурсы на налоговый контроль.

– Но ведь получается, что камеральные проверки практически приравниваются к выездным.

– Не совсем так. Это сейчас граница между камеральными и выездными проверками предельно размыта, поскольку налоговые органы в рамках камеральной проверки вправе затребовать практически любые документы и сведения. Теперь граница становится более осязаемой, так как перечень запрашиваемой информации значительно сокращен. Процессуально же камеральная проверка действительно сближается с выездной, поскольку теперь по ее результатам нужно будет составить акт и направить его налогоплательщику, который вправе представить свои возражения и присутствовать при их рассмотрении. Только после выполнения этих действий налоговый орган сможет направить требование об уплате налога или штрафных санкций. Все эти правила сегодня в Налоговом кодексе отсутствуют.

– Минфин обещал закрыть перечень документов, которые налоговики могут требовать от компаний при камеральной проверке. Однако этого по-прежнему не сделано...

– Почему? Этот перечень остался открытым только для налогов, связанных с природопользованием, – в силу специфики этой отрасли. Кроме того, открытым перечень остался для документов, которые подтверждают право на налоговые льготы и вычеты. Его будет определять Минфин отдельным приказом.

– Выездные проверки также изменятся?

– Да. Представители профессионального сообщества жаловались на то, что налоговые органы сегодня могут проверять фирму весь год, так как количество проверок не ограничено, а длительность ревизии определяется временем фактического нахождения инспектора на предприятии. Поэтому мы предусмотрели два важных изменения. Первое: будет установлено, что в течение года может быть не более двух выездных проверок. И второе: вне зависимости от того, присутствовал ли инспектор на предприятии, проверка может продолжаться максимум три месяца. Правда, вводится механизм продления выездной проверки в исключительных случаях.

– А что с повторными проверками? Будут ли они отменены?

– Так как все-таки существует опасность сговора между налогоплательщиком и инспектором, повторные ревизии, на наш взгляд, имеют право на существование. Однако и здесь уровень принятия решений сильно повышен. В частности, разрешить повторную проверку крупнейшего налогоплательщика сможет только руководитель налоговой службы с санкции министра финансов РФ. Согласитесь, это серьезная защита от возможных злоупотреблений.

– Стоит ли компаниям рассчитывать на снижение ставок налогов, например, по НДС?

– Еще весной Госдума приняла ряд законопроектов, которые приведут в следующем году к снижению налоговой нагрузки. Ускорен зачет НДС при капитальных вложениях, в полном объеме разрешено относить на расходы затраты на НИОКР, упрощен перенос убытков на будущее, вводится “амортизационная премия”. Это важнее снижения ставок косвенных налогов. Такой подход правительство одобрило после долгой и острой дискуссии в начале года, и он будет выдерживаться. Снижение прямых налогов дает больший эффект и отдельным компаниям, и экономике в целом. Я не исключаю, что в дальнейшем будет ставиться вопрос о снижении налога на прибыль.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.207 сек.
Яндекс.Метрика