22 января 2019 г. Вторник | Время МСК: 22:50:35
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Ваша карьера. Что выбрать: степень МВА или квалификация АССА? Полная версия результатов исследования



Александра Сычёва, Екатерина Арутюнова
Источник: E-xecutive
добавлено: 27-04-2006
просмотров: 18923

Степень МВА гораздо более популярна среди менеджеров в нашей стране, чем квалификация АССА. Однако в некоторых областях – финансах и аудите – последняя вещь нужная и необходимая. Таковы данные опроса, проведенного E-xecutive совместно с компанией Ernst & Young. Где и кому может пригодиться диплом АССА и какое влияние на карьеру он оказывает, читайте в материале по результатам исследования.

Что такое квалификация АССА? Насколько она популярна и востребована в профессиональной среде: как среди менеджеров, так и среди работодателей? Действительно ли АССА и МВА оказывают положительное влияние на вашу карьеру? И это далеко не полный список вопросов, которые стоят перед теми менеджерами, которые задумываются о получении дополнительного профильного образования. E-xecutive в партнерстве с Центром профессионального обучения Ernst & Young провели исследование, призванное выявить отношение менеджеров к АССА и МВА, а также выяснить, готовы ли компании-работодатели поддерживать сотрудников в получении международного образования.

Так как МВА было посвящено наше предыдущее исследование, с результатами которого вы можете ознакомиться здесь, - в данном опросе более детально затрагиваются вопросы, относящиеся к квалификации АССА. Напомним, АССА Professional Scheme – международная бизнес-квалификация, для получения которой необходимо сдать 14 экзаменов, что в среднем может занять от трех до пяти лет, средняя стоимость очного обучения у внешних провайдеров составляет $15 тыс.

Основные цели опроса:

  • выяснить отношение менеджеров к профессиональной квалификации АССА (АССА Professional Scheme) (далее – «квалификация АССА»);
  • выяснить отношение менеджеров к степени МВА;
  • узнать, в какой степени МВА и квалификация АССА присутствуют на повестке дня у тех, кто стремится к динамичному карьерному росту.

Всего в опросе приняло участие 1045 респондентов.

Региональное распределение участников опроса сложилось следующим образом: 54,1% - Москва, 0,9% - Московская область, 10% - Санкт-Петербург, Новосибирск и Сибирь – 5,3%, Екатеринбург и Урал – 4,2%, остальные города России – 14,5%, Украина – 5,6%, другие страны ближнего и дальнего зарубежья – 5,5%.

Говоря о принадлежности респондентов к той или иной сфере деятельности, стоит отметить, что разброс получился значительным, участники опроса представляют 34 направления, но самое большое количество респондентов работают в области консалтинга – 13,9%, далее идет FMGG – 9%. В сфере информационных и высоких технологий работают 8,3% респондентов, в нефтегазовой промышленности – 6,3%, в розничной торговле 5,2%, а в коммерческих банках – 5,1% из принявших участие в нашем опросе. Представители всех остальных направлений набрали менее 5% от общего числа участников опроса.

Если рассматривать разделение респондентов по функциональной специализации, то 27,1% принявших участие в опросе работают в сфере финансов, 26,8% относятся к генеральному руководству, 17% к работе с персоналом, 9,2% приходятся на стратегическое планирование, 5,4% и 3,8% на управленческий консалтинг и консультирование соответственно. Также, но в значительно меньшем объеме представлены: право (17 человек – 1,6%), аналитическое управление (15 человек – 1,4%), маркетинг (1,1%) и профильное страхование (0,9%). Остальные специализации представлены менее, чем 10 респондентами.

Ваше отношение (причастность) к АССА?

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большинство респондентов не интересуются квалификацией АССА. 26,1% вообще не знают о существовании такой квалификации, 15,6% считают, что для профессионального и карьерного развития им это не нужно, еще столько же не задумывались над этим вопросом. Однако около 35, 5%, т.е. чуть больше трети прошедших опрос, интересуются АССА и хотели бы пройти обучение и сертификацию. Лишь 2,3% от числа участников опроса являются членами АССА.

Ваше отношение (причастность) к МВА?

