![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Как оценить эффективность работы компанииАверчев Игорь (старший менеджер компании «МАГ Консалтинг», наблюдатель Совета финансовой отчетности) Источник: Журнал "Финансовый директор" добавлено: 26-04-2006
просмотров: 71783 Оценка эффективности работы предприятия, как правило, основывается на анализе различных финансовых показателей, таких как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рыночная стоимость предприятия. Однако, составляя список финансовых коэффициентов, на основании которых будут приниматься стратегические решения, необходимо учитывать преимущества и недостатки использования этих показателей на практике.
В американской практике управленческого учета рекомендации по использованию показателей для оценки эффективности деятельности предприятия изложены в стандарте управленческого учета "Измерение эффективности предприятия" (Statement on Management Accounting "Measuring entity performance"; SMA 4D). Стандарт предлагает использовать следующие показатели, на основе которых будет оцениваться эффективность управления компанией:
Для большинства компаний анализ и планирование чистой прибыли, а также генерируемых компанией денежных потоков давно стали стандартной практикой оценки эффективности работы предприятия, но остальные показатели, предложенные стандартом, используются далеко не на всех предприятиях.
Остановимся подробнее на особенностях расчета и применения таких показателей эффективности, как рентабельность инвестиций, остаточный доход, экономическая добавленная стоимость, а также рыночная стоимость компании. Рентабельность инвестицийМетодика расчета Рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI) рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестициям, осуществленным в компанию (подразделение). При этом под инвестициями подразумеваются не только инвестированные денежные средства (как собственные, так и заемные), но и переданные подразделению активы (оборудование, технологии, товарные знаки). Значение ROI рассчитывается по формуле: ROI = (Чистая прибыль/(Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) х 100%. Преимущества и недостатки Оценить эффективность работы компании на основании показателя рентабельности инвестиций можно, только если менеджмент располагает сопоставимыми данными по аналогичным компаниям или подразделениям холдинга. Например, если компания "А" получила прибыль 100 тыс. руб., а компания "Б" - 150 тыс. руб., нельзя сделать вывод о том, что эффективность работы последней значительно выше, поскольку причиной более высокой прибыли компании "Б" могут быть существенные инвестиции в это производство, более совершенное оборудование и технологии. В итоге если инвестиции в компанию "А" составили 400 тыс. руб., а в компанию "Б" - 700 тыс. руб., то рентабельность инвестиций (ROI) составит 25% и 21,4% соответственно. Среди основных недостатков, связанных с расчетом ROI, можно выделить возможность искажения этого показателя в результате отсрочки технического обслуживания, сокращения издержек на исследования и маркетинг. Другими словами, значение рентабельности инвестиций повысится, в то время как в целом ситуация в компании ухудшится. Необходимо отметить, что решения, принимаемые о покупке или продаже подразделений компании на основании показателя рентабельности инвестиций, не всегда будут оправданны. Если мотивация менеджеров холдинга привязана к значению показателя рентабельности инвестиций, то может возникнуть следующая ситуация. Менеджер, контролирующий несколько подразделений, среднее значение ROI по которым составляет 20%, будет заинтересован продать подразделение "А" с наименьшей рентабельностью инвестиций, к примеру 15%. Однако если в компании есть подразделения, управляемые другими менеджерами, рентабельность инвестиций в которые меньше 15%, то среднее значение ROI в целом по холдингу снизится. В такой ситуации решение о продаже части бизнеса будет оправданно, если ROI реализуемого подразделения меньше стоимости привлечения денежных средств (стоимости банковских кредитов). Другим примером может быть ситуация, когда оценен показатель рентабельности инвестиций для научно-исследовательского подразделения компании. Как правило, такие подразделения убыточны, но требуют больших инвестиций, следовательно, значение ROI будет низким, но это не означает, что компании следует продать данное подразделение.
