20 мая 2019 г. Понедельник | Время МСК: 08:24:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ. Необходимо выработать единый подход



добавлено: 27-04-2006
просмотров: 8228

Вексельберг Виктор Феликсович - Председатель правления ОАО "Тюменская нефтяная компания", президент "СУАЛ-Холдинга"

Внедрение международных подходов к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в России и активное участие в процессах разработки соответствующих стандартов становится для бизнес-сообщества первостепенной задачей. Ее успешная реализация является необходимым условием для совершенствования механизмов корпоративного управления, адекватной оценки российских активов и перехода проектов на новый, глобальный уровень.
 Вексельберг Виктор Феликсович

РСПП предстоит ускорить достижение согласованной позиции государственных органов, бизнеса и экспертного сообщества по внедрению международных стандартов финасовой отчетности и рекомендовать существенные изменения в федеральное законодательство.

Сегодня главной целью Рабочей группы РСПП является координация практических усилий делового сообщества по реформированию российского бухгалтерского учета, в частности по внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в российскую практику. Рабочая группа осуществляет свою деятельность совместно с Фондом «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности». Он был создан в октябре 2003 г. по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей и лично Кахи Бендукидзе, занимавшего тогда пост главы Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике.

Фонд объединяет представителей всех профессий, имеющих отношение к составлению и использованию данных финансовой отчетности, ученых, а также представителей регулирующих органов. Важно, что он является негосударственной организацией, создан по образу и подобию Лондонского Комитета по МСФО и претендует на получение от Министерства финансов РФ функций по регулированию бухгалтерского учета и отчетности. Во всяком случае, это соответствовало бы международной практике.

Сегодня необходимо уйти от неоправданного противопоставления международных и национальных стандартов отчетности. Позиция РСПП в этом вопросе сводится к тому, что там, где целесообразно прямое инкорпорирование международных стандартов, это следует делать быстро и в полном объеме. Там, где это нецелесообразно, необходимо идти по пути разработки национальных стандартов. Мы за взаимодополняемость международных и национальных стандартов.

В последнее время назрела острая необходимость принятия федерального закона для устранения препятствий, мешающих внедрению в российскую практику современных международных подходов к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. Подготовка такого законопроекта стала в прошлом году основным направлением деятельности Фонда НСФО. Естественно, что Рабочая группа РСПП принимала в этом самое непосредственное участие.

В результате был подготовлен и внесен в Государственную Думу РФ законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», призванный заменить действующий закон «О бухгалтерском учете».

Законопроект направлен на концептуальное изменение действующей системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности с целью защиты прав инвесторов на получение качественной информации за счет усиления роли экспертного сообщества.

Для этого предлагается создание независимого профессионального негосударственного органа регулирования, решения которого, после одобрения уполномоченным государственным органом, будут получать силу нормативного правового акта. В законопроекте содержится перечень требований к негосударственному органу регулирования, способных обеспечить эффективный и прозрачный процесс выработки решений.

В документе предполагается, что стандарты финансовой отчетности разрабатываются, исходя из лучшей международной практики в той степени, в которой это отвечает интересам российских пользователей финансовой отчетности. Это очень важно, так как законодательная ссылка на лучший международный опыт позволяет предпринимать эквивалентные МСФО национальные стандарты, а также при необходимости самостоятельно формулировать текст стандартов для отражения в них национальной российской специфики.

Законопроект содержит комплекс мер, направленных на усиление ответственности за качество финансовой отчетности и закладывает основы системы обеспечения исполнения стандартов отчетности, практически отсутствующей в РФ на сегодняшний день.

Принятие законопроекта позволит создать стройную систему стандартов финансовой отчетности в интересах ее пользователей. Очевидно, что это повысит инвестиционную привлекательность отечественной экономики без ограничений суверенитета России.

Реформирование российского бухучета и финансовой отчетности в соответствии с положениями законопроекта будет самым непосредственным образом способствовать реализации общегосударственной задачи удвоения ВВП, поставленной Президентом РФ. Достоверная финансовая отчетность позволит принимать правильные экономические решения, которые приведут к увеличению экономического роста. Принятие законопроекта приведет к сокращению неоправданных расходов отечественных организаций на трансформацию национальной отчетности в отчетность, соответствующую МСФО, избавит от ненужных затрат субъекты малого предпринимательства. Повысится достоверность государственной статистики. Очевидно и то, что законопроект способствует созданию системы для решения государственных задач в сфере административной реформы.

В то же время Министерство финансов РФ разработало ряд своих предложений, изложенных в законопроектах «О консолидированной финансовой отчетности» и «Об официальном бухгалтерском учете», которые нужно рассматривать в совокупности.

На заседании нашей Рабочей группы, которое состоялось в январе 2006 г., обсуждался отзыв РСПП на проект Федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете», разработанный Минфином РФ.

Рабочая группа сформулировала свои принципиальные замечания по ряду пунктов, не отвечающих интересам бизнес-сообщества. В дополнение к этому, позицию РСПП по данному вопросу поддержали Торгово-промышленная палата РФ и Организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России».

На заседании Рабочей группы были обобщены все замечания, высказанные в процессе обсуждения отзыва РСПП на данный законопроект. Их оказалось немало.

По мнению Рабочей группы, предложения Минфина не в достаточной степени направлены на достижение главной и очевидной цели, а именно «защиты информационных интересов пользователей финансовой отчетности». В законопроекте уделяется основное внимание регулированию учетного процесса, а не его результату — финансовой отчетности, которая необходима для принятия правильных экономических решений.

Предлагаемая в законопроекте достаточно громоздкая система регулирования бухгалтерского учета вряд ли позволит обеспечить единство логики и понятийного аппарата стандартов, а также учет интересов всех заинтересованных сторон. При этом в законопроекте отсутствует механизм выявления, разрешения и устранения коллизий между различными типами нормативных документов.

С нашей точки зрения, стандарты финансовой отчетности должны изначально разрабатываться на единой нейтральной площадке, объединяющей заинтересованные министерства и ведомства, составителей, аудиторов, пользователей финансовой отчетности и представителей науки.

Предложенный законопроект не позволяет также самостоятельно формировать понятийный аппарат нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, отличающийся от понятийного аппарата гражданского и других отраслей законодательства. Поэтому в случае принятия национальных стандартов, частично или полностью соответствующих международным, их смысл может быть искажен толкованием в соответствии с гражданским законодательством.

Законопроект содержит множество положений, затрагивающих технику бухгалтерского учета и отчетности. На уровне закона эти положения являются избыточными, а некоторые из них, кроме этого, потенциально противоречат МСФО.

Заключение Рабочей группы было приложено к письму, направленному президентом РСПП А. Шохиным в адрес заместителя Министра финансов РФ С. Шаталова. В письме отмечалось, что Российский союз промышленников и предпринимателей считает нецелесообразным внесение законопроекта, подготовленного Минфином, в его сегодняшнем виде в Правительство. Вместе с тем, была выражена готовность к «дальнейшему конструктивному диалогу и совместной работе над проектами нормативных правовых актов, в том числе и по вопросам бухгалтерского учета и отчетности».

Анализ различий законопроектов, представленных Фондом НСФО и Минфином РФ, позволяет утверждать, что на данный момент подходы к решению проблемы экспертного сообщества и государства отличаются по ряду моментов, но непримиримых противоречий нет. Возможно и необходимо вырабатывать единый подход.

Именно с поиском компромиссных решений в этом направлении и будет в первую очередь связана деятельность Рабочей группы РСПП в 2006 г.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.199 сек.
Яндекс.Метрика