20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 00:23:26
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Бесхмельницын М.И.: «Необходимость перехода на МСФО вызвана их преимуществом перед российской системой бухучета.»



добавлено: 31-01-2006
просмотров: 20237

На вопросы Центра общественных связей Академии ответил Член попечительского совета АНО «Академия международного учета», аудитор Счетной палаты Российской Федерации Бесхмельницын М. И.

«Необходимость перехода на МСФО вызвана их преимуществом перед российской системой бухучета»

Бесхмельницын Михаил Иванович - аудитор счетной палаты российской федерации

Конец прошлого — 2005 — года ознаменовался всплеском законодательной активности в области реформирования отечественной системы бухгалтерского учета. Так, в декабре депутаты Госдумы внесли в нижнюю палату парламента законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». Вслед за этим Министерство финансов предложило свой вариант поправок в действующее законодательство — проект закона «Об официальном бухгалтерском учете». И тот, и другой документ так или иначе касается проблемы перехода российского бизнеса на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На вопросы о том, насколько актуальна эта тема в сегодняшней России Центру общественных связей Академии международного учета (АМУ) ответил аудитор Счетной палаты РФ, член попечительского совета АМУ М. И. БЕСХМЕЛЬНИЦЫН.

— Михаил Иванович, чем вызвана необходимость перехода на МСФО? В чем основные преимущества МСФО перед российским бухучетом?

— Не вдаваясь глубоко в историю формирования отечественного бухгалтерского учета, отмечу, что система бухучета, существовавшая в условиях планового управления экономикой, была ориентирована на информационные потребности советского государства. В ходе же рыночных реформ, правительство России своим постановлением № 283 от 6 марта 1998 года утвердило «Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». В соответствии с этой программой Минфин РФ разработал и утвердил ряд Положений по бухучету (ПБУ). В результате этой работы российские стандарты финансовой отчетности стали приближаться к международным, а российские бухгалтеры начали оперировать отдельными понятиями, принятыми в международной практике.

Вместе с тем, изменение экономической ситуации требует новых, более решительных подходов к реформе системы отчетности в России. Сложившаяся же система регулирования бухучета не способствует ускорению перехода России на МСФО. До настоящего времени сохраняются существенные отличия российских стандартов отчетности от международных, что приводит к искажению реального финансового положения предприятий. В условиях роста значимости фондового рынка, одним из условий стабильности которого является достоверная экономическая информация о его участниках, это может привести к серьезным экономическим и политическим последствиям. Поэтому для повышения прозрачности общественно значимых предприятий и обеспечения сравнимости отчетности однородных предприятий (вне зависимости от наличия или отсутствия дочерних обществ) необходим переход на МСФО не только на уровне консолидированной отчетности, но и на уровне отчетности отдельных юридических лиц.

Сегодня в условиях интернационализации мировой экономики, глобализации рынков капитала бухучет является одним из средств международного общения. Интеграция российского бизнеса в мировую экономику, сохранение традиционных и поиск новых рынков сбыта продукции российского производства, создание условий для привлечения иностранных инвестиций в страну, присоединение России к ВТО — все эти процессы диктуют необходимость изучения и использования в экономическом общении универсального языка, понятного миру — международных стандартов финансовой отчетности. Внедрение МСФО в России даст возможность российским компаниям повысить доверие иностранных инвесторов за счет повышения прозрачности и надежности финансовых отчетов и сопоставимости их с теми, которые применяются в западных компаниях. Очевидно, что заинтересованная в росте своей капитализации компания, которая думает об акционерах, решает не только сиюминутные, но и долгосрочные задачи (а именно отчетность, составленная по МСФО снабжает пользователей информацией не только о прошлом и настоящем, но и о будущем) будет желанным объектом для инвестирования.

Информация, содержащаяся в отчетности, составленной по МСФО, позволяет собственникам компании задуматься об оптимизации затрат, дивидендной политике, проводить реструктуризацию, управлять стоимостью компании. Все это наряду с фундаментальными факторами, относящимися к производственно-хозяйственной деятельности приводит к многократному увеличению капитализации компании. Не секрет, что в настоящее время стоимость российских предприятий явно недооценена: в случае выхода на фондовые рынки цена акций промышленных предприятий России будет в десятки раз ниже их реальной стоимости. И проблема здесь заключается не только и не столько в отсутствии доверия к России западных инвесторов. Одним из основных факторов, способствующих недооценке стоимости российских предприятий является непрозрачность деятельности и невозможность оценить активы компаний по справедливой стоимости. В то время, как стоимость активов зарубежных предприятий, функционирующих в аналогичных сферах бизнеса и сопоставимых с российскими по величине натуральных показателей значительно превышает стоимость активов российских компаний, рассчитанную по бухгалтерскому балансу.

