14 ноября 2019 г. Четверг | Время МСК: 11:54:43
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Восточная Семирамида

За 16 лет китайцы построили в шанхайских болотах мировой финансовый центр



Ольга Кравец
Источник: Еженедельник "Компания"
добавлено: 15-08-2006
просмотров: 9773

Лидер КНР Ден Сяопин в 1990 году, возомнив себя Петром Великим, заложил в болотистых пригородах Шанхая новую финансовую столицу Китая – Пудун. Он обещал «новый вид каждый год и кардинальные изменения каждые три года», но рубить «окно в Европу» оказалось делом чрезвычайно трудоемким, затратным и неблагодарным.

Район Пудун сейчас называют «четырехглавым драконом» китайской экономики. Здесь сосредоточены деловой центр, где расположились офисы транснациональных корпораций и крупнейших совместных предприятий, Шанхайская биржа, технопарк и огромный производственный комплекс. В остальные пять свободных экономических зон (СЭЗ) Китая – Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу, Сямен и Хайнань – иностранцы не допускаются. Да и смотреть там особо не на что, кроме промышленных предприятий и трущобного вида общежитий, заселенных «рабочими из крестьян». В отличие от них Пудун изначально планировался как образцово-показательная СЭЗ, своего рода витрина, в которой весь мир может наблюдать за последними достижениями китайской экономики. Здесь на территории 570 кв. км почти 3 млн китайцев и экспатов продолжают строить светлое капиталистическое будущее Китая, пусть и не с такой легкостью, как вещает агитпропаганда компартии.

Единое окно в Европу

На сегодняшний день в Пудуне работают около пяти тысяч предприятий, созданных при участии иностранцев; на них приходится 30% ВВП и более 60% экспорта района. General Motors, Ford, General Electric, Sharp, Mitsubishi и Siemens первыми открыли в районе свои предприятия, подав пример еще 120 транснациональным компаниям. Пудун долгое время ставил рекорды по темпам привлечения новых инвесторов – в день здесь открывалось по два-три совместных предприятия, в которые вкладывалось в среднем по $11 млн.

По замыслу Ден Сяопина, район должен был развиваться в основном за счет иностранных инвестиций. С 1990 года на развитие Пудуна центральное и шанхайское правительства выделили $7,2 млрд. Семьдесят стран, заинтересованных в присутствии своих компаний в Пудуне, вложили еще $11 млрд. Около сотни объектов было построено непосредственно на деньги транснациональных корпораций – общая сумма этих инвестиций составила почти $5 млрд.

Чтобы расшевелить инвесторов, властям коммунистического Китая пришлось пойти на беспрецедентные послабления. Почти сразу же после официального дня рождения «нового района» – 18 апреля 1990 года – власти продекларировали «принцип равных возможностей» для всех инвесторов вне зависимости от суммы вложенного капитала. Это должно было означать предельную открытость и благорасположение к иностранцам.

Но когда началась масштабная стройка, желающих арендовать площади в строящихся бизнес-центрах оказалось немного, а тех, кто решился разместить свой офис в «красном Манхэттене», ожидала масса неприятных сюрпризов. В 1993 году здесь открылось первое совместное китайско-японское торговое предприятие. Для этого его учредителям потребовалось специальное разрешение Государственного совета КНР и визы 11 различных министерств. Для потенциальных клиентов это стало настоящей антирекламой.

Тогда шанхайский мэр Чжу Жунцзи (ныне премьер-министр Китая) ввел принцип «единого окна», стремясь защитить будущих инвесторов Пудуна от коррупционных происков бюрократов. Разрешения на строительство, лицензии на ведение предпринимательской деятельности и прочие документы все желающие обосноваться в районе теперь могли получить без уплаты каких бы то ни было пошлин, комиссионных и прочих сборов. Работников «окна» к тому же обязали оказывать посетителям теплый прием. Для жалоб и предложений был создан специальный веб-сайт и горячая телефонная линия.

Ради эффективности управления районом пудунская администрация даже пошла на приватизацию ряда государственных строительных компаний, а также сократила на 34% собственный бюрократический аппарат.

