Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Отчётность по МСФО на основе российского бухучёта без трансформацииИсточник: НСФО добавлено: 13-03-2006
просмотров: 17296 Российские организации, выходя на международные рынки капитала, сталкиваются с проблемой подготовки финансовой отчётности по МСФО. Приходится соглашаться с огромными затратами на услуги консультантов по трансформации российской финансовой отчётности под требования МСФО. Принято считать, что необходимость трансформации связана с той огромной пропастью, которая существует между требованиями национальных и международных стандартов. Откуда же взялась эта пропасть, если уже давно официально провозглашено, что российские национальные стандарты нацелены на реализацию требований МСФО? Ещё 7 лет назад были приняты значимые официальные документы по этому поводу – Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России и Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. Конечно, сейчас можно сказать, что названная Программа реформирования провалилась. На концептуальном уровне проблема перехода на МСФО так и не решена.
Но неэффективность отечественной системы регулирования бухгалтерского учёта – это далеко не единственная причина столь серьёзных отличий между российской отчётностью и отчётностью по МСФО одной и той же компании. Некоторое движение вперёд по отдельным частным вопросам всё-таки было видно – приняты похожие на МСФО национальные стандарты о раскрытии информации об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам. Очень тяжело, черепашьими темпами, «со скрипом», отечественные стандарты всё-таки приближаются к МСФО. При внимательном сравнительном анализе это сближение на сегодняшний день оказывается много большим, чем это кажется на первый взгляд. Сталкиваясь с проблемой подготовки отчётности по МСФО, большинство российских компаний решают её через процедуру трансформации, не задумываясь о том, что существует и другой более действенный способ её решения, сокращающий, и деньги, и время, требующиеся для подготовки отчётности по МСФО. Это решение – учётная политика организации. Современная система российских ПБУ и разъясняющих документов содержит столько изъянов, противоречий, разночтений и пробелов, что в области учётной политики организации остаётся очень широкий круг методологических вопросов бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности. Эти вопросы зачастую решаются организациями исключительно на основе сложившихся традиций (потому что «так все делают»). При этом аргументы целесообразности с точки зрения соответствия формируемой отчётности МСФО совершенно не принимаются во внимание. Мало того, многие вполне чётко прописанные требования самих ПБУ, во многом совпадающие с МСФО, просто не выполняются. Например, мало кто из российских организаций обращает внимание на ПБУ 7, 8, 11, 12, 16, хотя их ответственное применение во многом сблизило бы отчётность по РПБУ с отчётностью по МСФО. Сейчас существует множество «мифов» о том, что российскими нормативными документами якобы установлены определённые правила бухгалтерского учёта, не позволяющие реализовать требования МСФО непосредственно в системе учёта без последующей трансформации. Вот всего лишь несколько примеров таких «традиционных» мнимых отличий РПБУ от МСФО, которые на самом деле могут быть сняты учётной политикой без каких бы то ни было нарушений требований российских нормативно-правовых актов:
Это далеко не полный перечень, и его можно продолжать. В действительности, при правильном применении 90% расхождений между российским учётом и требованиями МСФО может быть снято без нарушений требований РПБУ. Для остальных же 10% непреодолимых расхождений остаётся «козырь в рукаве» – второй абзац пункта 4 статьи 13 Закона о бухучете № 129‑ФЗ, допускающий отступление от нормативных правил бухгалтерского учёта при условии раскрытия такого факта в пояснительной записке к финансовой отчётности. Тем самым даже так называемые «неустранимые» расхождения на самом деле можно совершенно легитимно устранить. Заметим, что в Приказе по каждому ПБУ называется цель документа – программа реформирования в соответствии с МСФО. Отступление от отдельных правил с такой программной целью, прямо допускаемое законом о бухучете, никак не может считаться нарушением. Таким образом, у российских организаций уже сейчас есть возможность, не нарушая закона, составлять единую отчётность по МСФО и РПБУ путём грамотного построения учётной политики. Хотелось бы закончить на такой радужной ноте, но в этой бочке есть своя «ложка дёгтя». На сегодняшний день единственным значимым препятствием на пути ведения учёта непосредственно по МСФО являются налоговые последствия. В том числе, разные аспекты этих последствий: Увеличение налогового бремени вступает в противоречие с интересами компании, а снижение налогового бремени порождает риски возможных споров с налоговыми органами (представьте себе, как налоговым инспекторам объяснить нюансы применения ПБУ). К сожалению, отделение правил налогообложения от правил составления финансовой отчётности ограничилось 25 Главой НК и не пошло дальше. Налоговую ориентацию российского бухгалтерского учёта наглядно продемонстрировал Приказ Минфина № 147н от 12 декабря 2005 года, которым внесены поправки в ПБУ 6/01. Это первый хоть сколько-нибудь значимый документ Минфина по бухгалтерскому учёту за последние три года, и его главной целью является включить в объект налогообложения налогом на имущество объекты, передаваемые в аренду. То есть, многочисленные проблемы регулирования финансовой отчётности, которые ждут своего решения много лет подряд, опять оставлены без внимания, а все нормотворческие усилия направлены на налоги. Однако, эти смежные налоговые проблемы финансовой отчётности вполне решаемы. Если компании, трансформирующие российскую отчётность под требования МСФО, попробуют сравнить затраты на трансформацию с «ценой» негативных налоговых последствий (например, увеличение платежей по налогу на имущество), то выбор покажется очевидным. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|