18 октября 2019 г. Пятница | Время МСК: 11:19:31
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Паевые фонды: Как избежать кризиса



Исаак Беккер
Источник: Газета "Ведомости"
добавлено: 28-02-2006
просмотров: 10190
Российской индустрии паевых инвестиционных фондов недавно исполнилось десять лет. Результаты впечатляют — особенно в последнее время. Достаточно сказать, что еще три года назад количество фондов в России не превышало 50, сейчас их более 350. Вместе с тем нужно честно признать, что этот стремительный рост грозит нам масштабным кризисом. Почему?

Дело в том, что состав вкладчиков современных паевых фондов является, как говорят специалисты, “некачественным”. Речь не о качествах людей, конечно, а о том, что многие из них — неподготовленные инвесторы. Подавляющее большинство вложили свои деньги в фонды, руководствуясь только одним фактором: текущей доходностью и надеждой поучаствовать в этом празднике “непыльного” дохода. На практике это означает, что типовой вкладчик ожидает от своего фонда исключительно положительных результатов, которые бы значительно превышали доходность банковского депозита. При первых неудачах такой инвестор уйдет из фонда и больше никогда в него не вернется. Лето этого года, когда наблюдался значительный отток средств из паевых фондов, хорошее тому подтверждение. В случае же минимального кризиса на фондовом рынке (а они время от времени неизбежны) индустрию современных паевых фондов может просто смыть. А на восстановление уйдут многие годы.

Большие ожидания

Основной причиной нынешней ситуации является резкий рост потребности в инвестиционных продуктах со стороны платежеспособного населения, которое плохо подготовлено к работе с инвестиционными фондами, плохо знакомо с их спецификой. И этот факт необходимо обязательно учитывать. Пока же он “учитывается” только в рекламе паевых фондов, где основная ставка делается на привлечение новых и неискушенных клиентов исключительно путем заманчивых обещаний. Здесь сказывается желание получить быструю отдачу и отсутствие профессиональных маркетологов финансовых услуг и продуктов.

В этой связи можно обратить внимание на рекламную операцию “алюминиевая банка”, которую успешно провели ее производители, значительно повысив потребление пива в данной упаковке. Полагаю, что и тем инвестиционным фондам, которые пришли на рынок всерьез и надолго, можно было бы позаимствовать данный опыт, объясняя частному инвестору посредством рекламы на телевидении (и не только), в чем состоит реальная долгосрочная выгода вложения денег в паевые фонды, а также когда и каких результатов следует от них ожидать.

Возможно, нужны также и специальные (преимущественно образовательные) передачи не для профессионалов, а для человека несведущего, но ищущего, куда вложить свои деньги. Например, знаменитый канал для деловых людей Bloomberg и тот нашел в своей сетке время для передачи, адресованной частному инвестору с улицы. На российских каналах ничего подобного в достаточном количестве пока не имеется. Нужно понять, что вложения в образование, информированность российского вкладчика есть вложения в расширение и повышение эффективности бизнеса тех, кто работает в индустрии паевых фондов. Это касается не только телевидения, но и других средств массовой информации. Особенно изданий, ориентирующихся на деловых людей.

К числу факторов риска следует также отнести практическое отсутствие института независимых финансовых консультантов, которые призваны быть своеобразным проводником между частным вкладчиком и паевыми фондами. Согласитесь, что несведущему человеку достаточно сложно разобраться, чем фонд А отличается от фонда Б и в какой из них ему следует вложить деньги. Ведь очень часто потенциальному инвестору вообще не подходит паевой фонд как инструмент инвестирования. Потребность в доходе не единственный аргумент при принятии решения о вкладе денег в паевой фонд. Здесь нужно учитывать и другие факторы. Например, время, возможность рисковать, предназначение вкладываемых средств и т. д. В идеале весь этот анализ для инвестора должен провести независимый финансовый консультант, который и скажет ему, куда, на сколько и почему следует вкладывать деньги.

Думаю, что нужно также разнообразить выбор инструментов для частного инвестора. В настоящее время он поставлен в условия, когда ему приходится, как правило, выбирать между банковскими депозитами и паевыми фондами. Это ловушка, которая со временем может обернуться большими неприятностями. Сейчас на рынке нужны простые инвестиционные решения для частного инвестора, которые могут стать настоящей альтернативой банковским депозитам. Они должны быть понятными и оттягивать на себя часть гигантского спроса, который, по моим оценкам, составляет от $30 млрд до $50 млрд и со временем будет только расти.

За рубежом такую роль выполняют различного рода облигации, в том числе и такие, выплаты по которым учитывают уровень текущей инфляции. Большое распространение получили страховые накопительные программы, инвестиционные продукты с гарантией сохранности основного капитала. Однако я полагаю, что нам не следует слепо копировать зарубежный опыт, так как мы живем в эпоху рыночных отношений менее 20 лет и не обладаем в своем большинстве необходимыми знаниями и опытом инвестирования своих денег. А весь имеющийся в стране опыт, к большому сожалению, преимущественно отрицательный.

Просвещение

И последнее. О роли регулирующих органов. Федеральная служба по финансовым рынкам должна быть более активна в защите интересов простого инвестора. На ее сайте есть специальный раздел для частного инвестора. Но сделан он без души, казенно, и взгляд на фонды очень схож с рекламной “позицией” самих паевых фондов. Практически нет информации о рисках. Здесь можно позаимствовать опыт американской комиссии по ценным бумагам — U. S. Securities and Exchange Commission (SEC). На ее сайте можно найти большую подборку разнообразных материалов, в том числе предостережения о возможных рисках, статьи о мошенничествах в области финансовых услуг и много другой полезной информации. Большую роль в просвещении играет и американская ассоциация частных инвесторов The American Association of Individual Investors. Почему бы и нам не перенять этот опыт?

Кроме того, наши регулирующие органы должны внимательнее отслеживать рекламные материалы паевых фондов, более строго регламентируя содержание и “видимость” предупреждений о рисках, связанных с данными вложениями. Они не должны теряться в мелком шрифте, который зачастую можно прочитать исключительно при помощи лупы.

Приметы грядущего кризиса российских паевых фондов налицо. Уверен, что его можно избежать. Время еще есть. Но его не много.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.222 сек.
Яндекс.Метрика