1 декабря 2022 г. Четверг | Время МСК: 17:50:02
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Найди то, не знаю что

Не бывает неправильных указаний – бывают слишком умные сотрудники



Артем Казаков
Источник: Журнал "Управление персоналом"
добавлено: 21-06-2006
просмотров: 11517
От MBA больше вреда, чем пользы. Стране не хватает рабочих рук. А отставной офицер не имеет шансов устроиться на работу, поскольку всем хорошо известно, какой в нашей армии дают профессиональный опыт. Об этом и многом другом в интервью «Ко» рассказывает президент компании АНКОР Игорь Хухрев, согласившийся ответить на вопросы посетителей нашего сайта (www.ko.ru).

В одной только Москве объем рынка рекрутмента в прошлом году, по данным «Агентства Контакт», составил $102,5 млн. Годом раньше эта цифра была меньше почти на 20%. Но, несмотря на радужные финансовые показатели, рынку катастрофически не хватает «товара» – профессиональных кадров. Этот дефицит пронизывает всю управленческую вертикаль и принимает особо свирепые формы на уровне квалифицированных рабочих. Причины такого положения вещей отчасти сокрыты в скверной демографической ситуации в стране, отчасти – в не менее скверной системе образования, которая учит чему угодно, но только не тому, что нужно работодателям. И это еще не говоря о российской миграционной политике, вернее, о ее отсутствии. По иронии судьбы самым ярким проявлением государственной заботы об иностранных рабочих стал приход в Россию приднестровской платежной системы «Радуга», с помощью которой рабочие из этого региона, трудящиеся в нашей стране, могут отправлять деньги домой. Комментарии, думается, излишни.

Виктория Сучкова: Как вы отдыхаете после рабочего дня и в каких странах больше всего любите проводить свой отпуск?

– Времени после рабочего дня не остается совсем. Единственное, что можно назвать моим отдыхом, – это поход в тренажерный зал. Два-три вечера в неделю удается уделить спорту.

Раз в год обязательно стараюсь попасть на море – очень люблю дайвинг. Под водой существует удивительный мир, наблюдать за которым – большое удовольствие. Кроме того, я обожаю Европу: Англию, Францию, Испанию и особенно «жемчужины» северной Италии – озера Гарда, Комо, Маджоре. В этих местах я бываю чаще всего. Ведь недаром они были так популярны еще во времена Великой Римской империи. От других туристических центров мира Европу выгодно отличает разнообразие природных ландшафтов в сочетании с развитой инфраструктурой. Я просто сажусь в машину и недели две путешествую по незапланированному маршруту, попутно изучая национальный колорит.

Игнатьева Н.: Что вам не нравится в Москве? Вы хотели бы переехать жить в другой город?

– Я родом из Питера, но не могу сказать, что Москва меня чем-то не устраивает. Конечно, первое время столица сильно проигрывала в моих глазах городу на Неве. Но за четверть века жизни в одном городе привыкаешь ко всем его достоинствам и недостаткам. Москва динамична, она развивается и постоянно меняется. Здесь жизнь активнее во всех отношениях.

Пока у меня нет никакого желания куда-то переезжать. Я увлечен своей работой, во мне кипит юношеский азарт, помноженный на жизненный опыт. Когда уйду на покой, возможно, начну рассматривать варианты переезда в Европу. Москва для отдыха слишком хаотична и агрессивна, а в европейских странах совсем другая жизнь. Можно спокойно гулять по улицам, дышать свежим воздухом. В том же Париже много зелени, а поведение людей совершенно иное – они расслабленны и более дружелюбны. В европейских столицах сложно встретить неблагоустроенные районы, каких немало в Москве. Изменится ли она в этом отношении – покажет время.

Борис Оборин: Какую сумму денег обычно носите с собой в кошельке?

– Где-то 5000 – 10 000 рублей, этого более чем достаточно. Я помню времена, когда кошелек лучше было забивать долларами. Времена валютных магазинов прошли. Сейчас можно обойтись рублями и кредитной картой, которая избавляет практически от всех проблем. Наличность необходима лишь для удобства расчетов.

