19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 03:28:36
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Правила поведения

Определение «недобросовестности» налогоплательщиков уточнит Арбитражный суд



добавлено: 12-04-2006
просмотров: 10288
Правила поведенияВ начале наступающей недели Высший арбитражный суд (ВАС) может утвердить проект информационного письма «О фактах недобросовестного поведения при рассмотрении дел в арбитражных судах».

Споры вокруг терминов «добросовестность-недобросовестность», получивших хождение с легкой руки судей Конституционного суда и активно используемых в арбитражной практике, ведутся уже третий год. Не исключено, что термин в результате будет удостоен внесения в Налоговый кодекс.

Несмотря на призывы Министерства финансов по возможности избегать употребления слов «недобросовестный плательщик» и выводов, следующих за определением плательщика недобросовестным, и в налоговой, и в судебной практике термин прочно взят на вооружение. Как правило, недобросовестными признаются налогоплательщики, действия которых не обусловлены разумными экономическими причинами и направлены при этом на уменьшение налоговой базы, получение налоговых льгот и других налоговых преимуществ.

Систематизируя арбитражную практику, Высший арбитражный суд определил, что наиболее часто недобросовестные действия плательщика состоят в совершении мнимых или взаимосвязанных сделок между двумя и более лицами, а также в регистрации предприятия в зоне со льготным налогообложением без создания в этой зоне условий для осуществления предпринимательской деятельности. Под такими условиями обычно понимаются наличие управленческого и технического персонала, основных средств и производственных активов.

К критериям недобросовестности ВАС относит также осуществление плательщиком только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с получением налоговых преимуществ. Признаком недобросовестности также названы довольно банальные по простоте выявления «злого умысла» факты. Такие, как отсутствие в реестре юрлиц сведений о фирме-покупателе и фирме-поставщике, отсутствие их органов управления по адресу местонахождения, отсутствие фактически оплаченного НДС в бюджет при использовании права на его возмещение. А также факты, подтверждающие, что товар фактически не перевозился и не передавался покупателю.

Правда, как говорится в проекте письма, указанные факты недобросовестного поведения могут применяться только в совокупности с другими доказательствами недобросовестного поведения. ВАС также обращает внимание судов, что недобросовестным поведением может считаться и сокрытие сведений, определяющих юридическое содержание сделок. К таким сведениям относятся, в частности, сведения о взаимосвязанности сделок (несколько сделок, направленных на достижение общего результата), об участии в рассматриваемых отношениях аффилированных, зависимых и взаимозависимых лиц, о финансово-экономических результатах предпринимательской деятельности, включая объем и стоимость произведенных товаров, а также о случаях, когда до оплаты по векселю обязательства учтены как исполненные.

По мнению ВАС, недобросовестное поведение не соответствует основам правопорядка и нравственности, поэтому судам следует отказывать в удовлетворении требований таких компаний и привлекать к ответственности недобросовестных лиц по требованию потерпевших.

Под вопросом, правда, остается один из главных постулатов, на котором базируется определение судами недобросовестности. А именно -- доказательство «разумности» экономических причин. На сегодня это серьезный камень преткновения и для судей, и для фискалов. Ведь отнюдь не любая сделка заключается строго по экономической целесообразности и имеет материальную выгоду. Если товар не находит спроса на рынке, и его распродают «в убыток» ниже стоимости, то такая сделка формально может быть признана «направленной на уменьшение налоговой базы».
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика