19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 15:51:43
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

В Минфине ждут жалоб на налоговых инспекторов



Ксения Батанова
Источник: Журнал "Главбух"
добавлено: 06-06-2006
просмотров: 17295

Попытки Федеральной налоговой службы наладить отношения между налоговыми инспекторами и бухгалтерами так ни к чему и не привели. Бухгалтеры жалуются на незаконные требования налоговиков, рейтинг столичных инспекций, проведенный нашим журналом, показал, что права налогоплательщиков по-прежнему нарушаются. Какие меры планирует предпринять Минфин?

– Пожалуй, самая распространенная жалоба бухгалтеров такая: инспекторы принимают отчетность только на дискете, а иногда еще требуют использовать программу, разработанную ИФНС. На высоком уровне чиновники соглашаются, что такие действия незаконны. Что можно посоветовать бухгалтерам, которые по-прежнему сталкиваются с этим на практике?

– Требование сдавать всю отчетность на дискете – это действительно самое распространенное нарушение. Бухгалтеры имеют полное право не выполнять его. О чем, кстати, неоднократно сообщалось не только Минфином, но и МНС России (ФНС России). В статье 80 кодекса и в каждом приказе об утверждении форм деклараций прописана обязанность налогового органа принять декларацию и поставить соответствующую отметку. Так что если налогоплательщик сдает декларацию в налоговый орган лично, то его декларацию обязаны принять и на копии декларации сделать отметку о ее принятии и дате представления.

– Но рядовые налоговики мотивируют такие требования «распоряжением руководства», а не Налоговым кодексом.

– Налоговый инспектор должен прекрасно понимать, что любые устные или письменные указания об отказе в приеме деклараций, которые он мог получить «сверху», незаконны, если не основаны на нормах кодекса. При этом обжаловаться будут незаконные действия самого инспектора. Если эти аргументы чиновника не убедили и он по-прежнему отказывает в приеме декларации, то можно обратиться в вышестоящий налоговый орган. Таким же образом можно поступать и в иных случаях, когда налогоплательщик сталкивается с явным неисполнением закона.

– Руководство налоговых инспекций не всегда оперативно реагирует на жалобы бухгалтеров. Если налоговики в том или ином случае действуют незаконно, Минфин может как-то на них повлиять?

– В первую очередь жалоба на нарушение налогового инспектора или руководство инспекции действительно должна быть направлена или вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий налоговый орган. Написать жалобу можно также в Минфин России (109097, Москва, ул. Ильинка, 9), конкретно в департамент налоговой и таможенно-тарифной политики. Согласно положению о департаменте, он координирует и контролирует деятельность ФНС России. Срок рассмотрения таких обращений – месяц. Рассмотрение жалобы на работу налоговых органов контролируется до тех пор, пока поднятые в жалобе вопросы не разрешатся окончательно. Но обратите внимание, что в данном случае речь идет не о разногласиях по результатам налоговых проверок. Такие жалобы рассматриваются только вышестоящим налоговым органом или судом.

– Другая проблема, с которой часто сталкиваются бухгалтеры, – внутренние письма УФНС, на основании которых инспекторы требуют исполнения тех или иных правил. Должны ли бухгалтеры следовать таким документам?

– Что касается внутренних писем, то для налогоплательщиков они были и остаются необязательными к исполнению. Если же на их основании к налогоплательщику предъявляются, по его мнению, незаконные требования, то он может обжаловать как соответствующие действия, так и сами письма.

– Одна из причин разногласий между бухгалтерами и налоговыми инспекторами – в разном понимании норм кодекса. А иногда еще письма Минфина и ФНС расходятся друг с другом. Так на кого ориентироваться налогоплательщикам?

– Сейчас, согласно Налоговому кодексу, разъяснение законодательства о налогах и сборах отнесено к компетенции Минфина России. И выполнение разъяснений именно финансового ведомства является тем обстоятельством, которое исключает вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.

– ФНС попыталась отладить сотрудничество между налоговыми инспекторами и бухгалтерами с помощью Регламента по работе с налогоплательщиками. У Минфина нет идей по созданию подобного документа?

– Такие планы есть. В законах не всегда можно прописать весь регламент процедурных вопросов. Поэтому должны быть некие правила работы налоговых инспекций с налогоплательщиками.

Сейчас Минфин готовит Стандарты обслуживания налогоплательщиков, которые касаются видов документов и срока их выдачи, например, при постановке на учет. Они нужны и налогоплательщику, и налоговому органу. Налогоплательщику – для того, чтобы знать, в какие сроки и как именно должны быть выполнены его требования. Налоговому инспектору – чтобы была возможность построить свою работу, не отвлекаясь на звонки и просьбы различных знакомых «со стороны» и внеплановые работы. Для этого и устанавливается календарная очередность рассмотрения заявлений, сроки уведомления налогоплательщика о решениях, принятых по его обращению.

– Стандарт дополнит Регламент или же это будет самостоятельный документ?

– Стандарт обновит Регламент в связи с изменениями, которые произошли в законодательстве. В последнее время у ФНС России появилось много новых функций: выдача свидетельства о регистрации организациям, торгующим или покупающим денатурированный этиловый спирт, выдача патента на право применения упрощенной системы, выдача лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари.

Многих функций налоговое ведомство лишилось – отменены лицензирование деятельности по производству табачных изделий, выдача региональных специальных марок, акцизные склады. Чтобы уточнить, как именно эти функции должны исполняться, и потребовалась новая редакция, которая может появиться уже в мае–июне этого года. Но хочу обратить внимание – новая редакция не создает новые нормы, а лишь дает представление о том, как должны действовать налоговые инспекторы в том или ином случае.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.102 сек.
Яндекс.Метрика