Андреев Я.: Принято считать, что кадровый рынок в России заметно отличается от западного. Расскажите о его сегодняшнем состоянии.

– Российский кадровый рынок развивается достаточно бурно, в определенном смысле он переживает бум. Во многом это связано с экономическим ростом, который наблюдается в стране. Но если экономика растет на 6 – 7% в год, то кадровый рынок – на 20%.

Сейчас все больше компаний обращается к услугам кадровых агентств. Они начинают искать баланс между поиском персонала своими силами и помощью внешних консультантов. Услуги агентств предполагают не только поиск подходящих кандидатур, но и некий консалтинг, помогающий понять реальное состояние дел на рынке.

Что касается самых востребованных направлений, то сегодня они заметны даже невооруженным глазом. «Хит» минувшего года – рынок мобильной связи. Возможно, сейчас мы подходим к его насыщению, но прошлогодние показатели были очень высокими. Или, например, автомобили. Объем их продаж за год увеличился на 40%, значит, соразмерно возрастет и кадровый спрос в этом сегменте. Сегодня очень активно развивается банковский сектор. Каждый год приносит новый тренд. Наша компания обслуживает точки роста экономики, зоны спада нам неинтересны.

Главная отличительная черта российского кадрового рынка – его динамичность. Здесь постоянно что-то «прорастает». В то же время на западных рынках ничего особенного не происходит. Да, они используют принцип мирового разделения труда и вывозят производственные мощности в Китай и Индию. Но у нас даже этот процесс происходит интенсивнее.

Алексей Сотник: Не так давно по рынку прокатилась волна слухов о продаже вашего бизнеса швейцарской Adecco Group. Есть ли на сегодняшний день результаты этой сделки?

– Конкретных результатов на сегодняшний день, конечно, нет, иначе вы бы о них уже знали. Переговорный процесс инициировала Adecco полтора года назад. Предложение показалось нам весьма интересным, мы его поддержали. Когда будет какой-то результат, сложно сказать. Переговоры такого уровня могут длиться не один год. Гигантам вроде Adecco спешить некуда.

Нам приятно, что нас заметила такая крупная компания. Многие участники отечественного рынка посмотрели на нас с завистью. Даже если сделки не будет, сами переговоры со швейцарцами – уже немалое достижение.

«Ко»: Насколько сильно международные агентства по подбору персонала интересуются российским рынком? Могут ли они выйти на него самостоятельно?

– Если честно, пока все относительно тихо. Я знаю, что были определенные контакты до кризиса 1998 года, но они так ни во что и не вылились. После дефолта все западные компании стали крайне настороженно относиться к России. Только в последние годы у них снова начал просыпаться интерес к нашей стране.

Крупные зарубежные агентства, такие как Kelly Services и Manpower, уже присутствуют на рынке. Я также знаю, что они пересмотрели планы своего дальнейшего развития в России. Иностранные игроки активно инвестируют в Москву и формируют региональные сети. Вполне возможно, что это оживление было отчасти вызвано интересом к нам со стороны Adecco Group.

Сейчас можно смело прогнозировать приход в Россию зарубежных компаний «второго эшелона». Емкость отечественного рынка рекрутмента мы оцениваем в сумму около $200 – 300 млн, и он ежегодно прирастает на 20%.

Герман Абаев: Охотно ли российские топ-менеджеры прибегают к помощи консалтинговых и кадровых агентств для создания корпоративной культуры в своих компаниях?

– Самое устойчивое, что есть у компании, – это ее корпоративная культура. В каком виде она сформировалась, в таком и существует. Даже на малейшие изменения требуются годы упорного труда. Иной раз проще создать новую компанию.

