19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 22:19:24
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Борис Гиллер: "Деньги можно заработать, оставаясь в ладу со своей совестью..."




Источник: СМИ.ru
добавлено: 19-12-2005
просмотров: 15443
Гиллер Борис Абрамович - председатель Совета директоров ИД "Провинция". Родился 17 апреля 1956 года в городе Тула. В 1978 году окончил Томский институт АСУ и радиоэлектроники по специальности "инженер-физик". В 1990 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии по специальности "сценарист". В период с 1978 по 1988 год работал журналистом в российских и казахстанских СМИ. В 1991 году создал в Казахстане АО "Караван", объединившее одноименную газету, телевизионный канал КТК, типографию "Франклин". В 1998 году переехал на постоянное местожительство в Россию. Вице-президент Гильдии издателей печатной продукции России. Член Союза кинематографистов России. Член Союза журналистов России. Лауреат Государственной премии России 1998 года в области кинематографии за фильм "Кавказский пленник" (автор оригинальной идеи, автор сценария, продюсер). Как сценарист принимал участие в создании следующих фильмов: "Криминальный квартет", "Чек", "Шкура". Также участвовал в продюсировании фильмов "Американская дочь" и "Чек".

Гиллер Борис Абрамович - председатель Совета директоров ИД ПровинцияВопрос: Первая половина 90-х годов стала периодом расцвета для целого ряда общественно-политических изданий. "Огонек" зачитывали до дыр, за "Московскими новостями" (было время!) выстраивались очереди... Сейчас - ситуация противоположная. Газетам, которые пытаются информировать читателя, а уж тем более заставить его хотя бы немного думать, выживать все труднее. Зато пышным цветом (и не без Вашего, уважаемый Борис Абрамович, участия) расцвели десятки, а в масштабах России - сотни изданий, главная задача которых развлекать, развлекать и еще раз развлекать. Согласен, в условиях рынка - это абсолютно закономерно: каков спрос, таково и предложение. Вот только любопытно, интерес к общественно-политической прессе умер окончательно и бесповоротно или же при определенных условиях возможна его реанимация и повторение ситуации образца начала 90-х? Вы как считаете? Есть будущее у "Известий", "Труда", "Трибуны", "Московских новостей" и т.п.? Или со временем останется одна сплошная "Комсомольская правда" и газета "Жизнь". Прошу прощения за многословие. (Виталий, Москва)

Ответ: В Вашем вопросе содержится и ответ. Рынок идет за спросом. Беда только в том, что, на мой взгляд, полноценного рынка прессы у нас нет - пока существуют преференции и различного рода дотации, о рынке говорить не приходится. При нормальном рынке могут быть прибыльны (и не за счет политического влияния!) и очень серьезные газеты, те, что традиционно относятся к сегменту так называемой "качественной прессы". У них есть свой, отличный от "массовых" газет читатель, и, соответственно, свой рекламодатель, ориентированный именно на этого, "серьезного читателя".

Беда многих наших газет, которые тужатся числиться "качественными" в том, что они хотят и на елку залезть, и определенного места не оцарапать. Потому что если ты работаешь на чьи-то интересы (не читательские), ты уже становишься ведомственной прессой, обслуживающей какой-то определенный сектор - кремлевский, металлургический, нефтяной или какой-то другой, не важно. Но ты уже не можешь быть независимым и объективным, а значит, "качественным". В секторе "массовой" прессы сохранить объективность, и так сказать, "чистоту жанра" намного проще. И деньги можно заработать, оставаясь в ладу со своей совестью.

Насчет повторения ситуации начала 90-х... Почему нет - у нас в стране все возможно. Надо только лет на 60 загнать все СМИ в жесткую цензуру, заставить редакторов визировать все материалы у секретаря по идеологии, а потом дать на годика четыре возможность говорить все, что думаешь- и вы получите ровно такую картину, которую имели в конце 80-х и начале 90-х.