— Что, на ваш взгляд, является основным препятствием для массового перехода отечественных предприятий на МСФО?

— Причин несколько. В России сотни тысяч предприятий и единовременный их переход на МСФО «стройными рядами» невозможен. Уже хотя бы потому, что все они отличаются друг от друга: находятся на разных уровнях развития, действуют в разных геополитических условиях, имеют разную правовую форму, работают в разных секторах экономики, существенно отличаются по объемам деятельности и пр. И это еще не все.

Другой важнейшей проблемой, связанной с переходом российских компаний на МСФО, является отсутствие должного числа квалифицированных российских специалистов, обладающих необходимыми знаниями в этой области и способных осуществлять подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Поэтому для реализации стратегических планов по переходу на МСФО сегодня актуально создание единой системы фундаментальной подготовки и дальнейшего непрерывного роста числа специалистов в области международной отчетности.

Здесь, кстати, я бы хотел отметить роль Академии международного учета. Основной целью Академии как раз-таки является реформирование бухучета и бухгалтерского образования в России в соответствии с МСФО, а также содействие российским предприятиям во внедрении в практику современных методов учета и управления.

— В какие сроки реален переход на международную отчетность подавляющего большинства российских предприятий?

— Как известно, еще в июле 2004 года, Минфин обнародовал концепцию развития бухучета и отчетности в России на ближайшие годы, согласно которой российский бизнес должен полностью перейти на МСФО к 2010 году. Если не произойдет ничего непредвиденного, то в наступившем году будет принята новая редакция закона «О бухгалтерском учете», в которой будут разработаны предложения по закреплению в законодательстве роли профучастников рынка и иных заинтересованных общественных организаций в регулировании бухучета и отчетности, разработаны общие требования к регистрам бухучета, а также предложения по развитию системы аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.

В 2006 году также планируется определить особенности индивидуальной бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций и разработать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за качество бухгалтерской отчетности.

Так что отвечая на ваш вопрос я бы ориентировался на даты определенные Министерством финансов.

Между тем, вы знаете, сами предприятия не ждут, когда им дадут команду «сверху». Так, сегодня на МСФО в добровольном порядке уже перешло большинство наиболее «продвинутых» компаний в основном банковского, нефтяного и газового секторов, электроэнергетики, автомобилестроения, предприятий химической, деревообрабатывающей и металлургический промышленности.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем смысл законодательного признания МСФО?

— На этот вопрос я уже частично ответил. Добавлю, что в условиях глобализации для повышения конкурентоспособности российских предприятий необходимо найти новый баланс между удовлетворением информационных потребностей пользователей финансовой, статистической и налоговой отчетности и расходами предприятий на учет и отчетность. Для этого необходимо исключить из законодательства ненужные и дублирующиеся требования в отношении ведения учета и составления отчетности, одновременно модифицировав остающиеся требования для более полного удовлетворения интересов пользователей отчетности (кредиторов, инвесторов, государственных органов по налогам, статистике и финансовым рынкам). Дальнейшее развитие фондового рынка требует поэтапной передачи функций по регулированию бухгалтерского учета и отчетности на уровень негосударственного института. При этом правила составления статистической и налоговой отчетности должны разрабатываться федеральными органами исполнительной власти, утвержденными российским правительством.

Необходимо также дальнейшее развитие статистической методологии в части расширения применения выборочных методов; обеспечение единства государственных статистических ресурсов, формируемых различными органами власти; модернизация системы распространения статистических данных с применением информационных технологий. Для увеличения собираемости статистической отчетности и реализации принципа «одного окна» для представления отчетности целесообразно возложить функцию сбора статистической отчетности на налоговые органы.

Что касается налоговой отчетности, то в настоящее время она составляется в соответствии с Налоговым кодексом, который не содержит отсылочных норм к правилам бухучета. Единственным исключением является налог на имущество, который рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета. Поэтому чтобы исключить влияние изменений бухгалтерских стандартов, в частности перехода на МСФО, на величину поступлений по налогу на имущество, целесообразно внести в Налоговый кодекс поправки о расчете налога на имущество на основании данных налогового учета основных средств, который в настоящее время ведут все организации для целей налога на прибыль. Для минимизации расходов на организацию бухгалтерского и налогового учета, в перспективе целесообразно внести поправки в главу НК по налогу на прибыль для приближения требований налогового законодательства к МСФО.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.240 сек.
Яндекс.Метрика