Степень МВА среди респондентов более узнаваема, популярна, чем квалификация АССА. Количество людей, планирующих обучение, более чем вдвое превышает количество участников опроса, ответивших положительно на аналогичный вопрос относительно АССА, - 32,6% против 13,3%. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что респонденты считают степень МВА более доступной и способной оказать влияние на их карьеру, чем квалификацию АССА. Совокупное количество проходящих обучение и имеющих диплом МВА на треть превышает количество студентов и обладателей квалификации АССА. Из интересных ответов, не вошедших в общую статистику, можно отметить, что некоторые участники опроса выбирают между степенью МВА, Президентской программой и вторым высшим образованием, считая их равнозначными. Также некоторое количество респондентов собираются получать МВА только при острой необходимости, которой пока нет. И традиционное мнение о том, что если и получать МВА, то только западный, тоже присутствует, но оно не ярко выражено.

Актуальность квалификация АССА

Более половины респондентов считают, что квалификация АССА одинаково актуальна и для работы на западе и в России – 55,3%. Почти 10% (9,2%) полагают, что этот диплом АССА нужен лишь для работы на Западе. Треть опрошенных затрудняется с ответом, что, возможно, связано с тем, что АССА мало известна широкому кругу менеджеров.

Кому необходимо получение квалификации АССА?

38,1% прошедших опрос считают, что квалификация АССА в первую очередь необходима менеджерам среднего звена, а также молодым специалистам, начинающим карьеру – 24,3% и топ-менеджерам – 21,6%. В целом можно отметить, что респонденты считают:

АССА необходима менеджерам независимо от их статуса. Анализируя альтернативные ответы, можно выделить две тенденции: 1) четверть респондентов (из 5,4%) полагает, что квалификация полезна менеджерам любых категорий, что подтверждает сделанный ранее вывод; 2) половина опрошенных (из 5,4%) считают квалификацию АССА необходимой исключительно людям, работающим в сфере финансов и аудита. Также нужно принять во внимание мнение респондентов о том, что АССА и МВА необходимы менеджерам среднего звена исключительно для карьерного роста.

Кому необходимо обучение на МВА?

По мнению респондентов, степень МВА одинаково необходима и топ-менеджерам и менеджерам среднего звена – 47,7% против 41,4%. Это мнение поддерживает и почти половина опрошенных менеджеров, предложившая альтернативный вариант ответа, соединивший эти две категории в одну. В целом, в отличие от аналогичного вопроса по квалификации АССА, можно отметить, что степень МВА не привязана к конкретной сфере деятельности и более распространена. Среди альтернативных ответов лидирует следующий: МВА необходима всем, кто хочет сделать успешную карьеру независимо от специализации и позиции).

Оптимальный возраст для обучения на МВА

Самым оптимальным возрастом для получения МВА, по мнению опрошенных, является период от 26 до 30 лет, с этим согласен 41,2%. Еще 32,3% полагают, что самый подходящий возраст от 31 года до 36 лет. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, по мнению респондентов, степень МВА нужна не начинающим менеджерам, а тем, кто уже достиг определенных карьерных успехов и для последующего развития, карьерного скачка или для расширения и обобщения знаний нуждается в МВА, т.е. менеджерам среднего звена и топ-менеджерам. Однако пятая часть опрошенных полагает, что учиться никогда не рано и никогда не поздно – 207 человек (19,8%) ответили, что для обучения МВА возраст значения не имеет.

Оптимальный возраст для получения квалификации АССА

Согласно данным опроса, самым оптимальным возрастом для получения квалификации АССА является период с 26 до 30 лет. Этот вариант ответа выбрали 37,7% респондентов. 15,9% сочли, что возраст 31-35 лет больше всего подходит для получения АССА, чем остальное время. Сравнивая эти данные с данными по аналогичному ответу про степень МВА можно сказать, что особых отличий нет. Но есть два момента, на которые стоит обратить внимание. По мнению менеджеров, квалификация АССА более полезна и необходима на начальном этапе карьеры, чем МВА (за возраст до 25 лет проголосовали 13,2% против 2,6% у МВА).

Какие компании заинтересованы в специалистах, имеющих квалификацию АССА?

