29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 08:59:56
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Сегодня прибыль не является объективным критерием для того, чтобы понять, хорошо работает бизнес или плохо



добавлено: 20-09-2006
просмотров: 10254
Интервью с Мариной Алексеевной Федотовой, проректором по научной работе, заведующей кафедрой "Оценка и управление собственностью" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, директором Института профессиональной оценки, профессором, д. э. н
Интервью с Мариной Алексеевной Федотовой

Для справки: Институт профессиональной оценки (ИПО) был создан в 1996 г., он осуществляет образовательнуюдеятельность в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. За эти годы в Институте поразличным программам прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации более шести тысяч человек, получив возможность обучения и стажировки в ведущих зарубежных организациях,подготовку по программам Всемирного банка.

УП: Марина Алексеевна, первый вопрос к вам как к признанному эксперту рынка оценки: каковы наиболее актуальные проблемы развития оценочной деятельности в России?

– Наше время действительно интересное и сложное. В первую очередь связано это с тем, что в Государственной Думе Российской Федерации прошла новая редакция Закона об оценочной деятельности, и принятые поправки весьма существенны. Ранее оценочная деятельность лицензировалась, и вся тяжесть ответственности лежала на фирме, которая получала лицензию. В лицензию просто вписывались специалисты, имеющие право осуществлять оценочную деятельность. Согласно принятому новому Закону, подписанному Президентом РФ 11 августа 2006 г., отныне основная тяжесть ответственности ложится на оценщика-профессионала и саморегулируемые организации, которые будут объединять специалистов-оценщиков. То есть лицо, которое подписывает отчет и несет всю ответственность, включая собственное имущество. Кроме того, будут создаваться компенсационные фонды саморегулируемой организации. Тем самым возникает круговая ответственность членов саморегулируемой организации за качество отчета. И третий механизм – это новые требования к страхованию оценщика. Если раньше страховалась сама оценочная компания, то в новой ситуации страхуется каждый оценщик, и сумма страховки со временем будет зависеть от стоимости того объекта, который он оценивает. В связи с этим сейчас все профессиональные организации готовятся к переходу на саморегулирование.

Я являюсь президентом одной из крупнейших в России саморегулируемых организаций – Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков, или, как ее любя называют все оценщики, СМАО. Важным моментом является то, что наряду с федеральными стандартами в саморегулируемой организации мы разрабатываем свои стандарты и правила оценки. Активное участие в этом принимают все члены общества, включая наших зарубежных партнеров. В Ассоциации состоят такие компании, как "Deloitte." и KPMG.

Активное участие мы принимаем в создании федеральных стандартов оценки, потому что наряду со стандартами саморегулируемой организации должны быть приняты национальные стандарты, которые и призваны определять общие правила оценки на всей территории Российской Федерации.

Так как саморегулируемых организаций может появиться достаточно много (от 20 до 30), важно, чтобы был создан какой-то общий орган, определяющий единое направление работы.

Сегодня государство считает, что мы уже вполне зрелые и можем принимать правильные решения, поэтому нам предоставлены достаточно большие полномочия. Очень важно теперь оправдать это доверие. В Законе также прописывается создание Национального совета об оценочной деятельности. В этот Совет будут входить представители различных саморегулируемых организаций.

Важнейшие функции Национального совета заключаются, во-первых, в подготовке национальных стандартов оценки; во-вторых, в выработке общих правил, по которым будет проводиться обучение оценщиков; и третья функция – это дальнейшее совершенствование Закона об оценочной деятельности и разработка подзаконных актов, которые нам необходимы для того, чтобы новый механизм регулирования оценочной деятельности в действительности был запущен.

Но система устойчива тогда, когда есть баланс. Поэтому очень важно, чтобы наряду с тем, что мы развиваем саморегулирование, обязательно оставались формы государственного регулирования. Другое дело, что эти формы трансформируются. С 1 июля прекращено лицензирование оценочной деятельности. Но наряду с этим есть другие, не менее интересные формы для контроля за деятельностью оценщика.

Общеметодологические вопросы мы согласовываем с Министерством экономического развития и торговли РФ, где успешно функционирует Экспертно-консультационный совет по оценочной деятельности. В ближайшее время Правительством будет назначен государственный орган для контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Остаются функции органа финансового контроля, которые выполняет Росимущество. Государственные органы и саморегулируемые организации все более тесно работают в области экспертизы отчетов, что должно положительно отразиться на их качестве.