Но когда корпоративной культурой занимается русский человек, у него как в известной шутке вместо швейной машинки почему-то получается автомат Калашникова. Именно поэтому я не вижу особого смысла привлекать к подобной работе консалтинговые агентства. Вряд ли консультантам по силам как-то повлиять на ментальность людей, формировавшуюся на протяжении всей жизни. В этом смысле прибегать к помощи кадровых агентств намного целесообразнее, ведь в их руках находится кадровый ресурс. Так, например, они способны найти экспата, который возглавит компанию и сумеет выстроить ее по западному образу и подобию. Другой способ – привлечение отечественных кадров из российских представительств зарубежных фирм. За счет этого иногда удается нанять целые команды. Сотрудникам западных компаний часто платят больше денег именно за их опыт, который может положительно повлиять на корпоративную культуру. Правда, никто не застрахован от ухода «западников». Они знают себе цену и постоянно занимаются мониторингом рынка в поисках лучшего предложения.

Сергей Бойко: Я работаю в одной из гостиничных сетей ОАЭ, планирующей выход в Россию. Какова сейчас ситуация с гостиничным персоналом в стране?

– Ситуация с персоналом для гостиничного бизнеса похожа на ситуацию вокруг ритейла. Надлежащих кадров не сыщешь днем с огнем, а уж имеющие опыт работы – и вовсе на вес золота. В таких случаях мы рекомендуем набирать на рядовые позиции людей без отраслевого опыта. При помощи четких стандартов и развитой системы обучения человека можно развивать внутри компании. А вот на позиции более высокого уровня, где нужны люди с соответствующим профессиональным опытом, специалистов надо брать именно из бизнеса.

«Ко»: Можете вспомнить вакансию, на которую вы долго искали человека и никак не могли найти?

– Понимаете, долгие поиски обычно связаны с завышенными требованиями заказчиков. Человека найти можно всегда. Вопрос в другом – удастся ли убедить клиента в ошибочности его представлений. Иногда людей, которых требует клиент, просто не существует в природе. К примеру, когда он ищет носителя несочетаемых профессиональных и личностных качеств или же специалиста с пятилетним стажем работы в бизнесе, который у нас существует от силы год-два. Смешнее всего, когда в конечном счете берут просто понравившегося человека вообще без опыта работы и впоследствии остаются им весьма довольны.

Сегодня в большом дефиците квалифицированные рабочие. Кто-то спился, кто-то ушел торговать... На высокую позицию можно найти экспата, но не повезешь же из-за границы рабочего... Допустим, буровой мастер в нефтяной отрасли – это словно вид из Красной книги, ради которого приходится чуть ли не хэдхантингом заниматься. Поэтому я вполне ответственно заявляю, что рабочие в ближайшее время обретут новый статус.

К сожалению, наша система образования серьезно хромает. Не случайно на эту проблему обратил внимание президент. В приватной беседе руководитель одной крупной компании, занимающейся строительством электростанций, признался мне, что через десять лет в его отрасли не останется специалистов. Госдуме нужно заниматься миграционной политикой. Уже к 2008 году страна может провалиться в демографическую яму.

Павел Фетисов: Как соискателю следует работать с кадровыми агентствами: направлять резюме и ждать ответа, либо находить персонального агента, который будет подбирать вакансии?

– Кадровые агентства не занимаются трудоустройством соискателей. Им намного выгоднее работать с компаниями. В провинции существуют агентства по трудоустройству, которые берут деньги с соискателей. Но обычно такой бизнес не процветает. За ваши деньги вам сделают десять предложений. А где гарантия того, что вам что-то понравится? К тому же у человека возникает иллюзия, что ему нужно просто подождать, тогда как на самом деле ему необходимо работать над своими навыками и образованием. Мы часто говорим кандидатам об их недостатках, которые нужно устранить. Агентства по трудоустройству – нет.

Работая с агентствами, надо всегда отдавать себе отчет в том, что это процесс относительно долгий. Кандидаты часто обижаются, что от нас не поступает ответа. Мы стараемся ответить всем, но не можем этого гарантировать. Сидеть и чего-то ждать – глупо. Если нужна работа, ее следует искать. Поэтому резюме лучше отправлять не в какое-то одно агентство, а во все, которые знаете. Также резюме необходимо отсылать напрямую работодателю, который может вами заинтересоваться.