Статистика ответов оказалась следующей: 75,8% убеждены в том, что международные аудиторские и консалтинговые компании больше всего заинтересованы в специалистах АССА. Если принять во внимание разницу в соотношении между выбравшими этот ответ и занимающими вторую позицию российскими аудиторскими и консалтинговыми компаниями (49,5%), то можно сказать, что респонденты склоняются к мысли о том, что квалификация АССА имеет большую ценность в западных компаниях, чем в российских. Если посмотреть на три лидирующих ответа (в сумме они собрали 160,4% против 52,5%, которые получили остальные варианты ответов) напрашивается вывод, что квалификация АССА в представлении респондентов имеет четко заданную направленность – аудиторскую и финансовую.

Какие компании заинтересованы в специалистах, получивших МВА?

Большинство респондентов (73,7%) полагают, что в специалистах со степенью МВА больше всего заинтересованы производственные и торговые компании. Отрыв этого варианта ответа от второй позиции составляет 19,2% (!). Остальные три позиции такие же, как и в предыдущем ответе: международные аудиторские и консалтинговые компании (54,5%), банки и кредитные учреждения (45,8%) и российские аудиторские и консалтинговые компании (45%). Особое внимание стоит обратить на тот факт, что вопреки сложившемуся мнению о том, что государственные предприятия и учреждения не нуждаются в специалистах подобного рода, этот пункт набрал 21,1%.

Критерии выбора провайдера услуг по подготовке к сдаче экзаменов на получение АССА

На первое место большинство опрошенных ставят репутацию и бренд провайдера – 43,4%. Стоимость обучения тоже важный критерий – так решили 37,7% респондентов. В целом данные, т.е. незначительные разрывы между ответами и то количество процентов, которые они набрали, позволяют предположить, что выбор провайдера менеджеры делают, опираясь на совокупность указанных причин, однако вес, определяющее значение критериев различны. Среди участников опроса, давших альтернативные ответы, четверть склоняется к самостоятельному обучению; также важными критериями менеджеры посчитали наличие обучающих центров в регионах, отзывы слушателей и результативность сдачи экзаменов после обучения у провайдера.

Как влияет получение МВА или АССА на продвижение по службе?

В целом респонденты уверены, что наличие МВА или АССА положительно влияет на продвижение по службе: 30% проголосовали за то, что у специалистов МВА выше шансы на карьерный рост, чем у обладателей АССА. Видимо, это обусловлено тем, что область применения и специализация у МВА не такая узкая, как у АССА, и в целом эта степень более популярна и узнаваема. 28,6% участников полагают, что у обладателей этих дипломов равные шансы на продвижение по службе. Однако большое количество затруднившихся дать ответ показывает, что многие менеджеры не уверены в том, что наличие МВА или АССА напрямую связано с карьерным ростом.

Среди альтернативных ответов лидирует мнение, что полезность квалификации АССА или степени МВА при продвижении по карьерной лестнице определяется сферой деятельности компании и должностью сотрудника. Относительно МВА стоит отметить, что респонденты соотносят полезность МВА с местом и качеством обучения.

Для планирующих получить квалификацию АССА: какие факторы могут препятствовать прохождению Вами программы подготовки?

В качестве двух главные причин, препятствующих получению квалификации АССА, респонденты назвали недостаточное владение английским языком (39,4%) и стоимость обучения (38,6%). На третье место опрошенные поставили отсутствие времени (33%) - традиционно болезненный вопрос для тех менеджеров, кто решил получить квалификацию самостоятельно, без поддержки компании. 11,2% уверенно заявили, что препятствий на пути получения АССА они не видят – эта та категория менеджеров, которые или имеют диплом АССА, или учатся, или только собираются начать обучение. Среди альтернативных ответов первое место занимает вариант «нет обучающих центров в регионе».

Какие квалификации и какое образование вы считаете альтернативным квалификации АССА?

Большинство респондентов (41,9%)не смогли выбрать полноценную альтернативу квалификации АССА и остановились на варианте «Затрудняюсь ответить». Однако 25,6% участников считают, что западный МВА является достойной альтернативой АССА.

