19 мая 2019 г. Воскресенье | Время МСК: 23:29:32
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Пока финансисты не изменят свою психологию, Россия не сможет перейти на МСФО



Беседовали Владимир Мейлицев и Екатерина Рубцова
Источник: Журнал "МСФО: практика применения"
добавлено: 07-04-2006
просмотров: 7706
Переход России на МСФО должен обеспечиваться не "навязыванием" отечественным предприятиям международных стандартов на государственном уровне, а реформированием системы российского бухгалтерского учета и государственного регулирования, считает Буренин Андрей Викторович.
Интервью с Бурениным Андреем Викторовичем

- Реформирование российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами началось еще в 1998 году. Однако существующие положения по бухгалтерскому учету далеки от международных. Что Вы думаете по этому поводу?

- На мой взгляд, основная проблема приближения российского учета к международным стандартам заключается не в самих ПБУ, а в системе финансового регулирования, унаследованной от эпохи государственного регулирования экономики. Сейчас Минфин России занимается регулированием одновременно и налоговой, и финансовой отчетности, которые служат абсолютно разным целям и строятся на разных принципах. Например, для целей налогообложения компаниям выгоднее занижать прибыль или стоимость имущества, а для привлечения финансирования, наоборот - увеличивать. При составлении налоговой отчетности важно однозначно толковать нормы законодательства, а при составлении отчетности финансовой приоритет отдается профессиональному суждению. Подобные противоречия всегда решаются в пользу налоговых интересов государства. И это не удивительно, поскольку Минфин России несет ответственность за фискальные функции государства, а вот за создание инвестиционного климата, частью которого является финансовая отчетность, он не отвечает. Возникает парадоксальная ситуация, когда у государственного органа имеются права в соответствующей сфере регулирования, а соответствующие обязанности отсутствуют. Поэтому пока нет четкого разделения налоговой и финансовой отчетности, включая вопросы подведомственности, невозможно реализовать даже базовые принципы МСФО, например приоритет содержания над формой.

- Россия готовится к вступлению в ВТО. Как Вы считаете, это станет стимулом для массового применения МСФО российскими компаниями?

- Расширение ВТО и сферы применения МСФО напрямую между собой не связаны, но являются частью процесса глобализации мировой экономики. Вступление России в ВТО приведет к повышению открытости отечественных финансовых рынков для иностранных инвестиций и мировых - для российских компаний, что, несомненно, потребует применения единого финансового языка, которым являются МСФО.

- Какой должна быть эффективная система регулирования бухгалтерского учета и отчетности?

- Во-первых, с целью преодоления внутреннего конфликта интересов, существующего в силу объективных обстоятельств в Минфине, разработка правил составления финансовой отчетности и надзор за ее качеством должны быть переданы органу, ответственному за развитие финансовых рынков, а не за фискальные функции. Сейчас таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам РФ. Мировой опыт склоняется в пользу именно подобного подхода.

Во-вторых, стандарты учета и отчетности должны разрабатываться компетентной общественной организацией, а не государственным органом, чтобы обеспечить независимое рассмотрение проблем с учетом интересов и государства, и профессионального сообщества. За государством должно остаться право "вето": принимать или не принимать выработанные проекты стандартов. Подобный подход резко повысит качество и эффективность принятия решений. Мировой опыт опять-таки является этому подтверждением.

В-третьих, нужна качественная система обеспечения выполнения стандартов. Сейчас компании могут составлять неправильную отчетность, нарушать ПБУ, но если это не влечет занижения налогооблагаемой базы, то никаких санкций не последует. Эта система должна включать внутренний и внешний аудит, государственный надзор, санкции за нарушение стандартов и т. д. Основным элементом реформирования этой области должен стать перенос ответственности за достоверность финансовой отчетности из административно-уголовной в гражданско-правовую сферу.

Все эти положения нашли отражение в подготовленном Фондом НСФО законопроекте "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности". В декабре 2005 года этот законопроект был внесен в Госдуму, а его рассмотрение ожидается в 2006 году.

- Сейчас компаниям приходится одновременно вести бухгалтерский и налоговый учет. Многие опасаются, что с внедрением МСФО сильно увеличатся и нагрузка на учетный персонал, и издержки на ведение учета. Насколько оправданны такие опасения?

- При оценке дополнительной нагрузки на учетный персонал и издержек компании надо исходить прежде всего из интересов инвесторов. Если для развития бизнеса, например для выхода компании на IPO, требуется ведение учета в соответствии с МСФО, то было бы неправильно оценивать такую необходимость исходя из удобства ведения дополнительного учета для бухгалтерии. Все зависит от экономической выгоды: если компания получает прибыль, то собственник может нанять дополнительный персонал для ведения учета или заключить договор с аудиторской компанией. Если затраты на составление отчетности по МСФО настолько велики, что не покрываются прибылью, то возможно этой компании и не стоит составлять такую отчетность. Однако вопрос неоправданных затрат абсолютно не праздный. В предлагаемом нами законопроекте, в отличие от подхода Минфина, компании не заставляют заниматься никому не нужной отчетностью. Наше предложение - создать систему национальных стандартов, полностью соответствующую МСФО. Это избавит те компании, которые выходят на международные рынки, от необходимости трансформации отчетности. Более того, мы предлагаем отдать вопрос о необходимости составления финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства на рассмотрение их собственникам, то есть, по сути, освобождаем их от дополнительного бремени затрат.