Один раз обратившись к нам, человек попадает в базу данных. Если в течение года контактов не было, то мы созваниваемся, чтобы прояснить обстановку. Присылать обновленное резюме в кадровые агентства можно раз в полгода, но не чаще. За это время соискатель может обрести опыт, который будет нам интересен. Или просто появится подходящая вакансия.

Мы приветствуем, когда помимо резюме нам присылают сопроводительное письмо. В нем можно более четко и полно рассказать, что именно ищет человек – какого рода работу и в какой компании. Резюме – это крайне формальный документ, в котором максимально сжато отражаются все факты трудовой биографии. Письмо же можно написать в свободной форме, тем самым дав консультанту возможность лучше сориентироваться.

Владимир Кудряшов: Существует ли в кадровых агентствах «черный список» кандидатов? Почему от вашего московского офиса уже на протяжении полугода нет никакого ответа на мое резюме, в то время как всем моим коллегам постоянно звонят и предлагают варианты?

– Ассоциация консультантов по подбору персонала собиралась сделать такой список. Есть ли результаты этой работы, сказать не могу. Иногда к нам поступает предостерегающая информация, но обычно она связана с какими-то нарушениями закона, серьезными проступками. Агентства в этих случаях стараются друг друга просто предостеречь. Это какие-то эпизодические вещи.

Мы «черными списками» не пользуемся. Достаточно той информации, какая имеется по кандидату внутри агентства. Дать ей качественную оценку – наша работа. Если вам не звонят, скорее всего, дело в вас самом. Ваши коллеги могут обладать какими-то профессиональными качествами, которые не заметны вам, но важны для наших клиентов. К тому же письмо могло просто не дойти. На этот случай вы можете заполнить форму на сайте, тогда резюме автоматически попадает в базу данных.

«Ко»: Насколько часто можно менять место работы?

– Очень частая смена работы – вещь негативная. Хотя, конечно, взгляды на этот счет меняются – сказывается дефицит кадров. По сегодняшним меркам два года работы – это уже долгий срок. Люди могут достаточно быстро развиваться, тогда как не все компании предоставляют им такую возможность. Если по прошествии года человек достигает максимума и упирается в «потолок», то он может спокойно искать себе новое место, не опасаясь снискать славы «перебежчика».

С одной стороны, все борются за то, чтобы сотрудники как можно дольше работали в одной организации, а с другой – с определенной периодичностью менять место работы следует. Если человек долго сидит на одном месте, то он теряет гибкость и ему тяжело адаптироваться к новым условиям. Работодатель еще подумает, нужен ли ему такой сотрудник. Раз в пять лет человек проходит эволюционный цикл в развитии карьеры, который должен завершиться качественным шагом. Если за это время не удалось ничего достигнуть, пора менять сферу деятельности.

Мария Фролова: Имеет ли смысл маркетологу получать финансовое образование?

– Любое образование, как правило, дает дополнительное преимущество. Многие вещи в маркетинге нуждаются в расчетах и финансовом обосновании. Руководителям не всегда понятно, на что тратятся деньги компании и можно ли обойтись без этих затрат. Зачастую специалисты по маркетингу не в состоянии ясно ответить на такие вопросы. Маркетолог получает на руки сильный козырь, если может четко сказать, сколько денег потратил и сколько получил взамен.

Да и вообще, как показывает практика, под сокращение в первую очередь обычно попадает отдел маркетинга. Затем идет отдел по работе с персоналом, а финансовый департамент закрывают последним – должен же кто-то заниматься банкротством компании…

Максим Денисов: Какие преимущества дает степень MBA при трудоустройстве?