УП: Насколько, на ваш взгляд, созрели предпосылки для принятия такого достаточно революционного закона?

– Естественно, определенное чувство обеспокоенности у нас все же есть. Мы опасаемся, как пройдет введение в действие этого Закона. Не хотелось бы, чтобы кто-либо предпринимал поспешные действия и делал скоропалительные выводы. В Законе предусмотрен переходный период до 1 июля 2007 г. Именно за это время мы должны подготовить все необходимые условия для того, чтобы, не разрушив созданного, перейти на новый виток развития. А существующую систему буквально по крупицам мы создавали 15 лет, и, несомненно, будет очень жаль, если она войдет в состояние разрушения.

Конечно, риск есть, но я все же надеюсь на то, что хватит мудрости и выдержки – в первую очередь это касается руководителей самых крупных саморегулируемых организаций, потому что тон, который зададут лидеры, я уверена, будет воспринят всем профессиональным сообществом.

Дело в том, что оценочная деятельность касается интересов очень многих людей. Более того, в связи с тем, что планируется переход к единому налогу на недвижимость, профессионализм наших оценщиков вообще становится очень важной составляющей грамотной работы. Каждый из нас имеет квартиру, дом, дачу, гараж или, по крайней мере, что-то из этого имущества, и совсем не безразлично, по какой стоимости будет определяться налоговая база. Кроме того, население все чаще знакомится с услугами оценщиков при получении кредитов в банке. Здесь тоже очень важно, насколько быстро и грамотно будет проведена оценка. Естественно, каждому хочется, чтобы эта услуга была более доступной по стоимости, а оценщику для того, чтобы качественно выполнить работу, необходима вполне определенная сумма. Если оценщик очень дешевый, это совсем не означает, что априори он хороший. Насколько готово общество это воспринять? Ведь с каждым годом оценка будет затрагивать интересы наших сограждан все больше и больше.

Сейчас мы начинаем интересную работу научно-методологического характера по разработке методик оценки для страхования. Это опять же затрагивает интересы многих наших граждан. Приведу пример. Ты хочешь застраховать дачу от несчастного случая. Страховой агент смотрит свои таблички и говорит, что дача стоит 5 копеек. На доводы о том, что за 5 копеек невозможно ее восстановить, если что случится, тебе отвечают, что прекрасно это понимают, но их таблицы показывают, что это должно стоить именно столько-то. И еще один пример: сгорел Манеж, который был застрахован, но стоимость страховки совершенно не давала возможности восстановить пострадавшее имущество.

На этих примерах я постаралась показать, что оценка все больше затрагивает интересы каждого, и нам совсем не безразлично, какого качества будут эти услуги. Очень хочется предостеречь наших людей от того, чтобы заказывать оценку, руководствуясь только одним критерием – где дешевле. Рекомендуется, как это делается на Западе, сотрудничать с саморегулируемой организацией. Каждая такая организация будет вести реестр своих членов, и не просто реестр, а историю того, как работает этот оценщик.

Главная цель саморегулирования заключается как раз в том, чтобы поставить заслон перед заказными оценками и, создав механизм самоочищения, убрать с рынка "черных" и "серых" оценщиков. Но в любом случае очень важна позиция потребителя услуг. Если он займет непринципиальную позицию, то этот механизм самоочищения не сработает.

УП: Вы упомянули о практике, которая сложилась в странах Западной Европы. Насколько пересекаются российские и западные стандарты оценки? Или мы идем своим путем?

– Очень интересный вопрос. Во-первых, Россия все активнее входит в международное пространство. В преддверии саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге мы проводили международную конференцию по оценочной деятельности, первая сессия которой была посвящена вопросам стандартизации оценочной деятельности. Существуют международные стандарты оценки, и эти стандарты начинают признаваться все большим количеством стран. Причем эти международные стандарты оценки тесно связаны с международными стандартами финансовой отчетности. Так как многие из наших предприятий, банков переходят на международные стандарты финансовой отчетности, у них возникает потребность в том, чтобы при изменении баланса была произведена оценка справедливой стоимости активов, а эта оценка проводится на основе международных стандартов оценочной деятельности.

Мы плотно сотрудничаем со своими коллегами в Великобритании, США, во Франции, Германии, Голландии, Китае. Во всех этих странах приняты свои национальные стандарты оценки. И мы тоже свои стандарты разрабатываем и надеемся, что они не будут противоречить международным стандартам, но, с другой стороны, будут нашими национальными стандартами, учитывающими ситуацию в российской финансовой отчетности и вообще на отечественном рынке, в российской экономике.