Вопрос: Насколько интересы регионального читателя совпадают с интересами читателя московского? В чем они различаются? (Алексей, Москва)

Ответ: Смотря в чем. Если мы говорим о жизни звезд и гастрономических рецептах - то особых различий я не вижу. Если говорим о социальных предпочтениях, политических настроениях, вообще отношении к жизни - то очень сильно. У меня даже складывается впечатление, что у нас две разных страны, населения, которые говорят на одном языке. Есть Москва и есть Провинция. Причем Провинция тоже неоднородная - есть южные регионы, есть центральная Россия, есть Сибирь и Урал, есть национальные республики.

Я не буду сейчас углубляться в рассуждения, в чем эти отличия, просто констатирую, что они есть. И мы в своей работе их учитываем. Проще всего это делать, дав возможность местным редакционным коллективам писать так, как они могут, не стараясь "причесать" под единый стандарт. Я сейчас говорю даже не о темах и стиле, а о восприятии. Поэтому одна и та же тема может в подаче совершенно отличаться, скажем, в нашей калининградской газете от газеты, издающейся в Башкирии.

Вопрос: Борис Абрамович, думается, что вы не понаслышке знаете, в каком упадке сейчас находится региональная пресса. Особенно это касается изданий, находящихся на балансе местных (городских, районных, областных) администраций, - их шершавый язык удовлетворяет всего одну потребность региональной чиновничьей братии. Какую именно, я думаю, пояснять не надо. Да и это, если разобраться, у них получается из рук вон плохо. Век относительно независимых изданий, как правило, краток... А вопрос простой: что, по-вашему, может остановить деградацию российской прессы и есть ли у нее какие-то перспективы за пределами МКАД? (Сергей Кислый, Тверь)

Ответ: Ну, вот мы в пределах МКАДа ничего не выпускаем. И ничего, живем. Хотя местным администрациям ничего не вылизываем. Более того, постоянно долбим (извиняюсь, но другое слово подобрать трудно), редакторов на местах, чтобы искали острые темы, именно относящиеся к деятельности местных чиновников. И это не потому, что я такой борец за справедливость. Просто, когда формальное мастерство журналистов в нашей стране находится просто на ужасающем уровне (я не буду сейчас расписывать, почему так произошло, но это так), остается замечательный и простой метод привлечь читателя - писать правду, которую другие газеты (особенно состоящие на содержании), никогда не напишут. Зависимость простая - если читателям газета интересна, они ее покупают. Растут тиражи, идет рекламодатель. Идет рекламодатель - газета приносит прибыль. Вот и все.

Так что, я считаю, что у независимых изданий есть на руках небитые козыри. Почему их не все используют - не знаю. Зато я часто вижу "независимых" определенного рода. Они режут правду-матку до тех пор, пока не получат солидную подачку. И тогда одномоментно становятся "ручными". Тоже, наверное, бизнес. Но к издательскому, в моем понимании, не имеющий отношения.

Вопрос: Депутат Комиссаров обещает выделить в 2006 году "на реализацию социально значимых проектов в региональных СМИ" 100 миллионов рублей. Вам не кажется, что с таким же успехом можно эти деньги просто отправить в топку - эффект будет идентичен? (Маслов Сергей, Москва)

Ответ: Вы знаете, я тоже прочитал об этом замечательном проекте. И мы обратились с соответствующим запросом в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которое курирует этот проект. Нам там заявили, что удивлены скороспелым заявлением депутата Комисарова, и пока ничего не согласовано, и раньше середины января 2006 года говорить не о чем. Так что я не знаю даже механизмов, по которым будут (если будут) распределяться эти деньги, и уж точно не знаю, выгоднее ли их просто сжечь.

Вопрос: В 2000 году Вы, как руководитель и владелец издательского дома, присоединились к "Пакту о минимальных журналистских стандартах". Не могли бы вы рассказать, что это был за Пакт и какова его судьба? Спасибо. (Оксана, Москва)

Ответ: Да, в 2000 году я встретился с журналистом Леонидом Никитинским, который предложил нашему ИД присоединиться к этому Пакту. О содержании самого пакта Вы можете легко узнать в Интернете - там были статьи, которые оговаривали неучастие в "заказухе", отделение рекламы и редакционных комментариев от собственно информационных сообщений, обязывали при написании критических материалов обязательно предоставлять мнение "второй стороны" и т.д.