Можно порекомендовать для расчета ROI использовать модель Дюпона (Du-Pont), которая позволит проанализировать рентабельность продаж, эффективность инвестиционной политики и структуры капитала1. Остаточный доходОстаточный доход (Residual Income, RI) в соответствии с SMA 4D рассматривается как аналог показателя чистой прибыли, но при этом учитывает стоимость капитала компании. Методика расчета Остаточный доход рассчитывается по следующей формуле: RI = Операционная прибыль - Инвестиции х Норма прибыли. Значение нормы прибыли может быть принято равным средней рентабельности по компании или средневзвешенной стоимости ее капитала. Преимущества и недостатки Основное преимущество использования показателя остаточного дохода для оценки эффективности работы компании - возможность учесть стоимость инвестированных средств. При этом если инвестиции в различные подразделения компании подвержены различной степени риска, то необходимо для каждого из них определить свой показатель нормы прибыли, что позволит обеспечить сопоставимость показателей остаточного дохода по подразделениям. Показатель остаточного дохода обладает всеми преимуществами, присущими показателю ROI. Вместе с тем в отличие от ROI на основе этого показателя можно принимать управленческие решения о продаже неэффективных подразделений без дополнительных корректировок. К недостаткам показателя RI можно отнести то, что его значение определяется в абсолютных величинах, поэтому на его основе сложно сравнивать эффективность работы не зависящих друг от друга компаний, что не приветствуется инвесторами. Экономическая добавленная стоимостьЭкономическая добавленная стоимость (EVA) может рассматриваться как модифицированный подход к определению остаточного дохода. Методика расчета Расчет экономической добавленной стоимости можно провести несколькими способами:
Преимущества и недостатки К основным преимуществам использования показателя экономической добавленной стоимости можно отнести то, что этот показатель, как и RОI, учитывает стоимость инвестированного капитала. Помимо этого при расчете EVA необходимо учитывать те активы, которые не были отражены в бухгалтерском учете. Это позволяет оценить эффективность использования новых технологий, патентов, лицензий, ноу-хау и т. д., то есть учитывает большее количество факторов, влияющих на эффективность работ подразделения. К недостаткам использования этого показателя на практике можно отнести необходимость расчета двух различных показателей для целей мотивации менеджеров и для оценки эффективности работы подразделения, что значительно повысит трудоемкость расчетов. В первом случае из расчета показателя EVA следует исключить те активы, которыми менеджмент не может управлять в силу определенных полномочий.
Другой существенный недостаток использования EVA - невозможность сравнивать между собой показатели экономической добавленной стоимости активов компании, существенно отличающихся по стоимости.
Рыночная стоимостьДля инвесторов и акционеров рыночная стоимость компании (market value, MV) является показателем, определяющим величину их потенциальных доходов. Поскольку ожидаемые владельцами будущие дивиденды и доходы от акций основываются на реальной стоимости предприятия или его способности генерировать денежные потоки, изменение рыночной стоимости может считаться одним из важнейших показателей оценки деятельности компании со стороны акционеров. Методика расчета При определении стоимости компании, как правило, используется два основных подхода:
Преимущества и недостатки Основной и наиболее существенный недостаток показателя рыночной стоимости компании - большое количество допущений и прогнозов, которые приходится использовать при его расчете. Вместе с тем этот показатель позволяет наиболее полно учесть все факторы, влияющие на эффективность работы предприятия.
На что следует обратить внимание В соответствии с SMA 4D, для того чтобы достоверно и надежно оценить результаты деятельности компании, необходимо учесть следующие важные особенности использования различных финансовых показателей, а именно: 1) многие финансовые коэффициенты и показатели не позволяют получить полную достоверную картину финансового состояния предприятия. К примеру, в одной из крупных розничных компаний решение по ассортименту товаров принималось на основании показателя рентабельности отдельных видов продукции. Иными словами, предпочтение отдавали товарам, обладающим большей рентабельностью по сравнению с остальными. С момента создания компания специализировалась на розничной продаже продуктов питания. В дальнейшем было принято решение об увеличение доли "посуды" в товарном ассортименте, так как этот вид товаров обладал большей рентабельностью. Через полгода предприятие столкнулось с тем, что прибыль компании стала сокращаться. Анализ сложившейся ситуации показал, что не был учтен показатель оборачиваемости "посуды", который был в несколько раз ниже, чем у продуктов питания; 2) в расчете отдельных показателей применяется историческая стоимость различных активов и пассивов, тогда как реальные условия ведения бизнеса требуют использования справедливых рыночных цен. Типичная ситуация, когда компания создает амортизационный фонд основных средств исходя из стоимости приобретения (исторической стоимости) зданий и оборудования. Если не делать необходимые корректировки для начисляемых сумм амортизации, очевидно, что сформированного фонда амортизации не хватит на модернизацию парка машин и оборудования, так как стоимость последних под действием инфляции значительно увеличилась. Следует также отметить, что использование для оценки результативности работы компании только финансовых показателей не позволит заранее диагностировать многие проблемы, к примеру снижение качества выпускаемой продукции, уровень обслуживания клиентов, эффективность управления персоналом. В заключение отметим, что перечисленные в положении 4D показатели, применяемые для оценки эффективности, могут с успехом применяться при разработке системы сбалансированных показателей - перспективы "Финансы". Но для того чтобы иметь возможность интерпретировать полученные расчетные значения показателей, крайне важно понимать, какая информация послужила основой для расчета. Рекомендации по применению показателей эффективности деятельности предприятия3Исходя из того что важнейшей задачей предприятия является повышение стоимости акционерного капитала, необходимо учитывать следующее:
1 О применении модели Дюпона см. статью "Как сбалансировать бюджет" ("Финансовый директор", 2004, № 9, с. 26). - Примеч. редакции. 2 Классическая формула расчета стоимости компании на основании денежных потоков следующая:
3 Рекомендации разработаны Национальной ассоциацией бухгалтеров США (National Accounting Association). Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|