На конференции в Санкт-Петербурге присутствовали коллеги из Фонда оценки Соединенных Штатов Америки – это аналог Национального совета оценочной деятельности, который мы сейчас создаем. Данная организация была создана после кризиса, который в США начинался с обвала на рынке недвижимости, что привело к обвалу фондового рынка, а потом и всего финансового рынка, в результате чего сильно пострадали не только банки, страховые и брокерские компании, но и население. Тогда правительство США приняло решение о том, что государство не может оставаться безучастным к происходящим событиям, и функции регулирования оценочной деятельности были поручены этому Фонду оценки (Фонд оценки объединяет крупнейшие саморегулируемые организации в США).

Я думаю, что мы пойдем по такому же пути. У нас, безусловно, есть знание международных стандартов, которые признаны во всех странах. Так как в этих странах создана своя система отчетности, в международных стандартах вся конкретика выхолощена. Поэтому сложнейшая задача, которая стоит перед нами, – это разработка национальных стандартов оценки. В противном случае невозможно организовать контроль за выполнением работ. Если есть национальные стандарты, то мы руководствуемся этими стандартами и правилами. Если этого нет, то начинается вкусовщина: одному эксперту нравится этот отчет, другому кажется, что можно было сделать по-другому. Поэтому разработка национальных стандартов – это задача номер один.

УП: Почему именно национальных, а не просто стандартов саморегулируемых организаций?

– Россия имеет единое экономическое пространство, и отчет может использоваться на разных территориях. Он должен быть понятен для разных организаций, различных оценщиков на всей территории России. Поэтому важно разработать такие национальные стандарты, которые: а) не противоречат международным; б) будут едиными для всей территории России; в) не могут быть совсем общими и абстрактными, потому что в противном случае нельзя будет осуществлять единый контроль за выполнением работы.

Отсюда вытекает и следующая очень важная задача. Если мы боремся за повышение качества оценочных услуг, то важно, чтобы было качественное образование. Качество отчетов зависит от стандартов, но этим стандартам надо обучить. Кроме стандартов есть еще методические рекомендации, и сегодня нами делается очень многое для того, чтобы поднять уровень образования, а значит, и профессионализма российских оценщиков.

УП: Временем и практикой доказано, что образование не может быть дешевым. Оно должно быть дорогим и качественным, но в то же время доступным и практикоориентированным. Как вы решаете эти задачи?

– Для того чтобы понять, что определяет сегодняшний день нашего Института, необходимо рассказать как все начиналось.

Год 2006-й для нас юбилейный. Десять лет назад, после того как я защитила докторскую диссертацию, ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации Алла Георгиевна Грязнова предложила создать в Финансовой академии кафедру оценки и управления собственностью. В тот период это была первая в России кафедра. Параллельно мы создали Институт профессиональной оценки, который в первую очередь был призван готовить оценщиков из уже созревших специалистов, повышая их квалификацию.

На кафедре в Финансовой академии мы готовим элитную молодежь в области оценки. Это те люди, которые получают первое высшее образование на университетской скамье. В Институте профессиональной оценки мы ежегодно набираем одну группу на первое высшее образование. Мы готовим также специалистов, уже имеющих высшее образование, но стремящихся перепрофилировать свою деятельность, найти новое счастье в жизни, и для многих оценка таким счастьем и становится. В общем-то, не случайно оценку иногда называют искусством. Люди, которые умеют искать, любят творить и думать, находят себя и раскрываются в этой сфере. Часто к нам приходят слушатели в 40, в 50 и даже в 60 лет. Они получают второе дыхание, находят себя в новых условиях жизни.

Меняется и качество образования. Так как мы понимаем, что нужно все больше связываться с саморегулируемой организацией, мы тесно сотрудничаем со СМАО, но по-прежнему плотно работаем и с первой в России организацией оценщиков – Российским обществом оценщиков. Председателем Государственной аттестационной комиссии у нас является президент Российского общества оценщиков Светлана Алексеевна Табакова. Тем самым возникает тесная связь между профессионалами, которые объединяются в саморегулируемые организации, и процессом обучения. Много лекций и практических занятий у нас проводят практикующие оценщики. Сейчас мы обновляем все case-study, деловые игры, для того чтобы готовить еще более качественных специалистов.