Поскольку внутренняя политика ИД "Провинция" строится именно на этих принципах, нам ничего не мешало подписаться под этим документом. Другое дело, что там, как я понимаю, был элемент компанейщины - поговорили, поругали власти и разошлись. Ну, а мы по каким принципам жили, по таким и живем - за "джинсу" увольняем журналистов, стараемся писать честные и объективные материалы. Иногда случаются осечки - мы свои газеты не цензурируем до выхода, а просматриваем в Москве только после того, как они уже попали к читателю. Попадаются и у нас непрофессиональные и необъективные журналисты, но мы от них избавляемся.

Вопрос: Провинция за Уралом "брошена" центром на самообеспечение и выживание. У "центра" нет программ (кроме высасывания ресурсов) по развитию Сибири и Дальнего Востока. Эта "политика" на революционную ситуацию или "врожденное скудоумие" "властей"? (Диев, Омск)

Ответ: Я думаю, что обсуждение степени "скудоумия властей" выходит за рамки обсуждаемых в этом интервью вопросов. Помню только, что по законам Паркинсона, любая система на определенном уровне своего развития озабочена только сохранением самой системы.

Вопрос: Борис Абрамович, я не достаточно информирован об издательском деле в России, но по субъективному суждению, ИД "Провинция" создан для зарабатывания денег в отличие от многих издательств. Между тем, ИД занял стратегическую нишу, думаю, очень привлекательную для любой партии и политического движения. Получаете ли вы предложения из Кремля, других политических сил о сотрудничестве? (Николай, Москва)

Ответ: "Сотрудничество" - очень емкое слово. Временами в наши газеты обращаются те или иные политики, партии, общественные движения. Частота этих обращений увеличивается в моменты, предшествующие выборам. Если обращаются люди вменяемые, политические взгляды и высказывания которых не провоцируют проявления рвотного рефлекса, мы продаем им рекламные площади по существующим расценкам. Бывает, как это было на прошлых выборах в Госдуму, в одной газете сходятся три мнения, три точки зрения на одну проблему - "Единая Россия", СПС и "Яблоко". Мы получаем прибыль, читатель - возможность самому сравнить позиции различных политиков.

Напрямую с Кремлем никогда не работали, по-видимому, провинциальная пресса им не очень интересна. Мы в 2001 году провели акцию "Задай вопрос президенту", получили мешки писем. Связались с пресс-службой президента. Однако там нам было сказано, что наши газеты непрезидентского формата, и отвечать на вопросы читателей он у нас не будет. Их право. Но зато теперь я обогащен знаниями, что есть газеты (соответственно и читатели) президентского и непрезидентского формата.

Вопрос: От проверенных людей знаю, что "независимый издатель" Гиллер заключил "приватный" договор на обслуживание партии "Единая Россия" на выборах в Госдуму-2007 и на Президентских выборах-2008. Даже сумму мне назвали. Будете отрицать? (Вова Иванов)

Ответ: Ну, какая разница Вове Иванову - буду я что-то отрицать или не буду? Ему все равно от " проверенных людей" все известно. Вова, смотри ответ на предыдущий вопрос.

Вопрос: Борис Абрамович, здравствуйте. Я с большим уважением отношусь к "Провинции". Скажите, почему Вы не открываете газету у нас в Калуге? Такое издание было бы очень востребовано, на местном рынке конкурентов практически нет, Ваше издание быстро станет прибыльным. Я бы мог собрать хорошую команду. Если Вам это интересно, пишите (адрес в редакции). (Николай Викторович, Калуга)

Ответ: Спасибо, Николай Викторович, за предложение. Калуга стоит в наших планах. Пойдем в этот регион - обязательно свяжемся с Вами.

Вопрос: Почему вы так часто увольняете руководителей своих региональных изданий? Редакторов, директоров... (Ира, Москва)

Ответ: К сожалению, увольняем действительно часто. И не только директоров и редакторов, но и журналистов, бухгалтеров, распространителей, рекламщиков - в общем, представителей всех специальностей, которые принимают участие в процессе изготовления газеты.