Но этих мер оказалось недостаточно, чтобы заманить корпорации на болота. Тогда им было обещано развить инфраструктуру района за счет казны. Правительству пришлось потратиться на строительство мостов, дорожных развязок, телефонизацию, газо- и водоснабжение Пудуна. $1,5 млрд были вложены в сооружение международного аэропорта с пропускной способностью 20 млн пассажиров и 750 000 тонн грузов в год. Он начал работу в октябре 1999-го, а в 2007 году ожидается открытие второго терминала, благодаря чему пассажиропоток увеличится до 80 млн человек ежегодно.

Еще одна дорогая игрушка, с помощью которой китайские власти пытались привлечь иностранные компании в Пудун, – поезд на магнитной подушке Maglev. Он доставляет пассажиров от города до аэропорта, который находится примерно в 30 км, за семь с небольшим минут. В основу движения самого быстрого в мире экспресса положен принцип магнитной левитации – поезд не соприкасается с железнодорожными путями, а летит в сантиметре над ними.

Три пояса вокруг оси

Через пять лет после начала амбициозного проекта всем стало очевидно, что китайские власти ничего не пожалеют, чтобы превратить Пудун в мировую финансовую столицу. Тогда сюда потянулись крупнейшие банки с интересами в китайской экономике. Первым в 1995 году здесь решился открыть свой офис японский Fuji Bank. Позднее иностранные кредитно-финансовые учреждения, которые обосновались в Пудуне, получили привилегию осуществлять операции с юанем. Лишь 20 банкам с 100-процентным иностранным капиталом было предоставлено это право: как ни странно, в этот список не вошел «первопроходец» Fuji.

Китайцы – мастера образных сравнений. К примеру, стратегия развития Пудуна основывается на концепции «одной оси и трех поясов». «Ось» – это то, что располагается между аэропортами Пудун и Хунцяо (что на западе Шанхая) и отражает «интерактивное, скоординированное и всеобъемлющее развитие Пудуна и Пуси (так называемого старого Шанхая). «Три пояса» – это пояс развития вдоль реки Хуанпу, приморский пояс развития Пудуна и центральный пояс.

В первый пояс входит финансовая и торговая зона Луцзяцзуй – пудунский Сити, или «будущая азиатская Уолл-стрит», как называют ее пудунские чиновники в своих официальных речах. Они признаются, что пока Луцзяцзуй такое определение не заслужила, поскольку еще десять лет назад была не чем иным, как свинофермой, но в ее блистательном будущем не сомневаются.

Как утверждается на официальном сайте Пудуна, «с поощрения официальных органов многие местные и зарубежные компании уже открыли офисы в этом районе». Вряд ли, конечно, поощрение китайских властей имело какое-либо значение для Citibank или Credit Suisse First Boston, но с фактом не поспоришь – все штаб-квартиры мировых гигантов в основном сосредоточены тут.

Чтобы превратить свиноферму в Уолл-стрит, китайцы пригласили ведущие архитектурные бюро мира – британское Richard Rogers Partnership, японское Toyo Ito & Associates Architects, французское Dominique Perrault Associates, итальянское Massimiano Fuksas Associates. Но сооружение главной достопримечательности Пудуна – телебашни «Дунфан Минчжута» (в пер. – «жемчужина Востока») – иностранцам не доверили. В итоге у архитектора Цзя Хуаньчэна из Shanghai Modern Architectural Design Co. получилась третья по высоте в мире 468-метровая конструкция, которая по ночам действительно напоминает жемчужные бусы.

Для создания другой достопримечательности – четвертого в мире по высоте небоскреба «Цзиньмао» (в пер. – «золотой росток») – нанимали архитекторов из чикагской фирмы Skidmore, Owings and Merrill LLP. Но, видимо, национальная гордость не позволила ее сотрудникам построить здание выше башни Sears в Чикаго, которая когда-то считалась самой высокой в мире, а теперь занимает лишь третье место. «Цзиньмао» ниже ее на 21 метр. Если бы не претензии Пекина на Тайвань, который сейчас обладает самым высоким зданием в мире, 509-метровым Taipei 101, то именно 421-метровая «Цзиньмао» могла бы претендовать на это звание в Китае. Главный арендатор в этой пагоде, вытянутой в небоскреб, – отель Shanghai Grand Hyatt, занимающий 34 этажа.