Но, опять же, иногда желающим повысить свою квалификацию в области оценочной деятельности не хватает понимания того, что поиск тех учебных заведений, которые готовят дешевле, но при этом не дают того методического материала и тех требований к отчетам, которые дает наш вуз, приведет к пустой трате не только своих средств, но и времени. Не секрет, что многие учебные заведения по-прежнему ведут подготовку по тем материалам, которые 15 лет назад появились в России благодаря Всемирному банку. Но оценка в мире за эти 15 лет изменилась, как и бизнес в целом. За эти годы заметно выросли российские оценщики, набрали практику. Я недавно вернулась из Бухареста, где состоялось заседание Международного комитета по стандартам оценки. Голос российских оценщиков уже слышит международное сообщество. У нас есть свои особенности и специфика, и мы, действуя по общемировым методологическим принципам, вносим свою лепту в их развитие.

УП: Одной из основных проблем российской системы бизнес-образования эксперты называют неразвитость отечественной экономики. Например, неразвитость рынка капитала приводит к сложностям к подготовке специалистов в этой области. Ваш комментарий?

– Во-первых, Институт профессиональной оценки осуществляет различные формы подготовки. Это первое высшее образование, второе высшее образование, профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Безусловно, специализация Института есть, и она отражена в названии. Но Институт имеет лицензию по двум специальностям. Это финансы и кредит со всеми возможными специализациями: финансовый менеджмент, рынок ценных бумаг и финансовый инжиниринг, банковское дело, страхование. И вторая специальность – это антикризисное управление.

Я часто анализирую ситуацию на рынке. Институт в настоящее время является ведущим учебным заведением, готовящим специалистов по оценке и управлению собственностью. Несмотря на то что рынок сейчас замер в ожидании нового закона, новых правил игры, в нашем Институте не прекращается набор слушателей. Каждый месяц мы начинаем обучение новой группы профессиональной переподготовки, поэтому параллельно у нас обучается значительное число групп. Мы предлагаем разнообразные формы обучения: вечерняя, некоторые группы запускаются по очной форме, и есть группы, предпочитающие заниматься по выходным дням. И это меня очень радует: к нам идут учиться независимо от того, как меняются правила регулирования оценочной деятельности. Значит, наш институт дает такую подготовку, которая полезна и востребована сегодня на рынке.

Кроме того, мы постоянно готовим новые краткосрочные семинары. Они оказываются востребованными не только у оценщиков, но и у менеджеров, финансовых специалистов. Например, большим спросом пользуется семинар "Управление стоимостью компании". Мы подготовили аналогичные семинары по отраслям: энергетика, нефтегазовый комплекс, высокотехнологичные отрасли. Подготовлен целый ряд семинаров по оценке и управлению стоимостью недвижимости – отдельно для рынка офисов, складских помещений, для производственной и жилой недвижимости. На мой взгляд, очень интересны наши семинары для специалистов в области финансового рынка, потому что те элементы, которые мы можем дать по оценке бизнеса, по техническому и фундаментальному анализу и новым формам подготовки к IPO, достаточно полезны для широкого круга специалистов.

Большинство управляющих компаниями понимают, что в мире основным принципом финансового управления сегодня является контроль за стоимостью компании, и стоимостью компании надо управлять, если хочешь хорошо выглядеть на рынке. Мы обучаем механизмам управления стоимостью бизнеса, знакомим с методиками и лучшими практиками увеличения капитализации компании. Но подчеркну, что именно управлять, потому что рост стоимости компании – это всегда хорошо, но есть и ловушки, в том числе связанные с тем, что наряду с дружественными слияниями и поглощениями, к сожалению, очень часто бывает и недружественный захват.

Все эти вопросы рассматриваются на наших семинарах. Более подробно ознакомиться с семинарами, которые мы предлагаем, можно на сайте Института профессиональной оценки. Краткосрочные семинары меняются достаточно быстро, каждые три месяца. Иногда очень популярный семинар мы оставляем на полгода, но вообще достаточно часто меняем предложения для наших слушателей. Рынок изменчив, изменчивыми должны быть и программы обучения.

УП: Если говорить о среднем бизнесе, насколько его руководители приходят к пониманию того, что необходимо объективно оценить стоимость компании?