Говорю "к сожалению", потому что экономически это очень накладно - сначала искать человека, платить деньги за этот процесс, потом учить человека и опять платить деньги, потом ждать, когда человек чему-то научится и терять на этом деньги, а потом понять, что он или не способен к этой работе, или ленив, или вор, или пьяница. По другим причинам людей не увольняю.

Вопрос: Борис Абрамович, добрый день. У меня два вопроса. Первый. В Хабаровске ваши ребята в свое время нагло, по-хамски перекупали верстальщиков и корректоров в других газетах. Знаю это не понаслышке. Это фирменный стиль такой или хлопцам вашим было все-таки велено соблюдать приличия, но им очень уж нравилось чувствовать себя "крутыми"? Второй. Многие коллеги знают про жесткую, палочную дисциплину в ИД "Провинция". Без согласования с Москвой в ваших газетах не выходит ни одна сколь-нибудь серьезная публикация. За нарушения этих правил редакторов безжалостно увольняют. Хотелось бы услышать, чем это мотивировано? (Н.С., Хабаровск)

Ответ: Первая часть вопроса - про зарплаты. Приятно хоть раз услышать, что мы кому-то переплачиваем. А то многие наши работники уверены, что я все же им недоплачиваю. Но все же, мне кажется, тут играет роль психологический аспект - как говорят в народе, в чужих руках морковка всегда толще. Моим работникам кажется, что где-то платят лучше, работникам другого издательства - что у меня. А вообще-то есть рынок труда. Не устраивают условия - постарайся доказать руководству, что ты стоишь большего. Или ищи другую работу.

По второй части - дисциплина у нас и вправду жесткая. Во всяком случае, я стараюсь, чтобы была жесткая. Раздолбаев мы не задерживаем. Что касается согласований с Москвой - это чаще всего касается статей, после опубликования которых могут возникнуть юридические проблемы. У нас в московском офисе работают квалифицированные юристы и они лучше, чем журналист могут оценить последствия публикации той или иной статьи. Ведь как бывает - журналист счастлив, что "накопал" острую тему, сделал материал, а ни одного документа, подтверждающего его слова нет. Это прямая дорога к суду, публикации опровержения и материальной компенсации пострадавшей стороне. В результате существования такой практики согласования проблемных материалов за все время существования ИД нам только один раз пришлось выплатить крупную компенсацию.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что произошло с сайтом "Собкор"? Когда его планируется возобновить? И куда делась Виктория Мещерина, его главный редактор, которая длительное время работала в издательском доме? (Мария, Москва)

Ответ: Сайт "Собкор" просто закрыли, потому что не смогли сделать окупаемым. У нас там было около 16 тысяч оригинальных посетителей в день, а рекламу собрать не смогли. Вот я и решил его закрыть, чтобы деньги не тратить зря. У меня теперь осталось три сайта: www.krasa.ru, www.skazka.com.ru, www.sem40.ru.

Стараемся найти специалистов по рекламе, которые смогли бы помочь окупить затраты, связанные с работой этих сайтов.

Что касается Виктории Мещериной, она получила более интересное предложение и ушла. Это была ее инициатива, мы расставались с ней с сожалением - толковый, грамотный специалист.

Вопрос: Господин Гиллер, ходят упорные слухи, что вы продаете издательский дом и уезжаете из России. Как вы это прокомментируете? (Петро)

Ответ: Сколько я себя помню, столько существуют и эти слухи. В последнее время слухи как-то особенно обострились. Настырные журналисты телефон оборвали: "Нам все известно, расскажите подробности". Ну, если все известно, чего звонить-то? Ну ладно, это к вопросу о профессионализме нынешних журналистов.

Теперь о сути вопроса. Бизнес - не Родина, его продать можно. Если цена подходящая. Не открою большого секрета, если скажу, что бизнес и создается для того, чтобы приносить прибыль владельцу - или в виде дивидендов, или после того, как бизнес был развит и продан. Я бы с удовольствием привлек профильного инвестора, солидную издательскую компанию с хорошими международными связями и опытом и продал им часть своих акций. Пока ничего интересного нет. А насчет продажи всего ИД... Я бы за "Провинцию" столько запросил, что не дадут, а за меньшее продавать нет смысла. Так что будем растить ИД дальше.