Недостроенный коммунизм

Государственное информационное агентство «Синьхуа» постоянно убеждает потенциальных клиентов поскорее занимать места в небоскребах центрального Пудуна: «Несмотря на большую плотность небоскребов в Шанхае, в мегаполисе, по крайней мере до 2010 года, будет ощущаться дефицит офисных зданий… Ежегодно потребность в новых офисных площадях будет составлять 400 000 кв. м».

Независимые же эксперты отмечают, что цены на офисную недвижимость здесь сегодня самые низкие с 1994 года – поток желающих стал стабильным и равномерным, его можно прогнозировать и под него подстраивать дальнейшее строительство. В основном офисы в Луцзяцзуе покупают, а не арендуют. Аренда же квадратного метра в небоскребах азиатской Уолл-стрит обойдется в $2,2 – 2,6 в день. В других частях Пудуна цены на 25 – 40% ниже. В Пуси теперь снять офис дешевле, хотя некогда именно этот район считался фешенебельным с точки зрения «белых воротничков». Средняя дневная такса за офис класса «А» – $1,27. Арендовано или продано в Пудуне 90% офисов, а в Пуси – 95%. Некоторая часть из них, правда, пустует – компании «забили» себе место в Азии, а вот что здесь делать – пока не решили.

Занимающая 10 кв. км зона свободной торговли Вигакао стала первой и самой большой в континентальном Китае, отметив тем самым прорыв в открытии экономики КНР в 1990-е годы. Она расположена на северо-востоке Пудуна, на берегах Янцзы и Хуанпу. Сейчас здесь строится огромный порт. Глубоководная гавань сможет вместить 49 судов грузоподъемностью в 10 000 тонн и множество мелких. В год порт сможет принимать 50,4 млн тонн грузов. Окончание строительства намечено на 2020 год.

В Вигакао берет начало хайвей Yanggao, соединяющий Пудун с Гуанчжоу, Ханчжоу и другими стратегически важными с точки зрения экономики областями южного Китая.

Экспортная зона Жинькао, площадью 19 кв. км, действует с 1991 года. Ее создали на пересечении всех возможных «шелковых путей» региона: в 25 км находится аэропорт Хунцяо, в 15 – Пудун, в 3 км от порта и в 15 – от пудунской железнодорожной станции, что дает ей возможность обслуживать всю страну. За время своего существования Жинькао привлекла почти 600 китайских и зарубежных компаний и до $15 млрд инвестиций. Так, одна только Swiss ABB Company, производящая трансформаторы, по приходу в Пудун в 2003 году, вложила в Жинькао $17,5 млн.

Четвертый «кит», на котором стоит Пудун, – это технопарк «Чжанцзян», где располагаются только высокотехнологичные производства. Здесь размещены такие монстры хай-тека, как Shanda Interactive Entertainment Ltd. и Creative Technology Ltd. А всего на 17 кв. км «Чжанцзяна» работают более 300 компаний и свыше 50 исследовательских организаций. Обитателям парка принадлежит уже более 600 патентов на новые изобретения.

В общую картину Пудуна, созданную на бумаге, обычные люди – мамы с колясками, дети, играющие в сквере, – как-то не вписываются. Тем не менее китайская финансовая столица считается неплохим местом для жизни. 35% площади здесь занимают зеленые насаждения. У Пудуна даже есть три официальных экологических титула: «Национальный город гигиены», «Образцовый город с точки зрения окружающей среды» и «Образец китайской среды обитания».

Коммунистический пиар? Нет, есть факты, говорящие в пользу того, что свои регалии Пудун заслужил: если всего в Шанхае насчитывается 600 долгожителей в возрасте 100 и более лет, то самая старая жительница города – 1895 года рождения – проживает именно в Пудуне. Этот район начинал с годового ВВП в $751 000. Сегодня это $14 млрд. Здесь могут себе позволить обеспечить достойную старость пенсионерке-долгожительнице.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.189 сек.
Яндекс.Метрика