– Понимание приходит, возможно, не так быстро, как должно бы, но отношение меняется. К примеру, крупный бизнес использует это уже широко – в качестве инструмента управления, для выхода на IPO. Недавно мы подготовили специальный семинар по управлению стоимостью и IPO для среднего бизнеса, потому что наиболее продвинутые руководители среднего бизнеса все активнее интересуются этой проблемой.

Основная сложность, на мой взгляд, в том, что если у руководителя компании есть только финансовая отчетность, то в какой-то момент она становится кривым зеркалом, а в нем очень трудно разглядеть правильное изображение, а значит, принять своевременное управленческое решение. Приятно, когда после семинара руководители говорят, что мы им раскрыли глаза и они по-другому увидели свою фирму, оценили перспективы ее развития и пр.

Сегодня прибыль не является объективным критерием для того, чтобы понять, хорошо работает бизнес или плохо. Более правильным показателем является величина денежного потока. Причем он рассчитывается по разным моделям, и не всегда руководитель предприятия может понимать, как правильно это сделать. У него должен быть финансовый специалист, который может сказать: пойдешь направо – получишь это, налево – увидишь то, а пойдешь прямо – это будет истинно правильный путь. Управление стоимостью – это компас, который позволяет руководителям компаний не блуждать по извилистой дороге, а идти более правильным путем к поставленной цели.

УП: Какие наиболее типичные ошибки, на ваш взгляд, допускают руководители?

– Типичные случаи выделить достаточно сложно, потому что каждый бизнес индивидуален и имеет свои особенности. Но самая большая опасность связана с тем, что живучи сложившиеся стереотипы. Люди получали образование по тем схемам, которые во многом ушли в прошлое. И даже молодые кадры, которые, кажется, только пришли на рынок, все равно проходили обучение у преподавателей, которые привыкли жить по старым канонам. Управленческий учет дает возможность руководителю взглянуть на компанию чуть более правильно, но только чуть. Если же руководитель владеет не только управленческим учетом, но и знает принципы управления стоимостью компании, то он уже более свободно может составить различные сценарии развития компании и просчитывать последствия, не ориентируясь только на собственную интуицию, так как ориентир на старые показатели часто мешает нашим управленческим кадрам принимать грамотные управленческие решения.

УП: Вы упомянули о том, что этот год для вас юбилейный. Как за эти 10 лет изменялась стратегия развития Института, трансформировался учебный процесс? От каких иллюзий пришлось отказаться?

– Россия – очень богатая страна, не только природными ресурсами, но в первую очередь своим интеллектуальным капиталом. Вообще наступивший XXI век – это век интеллектуального капитала. Те страны будут побеждать и те компании будут процветать на рынке, которые поймут, что основная составляющая их стоимости – это интеллектуальный капитал. Именно этот принцип мы и положили в основу развития кафедры и в основу развития Института. Наиболее ценное, что мы сегодня имеем, – это наши преподаватели. Большая часть наших профессиональных преподавателей занимаются практикой оценочной деятельности, финансовым консультированием, работают в банках либо являются финансовыми менеджерами крупных или средних корпораций. Поэтому наше самое главное преимущество – профессиональный преподаватель, который умеет преподнести материал, обогатив его примерами из своей живой практики.

В Институте профессиональной оценки курс разбивается на несколько модулей. Модуль читает самый известный профессионал именно по этому вопросу. Я обращаю большое внимание на наличие публикаций у преподавателей, в том числе публикаций в зарубежной печати: очень важно, чтобы международное сообщество знало о том, что мы делаем в области образования, финансового управления, в области оценочной деятельности.

Кроме того мы постоянно ищем новые формы подачи материала. Если вначале мы использовали case-study, которые нам передали наши иностранные коллеги, то сейчас все case-study созданы на базе российской практики, и, конечно, они намного лучше воспринимаются слушателями.

Еще один новый момент. Мы стали более свободно использовать дистанционные технологии в процессе обучения. Особенно это полезно для проведения краткосрочного обучения. В этом формате может проводиться небольшой семинар, когда фактически идет индивидуальное обучение, потому что наряду с новым материалом слушатель имеет возможность в режиме "он-лайн" задать вопросы, сделать уточнения. Причем вопросы, как правило, связаны с тем, чем в настоящий момент занят данный человек. И он, не отрываясь от работы, получает возможность контакта с высококлассным специалистом из Москвы или из Санкт-Петербурга.