- Российские бухгалтеры при ведении учета привыкли руководствоваться точными указаниями законодательства, учет же по международным стандартам требует другого подхода - профессионального суждения. Как Вы считаете, это будет проблемой для отечественных компаний при переходе на МСФО?

- На мой взгляд, это будет основополагающей проблемой. Пока бухгалтеры не изменят свою психологию, Россия не сможет перейти на МСФО. Бухгалтеров в течение многих лет учили определенному подходу к ведению учета и составлению отчетности. Поэтому если сейчас не задаться вопросом реорганизации всей системы подготовки кадров в этой сфере, ситуация не изменится. Решиться эта проблема может только эволюционным путем. Необходимо менять программу обучения бухгалтеров, причем речь идет не только о курсах повышения квалификации и профессиональной аттестации, но и о программах вузов. Переучивать нужно и самих преподавателей, и аудиторов, и бухгалтеров. Этот процесс займет не один год.

- В Государственной Думе на рассмотрении находится проект Федерального закона № 55792-4 "О консолидированной финансовой отчетности". Утверждение данного законопроекта в третьем чтении отложилось почти на год. Чем Вы можете объяснить такую отсрочку?

- Здесь есть несколько проблем. Во-первых, похоже, никто, кроме разработчиков, так и не понял, зачем этот законопроект нужен. Государству консолидированная отчетность, как абсолютно верно указывает Минфин, не нужна. Коммерческие организации, которые заинтересованы в ее применении, уже имеют возможность составлять ее и без соответствующего закона. Помимо этого вопрос консолидации - тема отдельного стандарта, то есть в рамках действующего законодательства должна решаться на уровне приказов Минфина, а не законов. Ведь никто не мешает этому уважаемому ведомству принять такое решение самостоятельно в виде ПБУ. В этой связи не удивительно, что сторонников у законопроекта за стенами Минфина нет. Во-вторых, всем абсолютно очевидно - написать в законе можно все, что угодно, а как быть с правоприменительной практикой - совсем другой вопрос. Мы должны признать, что отечественная инфраструктура абсолютно не готова к соответствующему нововведению. Взять элементарный вопрос перевода МСФО. Еще в прошлом году при рассмотрении законопроекта представители Правительства РФ убеждали членов Комитета по бюджету и налогам Госдумы в скорейшем решении этой задачи. Прошел год, результатов нет. Что же тогда говорить о вопросах переподготовки бухгалтеров и аудиторов, создания системы интерпретаций, внесения изменений в гражданское законодательство и так далее, к решению которых еще никто и не приступал? В третьих, никто так и не ответил на вопрос, каким образом МСФО, являясь защищенным авторскими правами продуктом деятельности иностранной некоммерческой организации, будет внедрен в наше правовое поле. Действующее законодательство подобной возможности не предусматривает. Более того, в любой момент в будущем от нашей страны могут потребовать платы за использование чужой интеллектуальной собственности. Я направлял соответствующий запрос в Минфин несколько месяцев назад и получил ответ, что этот вопрос еще не решен. Другими словами, мы чуть не приняли закон, внедряющий МСФО в наше правовое поле, а вот с их собственниками пытаемся договориться только сегодня.

Все перечисленные вопросы важны и в перспективе решаемы. Однако наиболее принципиальным является другое. Мы должны четко понять, что переход на МСФО абсолютно не означает подстрочного перевода стандартов на русский язык. Есть более оптимальный путь - разработка современной системы национальных стандартов, которые будут полностью соответствовать МСФО как эквиваленту качества на данном историческом этапе. При этом мы не только решаем все юридическо-технические и лингвистические вопросы и проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, но, что самое главное, сохраняем национальный суверенитет в этой сфере деятельности, давая себе возможность учитывать национальную специфику и при необходимости переориентироваться на новых лидеров. Аргументы о том, что при отсутствии дословного соответствия инвесторы не будут вкладывать деньги в отечественный бизнес, абсолютно беспочвенны, поскольку инвесторы ориентируются не на название стандартов, а на заключения аудиторов, а для последних важно содержание, а не оформление стандартов. Кстати, среди развитых стран мы не найдем ни одной, которая на уровне индивидуальной отчетности перешла на МСФО, а ведь у многих из них, в отличие от нас, есть самая непосредственная возможность влиять на деятельность Лондонского комитета.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.195 сек.
Яндекс.Метрика