– Никаких. Если выбор будет между двумя равноценными кандидатами – с MBA и без, – возьмут последнего. Есть устоявшееся мнение, что степень MBA дает соискателю минимум 20-процентный бонус к зарплате. Так какие же это преимущества? Если у вас есть диплом MBA, понятно, что вы рассчитываете вернуть потраченные на обучение деньги. А что с этого получит работодатель? Теоретические знания и практический опыт – разные вещи. То, что вы что-то знаете, ваше личное дело. Но стоит прийти в компанию, и ваши знания превратятся в головную боль для руководства. Вы начнете давать умные советы тогда, когда нужно делать конкретные вещи. И даже если вам дают неправильные, на ваш взгляд, указания, вы все равно должны их выполнять, что крайне не любят делать носители степеней. Взять такого человека в качестве руководителя – риск. Его решения могут оказаться ошибочными, и все подчиненные просто разбегутся.

Когда вы дошли в своей карьере до определенного уровня и осознали, что некомпетентны в тех или иных вопросах, MBA действительно может пригодиться. Но не раньше. На Западе такую степень могут получить только состоявшиеся руководители. У нас же никаких ограничений нет – были бы деньги.

Свинарева Д.: Я по образованию архитектор, но уже несколько лет работаю по другому профилю. Стоит ли мне пытаться устроиться по специальности, если почти нет практического опыта?

– Попробовать стоит, ведь данная область сейчас находится на подъеме. Спрос на архитекторов достаточно большой. Не стоит стесняться своего предыдущего опыта работы, все прекрасно понимают, в каких условиях оказались многие специалисты в России.

Глеб Володько: На какие позиции при трудоустройстве может претендовать тридцатилетний офицер, уволившийся с военной службы и имеющий два высших образования – техническое и экономическое?

– А вот здесь трудно чем-то помочь. Через наше агентство в таких случаях трудоустроиться будет сложно. Для нас данная ситуация аналогична ситуации с любым студентом – нет фактического опыта работы. Службу в армии не воспринимают за профессиональный опыт. Все знают, какая у нас армия и какому «менеджменту» в ней могут научить. Глеб достаточно молод, он может начать работать и накапливать опыт сейчас. Через пару лет в резюме появятся строчки, которые можно будет выгодно «продать».

Запад в этих вопросах от нас сильно отличается. В России нет никаких программ, которые могли бы поддержать отставных военных. Им приходится возвращаться в госуправление или пытаться организовать собственный бизнес. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, наших сил недостаточно. Кадровый рынок сейчас находится в определенном балансе, который может нарушить малейшее неверное телодвижение. Конечно, нынешнее законодательство несовершенное, но оно позволяет работать. Что будет завтра – неизвестно.

Что такое агентство АНКОР

Год основания: 1990 Сфера деятельности: подбор персонала и кадровый консалтингОборот в 2005 году: $56 млн Штат: 700 человекОсновные конкуренты: Kelly Services, Manpower, ColemanРезюме Игоря Хухрева Год рождения: 1952 Образование: в 2004 году защитил диплом Executive MBA в Высшей школе менеджмента ВШЭ; в 1979 году окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии

Профессиональный опыт:

1990 год – настоящее время: компания АНКОР, соучредитель и президент;

1982 – 1990: работал в МГУ и во Всесоюзном научно-исследовательском институте естествознания и техники. Научно-исследовательская работа, кадровый консалтинг

Личная информация: холост Хобби: работа Лидеры московского рынка рекрутмента*

Кадровые агентства

Количество закрытых за год вакансий

Профессионализм
работы агентства

Качество подобранного
персонала

АНКОР

629

7,88

8,02

А-Класс Рекрутмент

286

8,24

7,76

Kelly Services

229

7,04

7,15

БЛМ-Консорт

208

8,48

8,13

Визави Консалт

155

8,34

8,13

Специалист М

121

8,11

7,88

Flex

96

7,77

7,84

APL Group

86

7,95

7,38

Bordin & Partners

86

9,1

8,68

S2B Personnel

85

7,75

7,74

*По результатам экспертного опроса 1200 респондентов (руководители компаний и HR-директора)

Журнал «Управление персоналом», 2005 – 2006 годы
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.109 сек.
Яндекс.Метрика