Финансовая академия была одним из учредителей Национального общества актуариев – это еще одно направление, которое осваивают Академия и Институт профессиональной оценки. Мы сотрудничаем с Гильдией финансовых и инвестиционных аналитиков, членом правления которой я являюсь, взаимодействуем с профессиональными организациями в области фондового рынка, в области банковского дела. И это заметно изменяет учебный процесс.

УП: Вы приглашаете к преподаванию зарубежных специалистов?

– Да, к примеру, весной с успехом прошли открытые лекции немецких коллег, специализирующихся в области земельных отношений и недвижимости. Германия сейчас очень интересуется процессами, идущими на рынке недвижимости в России. Читая у нас лекции, они пытаются понять, каков российский рынок, что на нем может произойти, какие правовые акты могут быть приняты, насколько готово экономическое мышление для восприятия новых механизмов – ипотечного кредитования, новых подходов к кадастровой оценке земли, налогообложению недвижимости.

Когда к нам приезжают зарубежные специалисты, чувствуется, что им не хочется, чтобы в России были какие-то коллизии, непредсказуемость, потому что мировой финансовый рынок взаимосвязан и любой кризис или сложная ситуация в одной из стран может повлиять на ситуацию в другой стране и в мире в целом.

В последние годы мы часто встречаемся с нашими китайскими коллегами, изучаем финансово-экономический механизм Китая, который обеспечил "китайское чудо" – очень высокие и устойчивые темпы экономического развития.

УП: В связи с этим интересно ваше мнение относительно экономики будущего. Есть мнение, что Запад постепенно уступает свои позиции странам третьего мира. Какой будет мировая экономика нового века?

– Все же хочется надеяться, что экономика третьего тысячелетия будет иметь в целом положительный тренд развития. Сейчас наметилось уже несколько точек роста, и хотелось бы, чтобы Россия, имея положение, соединяющее Европу и Азию, была одной из этих точек роста. Наша страна обладает огромным потенциалом, но как управлять этим богатством, его стоимостью для того, чтобы капитализировать национальное богатство России?

Недавно у меня была интересная встреча в Минрегионразвития, в ходе которой мне показали таблицы капитализации США, Китая и России. На фоне постоянного и активного роста капитализации этих стран, к сожалению, мы выглядим не так, как хотелось бы. Поэтому сегодня на макроуровне стоит проблема использования механизма стоимостного управления. Кстати, Герман Греф, министр экономического развития и торговли, прекрасно разбирается в проблемах оценочной деятельности. И хотелось бы надеяться на то, что Россия будет более активно использовать механизм стоимостной оценки для принятия управленческих решений на всех уровнях.

УП: Как, на ваш взгляд, отразится вступление России в ВТО на экономике, в том числе на образовании?

– В целом сейчас активно развивается инновационная экономика, поэтому бизнесом завтрашнего дня станет именно высокотехнологичный бизнес. Отсюда заметное внимание к инновационным процессам, а следовательно, и большее внимание к вузам. Только те вузы могут называться высшими учебными заведениями в полном смысле этого слова, которые имеют сильное научно-исследовательское начало. В данном случае происходит соединение науки, образования и практики. Если это соединение реализовано, то этой организации становится не страшным вхождение в ВТО.

Безусловно, при вхождении в ВТО многие компании, банки, учебные организации будут терять свои позиции, часть может обанкротиться, часть – реорганизоваться, но точкой роста является это новое исследовательское начало. Сильный не будет бояться открытости, а открытость – это основа развития. Ты открыт и отдаешь то, что наработал, но и берешь то, что наработали другие. Закон жизни: чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

УП: Каковы ваши секреты как руководителя в привлечении и удержании "ключевых" людей?

– Мой секрет прост: я сама профессиональный преподаватель, и для меня не составляет большого труда понять другого человека. Первая любовь к большой аудитории появилась у меня в 6 лет, когда я вышла на сцену театра им. Моссовета вместе с Любовью Орловой и Ростиславом Пляттом и передо мной был такой волнующий и огромный зрительный зал. Я увидела глаза зрителей и поняла, что такое "держать" аудиторию.

Как удержать преподавателя? Я стараюсь держать действительно "звездочек", преподавателей от бога, которые любят свою профессию. Для них самое главное – чтобы было интересно. Если даешь новый материал, возможность развиваться, учиться – это самое главное. Зарплата, конечно, очень важна, но ее я использую как стимул для развития. Можешь прекрасно читать лекции, учишься – у тебя другой уровень оплаты труда. Но главное для настоящего преподавателя – интерес, азарт, когда он видит, как загораются глаза слушателей...