Исходя из этого плюс учитывая то, что разброс мнений относительно перечисленных в опросе программ небольшой, можно сделать вывод, что большая часть ответивших на этот вопрос уверена, что прямой альтернативы классификации АССА нет, и выбор программы дополнительного обучения зависит от тех целей, которые ставит перед собой человек или компания.

Среди альтернативных ответов мнения разделились. Часть респондентов высказалась за то, что представленные программы не нельзя назвать взаимозаменяемыми, и окончательный выбор программы зависит от намерений и нужд конкретного менеджера. Другая точка зрения, заключается в том, что классическое образование может достойно и без особых потерь заменить западные программы и квалификации. Также было названо еще несколько программ, которые могли бы стать альтернативой АССА: CFM, CII, DiplFR, но чаще всего упоминалась CIA.

Как относится руководство Вашей компании к получению квалификации АССА?

К сожалению, российские компании еще не пришли к выводу о необходимости получения квалификации АССА для своих сотрудников. Все-таки по большей части обучение является самостоятельной инициативой менеджера, но не инициативой компании, желающей создать себе хороший управленческий резерв, что подтверждает статистика ответов: 35,8% респондентов уверены, что руководство не поддерживает получение квалификации, 36,2% затрудняются ответить, т.е. не видят в своих компаниях наглядных фактов, подтверждающих намерение руководства вкладывать средства в обучение сотрудников по западным программам. Однако все вышесказанное касается рядовых менеджеров, в обучение руководящих кадров компании считают нужным и правильным вкладывать средства. Это подтверждают 19,2% проголосовавших за доступность квалификации только для “управленческого резерва”.

4,8%, выбравших вариант ответа “это обязательная квалификация для сотрудников нашей компании, стремящихся к карьерному росту”, скорее всего (если исходить из общей статистики ответов) работают в западных компаниях, где эта квалификация, по мнению менеджеров, ценится намного выше и часто является обязательной, в отличие от российских компаний.

Наиболее реалистичный способ оплаты долгосрочного обучения

Самым реалистичным способом оплаты долгосрочного обучения, по мнению респондентов, является частичное участие компании. Так считают 40,2% респондентов. А 25,4% полагаются исключительно на собственные силы. 15,8% опрошенных, наоборот, уверены, что самому такое образование, даже частично, не оплатить, и считают, что это должна делать компания, которая таким образом приобретает ценного сотрудника. 9,1% участников собираются использовать для этих целей кредит.

4,2% из числа опрошенных полагают, что долгосрочное образование им не нужно.

Какую сумму в год выделяет ваша компания на обучение одного сотрудника?

Общий вывод, который можно сделать, глядя на представленную статистику, неутешителен. Почти половина компаний вообще не вкладывает деньги в развитие сотрудников или делает это в минимальном объеме: 18,7% участников уверены, что их компания не выделяет деньги на обучение сотрудников, и 27,4%, что компания тратит $500 на одного сотрудника.

Затрудняются ответить на этот вопрос 21,3%. Это говорит о том, что респонденты просто не знают конкретных сумм, которые руководство тратит на обучение сотрудников, но позволяет сделать вывод, что обучения сотрудников в этих компаниях проходит.

Значительные суммы на обучение тратит ограниченное количество организаций. 6,7% выделяют на развитие одного сотрудника до $1500, 3,1% - до $2000, 1,9% - до $2500. В сумме это 11,7% от общего числа голосов.

На этом фоне интересен тот факт, что процент компаний, готовых потратить на обучение сотрудников свыше $2500, резко возрастает и составляет 5,1%. Можно предположить, что в эту категорию попадают те компании, которые дают своим сотрудникам возможность получить международный диплом или квалификацию.

Общепринятые в компании виды обучения у внешних провайдеров

Исходя из данных, представленных на диаграмме, можно сказать, что подавляющее большинство компаний, по мнению респондентов, предпочитает заказывать для своих сотрудников краткосрочные тренинги. Этот вариант ответа выбрали 64,4%. 18,2% прошедших опрос уверены, что компании-работодатели совмещают долгосрочные и краткосрочные программы.

Если посмотреть на 13,8% респондентов, проголосовавших за вариант ответа «ни то, ни другое», то можно сделать вывод, что-либо в компаниях приветствуются иные форма обучения, либо компании вообще не считают нужным вкладывать деньги в обучение сотрудников.

К сожалению, процент компаний, которые, по мнению менеджеров, готовы финансировать получение своими сотрудниками международных классификаций очень мал – всего 2,7%. Пока в России обучение по международным программам остается самостоятельным делом работника.

Также стоит отметить, что во многих компаниях существует практика внутреннего корпоративного обучения с помощью собственного тренера без обращения к каким-либо провайдерам, что, конечно, может заменить тренинги по специальностям, но вряд ли способствует подготовке к сдаче международных экзаменов.

Кто принимает решение об обучении сотрудников?

Процентное распределение ответов на этот вопрос отражает общую тенденцию руководства в российских компаниях: все вопросы, в том числе и вопросы обучения, решает первое лицо компании, так считают 43,2% респондентов. Интересен тот момент, что, по мнению прошедших опрос, руководители службы персонала имеют полномочия решать такие вопросы в последнюю очередь (среди всех представителей среднего и топ-менеджмента) – за этот вариант проголосовало всего 18,7%. Это говорит о том, что в основном эта служба занимается корпоративным обучением, а не индивидуальным, в этом случае она может только рекомендовать.

Альтернативная версия ответов сводится к следующему: неважно от кого исходит инициатива обучения, решение все равно принимается по цепочке, проходя все стадии от непосредственного начальника через руководителя отдела персонала, но окончательное решение принимает топ-менеджер, часто непосредственно генеральный директор.

Каких провайдеров, проводящих подготовительное обучение к сдаче экзаменов на получение квалификации АССА, вы знаете?

Подавляющее большинство респондентов - 84,6% - не знают никаких провайдеров. Видимо это связано с тем, что квалификация АССА не очень популярна пока среди менеджеров, поэтому многие не рассматривали вопрос обучения детально или вообще о таком не задумывались (если вспомнить ответы на предыдущие вопросы, то только 22, 2% опрошенных имеют отношение к АССА, т.е. либо имеют диплом, либо учатся, либо серьезно планируют обучение). Соответственно, скорее всего, о провайдерах могут говорить лишь те, кто воспользовался их услугами или изучал вопрос, т.е.15,4% от общего числа прошедших опрос. Если принять эту цифру за 100%, то первое место среди провайдеров занимает компания Ernst & Young – 48, 4% (78 человек из 1146, ответивших на этот вопрос), на втором месте ATC International – 38,5%. Также упоминаются следующие компании: Гриффитц Колледж, HOCK Accountancy Training, Emile Woolf International, Аскери, совокупно компании «Большой четверки», KPMG.

Выводы:

1) Квалификация АССА намного менее популярна среди менеджеров, чем МВА. Частично это объясняется тем, что она имеет гораздо более узкую специализацию, т.е. применима, по мнению респондентов, только в области финансов, аудита и консалтинга. Но для специалиста в этих областях АССА необходима. Также причиной низкой популярности АССА может быть тот факт, что существует много аналогичных дипломов и квалификаций, которые более доступны (в частности не требуют знания языка).

2) Степень МВА очень популярна и востребована среди профессионалов и у многих стоит на повестке дня. Хотя по-прежнему западный МВА ценится больше. Такая популярность обусловлена широкой направленностью этого обучения, а также тем положительным влиянием, которая она, согласно мнению участников опроса, оказывает на продвижение по карьерной лестнице. Однако, некоторые менеджеры рассматривают второе высшее образование или Президентскую программу как достойную альтернативу МВА (по крайней мере российскому).

3) В отличие от обучения по программам МВА, которые нужны менеджеру, уже достигшему определенных результатов и карьерных успехов, для дальнейшего развития, квалификация АССА, согласно статистике опроса, необходима молодым специалистам и менеджерам среднего звена.

4) К сожалению, российские компании еще не пришли к выводу о необходимости получения квалификации АССА для своих сотрудников. Все-таки по большей части обучение является самостоятельной инициативой (и в вопросах оплаты обучения тоже) менеджера, но не инициативой компании, желающей создать себе хороший управленческий резерв, что подтверждает статистика ответов.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.206 сек.
Яндекс.Метрика