Вопрос: В ИД "Провинция" вышел глянцевый журнал "Виринея". На какую аудиторию рассчитано издание? Вам не кажется, что рынок скоро захлебнется бестолковым женским "глянцем"? Может, пора уже начать делать "умные" издания для женщин? (Ольга Петровна, Московская область)

Ответ: Ольга Петровна, рынок не может "захлебнуться". Он может отрегулировать предложение в зависимости от спроса. Перестанут покупать то, что Вы называете "бестолковым женским "глянцем", придет что-то другое. Честно сказать, я женские журналы не читаю, и чем отличается "умный женский журнал" от "бестолкового женского журнала" не очень понимаю. Что касается журнала "Виринея", то это продолжение нашей газеты "Виринея". Газета существовала достаточно большой период времени, доросла до еженедельного тиража в 211000 экземпляров и то, что мы ее стали печатать на мелованной бумаге, а не на газетной, постоянным читателям очень понравилось - сегодняшний тираж 221000, а после Нового Года планируем печатать 250000. Например, в регионах мы уже сегодня обгоняем по тиражу нашего конкурента "Лизу". Если сохраним темпы - соберем больше рекламы, чем сейчас.

Вопрос: Господин Гиллер, Вы за последние годы построили несколько крупных типографий, хотя это не профильный бизнес для "Провинции". Верно ли, что это чисто девелоперский проект? Есть информация, что строительство 10 или 12 типографий в России вам заказала норвежская фирма. Спасибо. (Vladimir)

Ответ: Ну, если и не профильный, то очень близкий. Я еще и о заводе по производству бумаги мечтаю. Тоже вроде непрофильный, но в нынешней ситуации просто жизненно необходимый для издателя бизнес.

Типографии (а их у нас сейчас 9 - восемь в регионах и одна в Москве) позволили многим нашим газетам перейти на цветную печать. И не только нашим - в регионах по загрузке наши издания составляют в типографиях 25-30%. Так что мы принимаем посильное участие в улучшении полиграфической базы страны.

Норвежцы мне ничего не заказывали. Если имеется в виду компания А-Прессен, то они и сами строят на нашем рынке типографии, и, по-моему, весьма успешно. Были предложения о долевом участии от российских компаний, но они меня не устроили с финансовой стороны. Будет что-то достойное, готов обсуждать - Россия огромная страна, тут еще штук 20 типографий без проблем и особой конкуренции построить можно.

Вопрос: Вы человек не чуждый проблем еврейского сообщества, если так можно выразиться. По крайней мере, Sem40, кажется, именно ваших рук дело. В связи с этим хотелось бы узнать ваше отношение к той возне, которая развернулась в последнее время вокруг поста президента РЕК. Смещение Слуцкера, назначение Кантора, слежка за Пелегом. Просто детектив какой-то. (Кирилл Г., Москва)

Ответ: Да, сайт http://www.sem40.ru/ моих рук дело. Но для меня это чисто информационный, познавательный проект. Есть у него хорошие перспективы, чтобы стать прибыльным, сейчас над этим работает группа специалистов.

Что касается контактов с Российским еврейским конгрессом (РЕК), то они для меня начались и закончились еще в бытность его президентом г-на Л. Невзлина. Там были какие-то свои, большие проекты, в которые наш маленький сайт ну никак не вписывался. А я не люблю бюрократов, что русских, что еврейских.

Вопрос: Уважаемый Борис Абрамович! Вы уже столько всего сделали интересного. А что в проектах? Поделитесь, пожалуйста. (Марина, Москва)

Ответ: Красивый вопрос. А главное, оригинальный. Много чего в проектах. И детей достойными людьми вырастить, и семью почаще видеть, и сценарий великий написать, и пожить подольше. Но это уже как Бог даст.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.104 сек.
Яндекс.Метрика