УП: Поддерживаете ли вы связь со своими выпускниками?

– Конечно, к тому же в Академии создан клуб выпускников. Кстати, наша саморегулируемая организация в области оценки возникла тоже не случайно – к этому меня подтолкнули наши выпускники. Наша организация – одна из самых молодых на рынке оценки. Ей скоро три года, но она стала одной из самых крупных за счет того, что в ней активно работают лучшие из наших выпускников. Они не хотят терять эту связь, знают преподавателей, приезжают в Академию и в Институт, делятся своим опытом. Поэтому целый ряд коротких семинаров, которые необходимы для развития, профессионального роста, мы делаем по заказу наших выпускников. Мы всегда радуемся их успехам, поддерживаем их начинания.

УП: Интересуетесь ли вы востребованностью выпускников на рынке, помогает ли вуз с трудоустройством?

– Конечно. Так как профессия оценщика молодая, наш рынок еще очень емок. Нужны и финансовые консультанты. Почти все наши студенты разбираются уже на 4-м курсе. С 3-го курса крупные компании – аудиторские, банковские, оценочные, специализирующиеся на финансовом рынке – начинают выбирать у нас студентов.

Более того, мы привлекаем выпускников для того, чтобы развивать институт гостевого профессора. Они читают интереснейшие лекции. Например, на кафедре "Оценки и управления собственностью" Финансовой академии партнером KPMG Михаилом Царевым, который является выпускником Финансовой академии, подготовлен новый курс по слияниям и поглощениям. Наши выпускники возвращаются, щедро делясь своим опытом со студентами, а сами растут дальше.

УП: А как в последние годы изменился социально-психологический облик студента, абитуриента?

– Изменения, конечно, есть, но, на мой взгляд, только в лучшую сторону. Был период, когда считалось, что если платить деньги за обучение, то можно не учиться. Приятно, что сейчас студенты хотят учиться и получать знания, зачастую выдвигая свои требования – к примеру, об открытии дополнительных курсов. Мы поощряем присутствие студентов первого высшего образования на различных конференциях и "круглых столах". Они слушают взрослых людей, узнают о проблемах, с которыми те сталкиваются, знакомятся, обмениваются визитками, ищут работу.

УП: А если говорить о материально-технической базе?

– Институту профессиональной оценки повезло. Финансовая академия как учредитель предоставила нам площади – занятия проходят в здании Финансовой академии, мы арендуем эти помещения на долгосрочной основе. Сами очень много вкладываем в новую технику, часто ее обновляем, так как используем в обучении как элементы дистанционного обучения и интернет-конференции. Поэтому база у нас очень хорошая.

УП: Есть ли вступительный конкурс?

– Да. В Институт конкурс порядка трех человек на место. Для негосударственного заведения это высокий показатель. На первое высшее мы набираем ежегодно только одну группу. У нас нет поточного обучения. Это практически индивидуальное обучение, потому что главное для меня как руководителя Института – это качественное образование и подготовка именно профессионалов в своем деле. Наш Институт имеет особенность: с одной стороны, это классическое высшее образование. А с другой – очень сильное бизнес-образование. Я сама практикую, веду консультационные работы, провожу экспертизу отчетов по оценке, и поэтому мне нравится заниматься еще и бизнес-образованием наряду с высшим образованием.

УП: Если говорить о вашей профессиональной деятельности как проректора по научной работе Финансовой академии, что является предметом особой заботы сегодня?

– Финансовая академия проводит большой спектр научных исследований. Это темы, которые мы ведем по заказу Правительства Российской Федерации. Как правило, это крупные темы, касающиеся проблем экономического и финансового развития России. Кроме того, из Правительства и Государственной Думы к нам приходит много материалов на экспертизу. Это тоже интересная, полезная и очень ответственная работа.

Я только два года занимаю должность проректора по научной работе, и за это время нам удалось в 10 раз увеличить объем хоздоговорной тематики. Мы поддерживаем тесную связь с такими министерствами, как Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство образования и науки. Мы выполняем также научно-исследовательские работы по заказу Экспертного управления аппарата Президента РФ, Счетной палаты Российской Федерации.

Если говорить о моем профессиональном интересе в области оценки, то я назову несколько тем. Это разработка для Министерства экономического развития и торговли концепции развития оценочной деятельности. Другая тема связана с разработкой нормативно-правового обеспечения в области оценочной деятельности.

Очень интересная тема продолжает выполняться нами сейчас для Департамента имущества г. Москвы – она связана с массовой оценкой недвижимости и разработкой механизма принятия управленческих решений на ее основе. Мы разрабатываем экономико-математические модели на базе статистики величин арендной платы, величин цен продажи объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы. Эта модель позволяет увидеть следующее. Допустим, строится мост, открывается станция метро. Как при этом меняется стоимость объектов недвижимости в округе? Или строится хороший жилой дом, а рядом строится бензоколонка. Как строительство бензоколонки влияет на стоимость квартир или офисов в этом доме?

Еще одно очень интересное направление связано с исследованием в области реформирования налоговой системы.

Не могу не остановиться на еще одной большой группе научных тем, связанных с модернизацией российского образования. Ряд тем касается поиска новой интегрированной системы финансирования образования, разработки нормативного финансирования начального, среднего и высшего образования, поиска новых организационных форм, в которых осуществляется образование. Таким образом, Академия ведет достаточно большой спектр научных исследований.

УП: Насколько результаты исследований потом используются в общей преподавательской деятельности?

– В настоящее время в Финансовой академии работает три научно-исследовательских центра и семь научно-методических лабораторий. Ведущие выпускающие кафедры имеют при себе научно-методические лаборатории. И это очень важно, потому что мы почувствовали большой плюс для учебного процесса от развития научных исследований. Но важно максимально сблизить учебный и научный процессы. И такое сближение лучше получается в научно-методических лабораториях. Тогда преподаватели, аспиранты и студенты кафедры получают возможность участвовать в научно-исследовательских работах по заказам Правительства и в хоздоговорных работах. Кроме государственных структур научные исследования нам заказывают и крупные корпорации, такие как РАО "ЕЭС России", "Лукойл", "Газпром", "Норникель". Наши студенты и аспиранты участвуют в этих научных исследованиях, а значит, дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации получаются не безжизненными. Они чувствуют, что делают полезное дело, имеющее практический выход.

Недавно мы отправляли группу студентов Финансовой академии в Красноярский край к губернатору Александру Хлопонину, который также является нашим выпускником. После поездки у ребят глаза горят, они в восторге, готовы ехать поднимать Сибирь и выполнять научно-исследовательские работы, которые нужны для развития Красноярского края. Когда я приехала на экономический форум в Красноярск и пообщалась с губернатором, то почувствовала, что такой же энтузиазм от общения с нашими студентами получил и он. А. Хлопонин сказал, что гордится тем, что является выпускником Финансовой академии, и рад, что подрастает такая молодежь.

С осени мы начинаем новый проект, когда наши студенты поедут в Красноярский край на стажировку, заниматься научными исследованиями, работать в крупных корпорациях. К ним присоединятся студенты красноярских вузов. Не в наших правилах останавливаться на достигнутом, мы всегда в поиске новых форм.

УП: Используете ли вы как руководитель в своей работе нетрадиционные методы подбора персонала?

– "Юридическая физиогномика" – одна из работ наших преподавателей и аспирантов. Эта тема мне интересна, но целенаправленно эти методики не использую. Может быть, где-то на интуитивном уровне эти знания все же срабатывают. Коллектив, который сформирован на кафедре, в научном блоке Финансовой академии, очень гармоничный. Людям комфортно работать, следовательно, какие-то навыки в выборе персонала я имею. Но обычно я читаю такие книги летом, когда отдыхаю, чтобы разгрузить голову от профессиональных проблем.

УП: На ваш взгляд, совпадения есть?

– Наверное, есть, потому что всегда следует идти от типа человека. Я стараюсь не объединять в рабочие группы людей абсолютно противоположных типов, если не возникает другая потребность – объединить энергичного и более степенного человека для того, чтобы их уравновесить.

УП: Каковы секреты построения успешной команды?

– Первое, в чем я глубоко убеждена: должен быть лидер. Он во многом определяет успех или неуспех дела. Второе – должен быть сбалансированный подход между количеством женщин и мужчин, между активными и пассивными сотрудниками.

Эти основные принципы я постоянно использую. По знаку зодиака я Весы, поэтому, с одной стороны, весы – это равновесие, а с другой – у весов есть основа: лидер, определяющий этот баланс.

УП: Спасибо!

Журнал "Управление персоналом" № 18, 2006 год
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика