28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 19:10:50
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«Финансовый директор – это не только финансист, но и менеджер»

Интервью с финансовым директором компании «МИР» Николаем Кудрявцевым



Екатерина Каравай
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 18-10-2006
просмотров: 22713
Карьера финансового директора компании «МИР» Николая Кудрявцева начиналась в компании «Микродин», куда он, еще учась в институте, пришел работать грузчиком и постепенно дорос до должности финансового директора. Тогда, в конце 90-х годов, российский бизнес только начинал развиваться, и основная трудность заключалась в том, что не у кого было перенимать опыт, поэтому многому приходилось учиться на практике. Однако благодаря этому был приобретен ценный опыт, позволяющий с нуля поставить финансовое управление в компании.
Интервью с финансовым директором компании «МИР» Николаем Кудрявцевым

- С чего начиналась Ваша профессиональная карьера?

- Когда я учился на пятом курсе МФТИ, в институте была организована встреча с сотрудниками компании «Микродин», окончившими в свое время наш вуз. Один из выступающих оставил свой телефон, по которому мы с другом позвонили и сказали, что хотим работать в «Микродине». Так мы получили работу - нас отправили работать в магазин… грузчиками. Какое-то время я был грузчиком, потом стажером продавца, продавцом. Параллельно писал диплом и оканчивал бизнес-школу при физтехе.

После защиты диплома мне предложили работу в головном офисе. Мои функции были достаточно неопределенными – нечто среднее между программистом, разработчиком программного обеспечения и системным администратором. Такое положение меня не устраивало, и вскоре президент холдинга Дмитрий Зеленин, предложил мне стать его помощником. В то время «Микродин» был большой структурой, состоящей не только из торговых компаний и банков, но и крупных промышленных предприятий, например «ЗИЛ». Я занимался мониторингом деятельности компаний, входящих в холдинг, и взаимодействовал с их руководителями - решал текущие рабочие вопросы и выполнял оперативные поручения.

- А как Вы стали финансовым директором «Микродина»?

- Проработав помощником президента более двух лет, я понял, что готов перейти на следующую ступень. Вскоре топ-менеджеры торговой компании, входящей в холдинг, предложили мне должность начальника кредитного отдела финансового департамента ТК «Микродин», а спустя полгода я стал финансовым директором.

- У Вас тогда уже было финансовое образование?

- Нет, финансового образования у меня не было, поэтому параллельно я пошел учиться в ВЗФЭИ по специальности «Бухучет и аудит».

- Что было самым трудным в вашей работе?

- В 1995-1996 годах мы начали поэтапно внедрять бюджетирование и управленческий учет. Процесс был безумно сложным, однако мы добились успеха. За основу для разработки этих процессов были взяты принципы российского бухгалтерского учета.
Вообще, трудностей было много, и главная заключалась в том, что не у кого было перенимать опыт. ТК «Микродин» активно развивалась и уже к 1997 году насчитывала около 50 розничных магазинов по всей России - от Сочи до Новосибирска - а ее годовой оборот превышал 50 млн долл. США. В то время компании такого уровня можно было пересчитать по пальцам одной руки, да и в целом сфера розничной торговли только начинала развиваться, западные же фирмы в Россию совсем не стремились - для них наш рынок был просто диким.

– Как же вы справлялись со всеми этими сложностями?

– Нам были известны общие стандарты работы крупных компаний на Западе, да и в России появлялись новые технологии развитых рынков. Таким образом складывалось общее понимание того, «как все должно работать, чтобы приносить результат». Чему-то приходилось учиться на ходу, что-то искать в книгах, что-то придумывать самим. Как ни странно, в тот момент очень сильно помогали знания физики и математики, полученные в физтехе. В нашей команде – я имею в виду финансовое управление ТК «Микродин» – было несколько выпускников физтеха, и общими усилиями мы преодолевали трудности, с которыми сталкивается развивающаяся компания. Сегодня с такими проблемами можно прийти к консультантам, а тогда слово «консультант» было равнозначно слову «шарлатан».

– Почему Вы ушли из «Микродина»?

– Одним из дочерних предприятий холдинга «Микродин» была управляющая компания «Ресурс-центр». В начале 98-го года мне предложили возглавить ее подразделение, которое занималось инвестиционными проектами, и параллельно курировать проект под названием «Сибтяжмаш».

– Что входило в Ваши обязанности в этих компаниях?

– В «Ресурс-центре» я занимался достаточно интересной работой, связанной с оценкой инвестиционных проектов. Тогда экономика начала восстанавливаться после кризиса, рынок рос, и появилась потребность в инвестициях. Мы искали и изучали новые проекты, разрабатывали технико-экономические обоснования к ним, чтобы оценить эффективность вложения денег, их возвратность, а потом эти проекты реализовывали.
В то же время я был директором московского представительства красноярского завода «Сибтяжмаш» и входил в совет директоров этого предприятия. Я курировал деятельность завода с точки зрения финансового управления – внедрял бюджетирование и систему управленческого учета. То, что в Москве уже знали и активно использовали в работе, в регионах было еще в диковинку.

– Как складывалась Ваша карьера в дальнейшем?

– Через некоторое время меня пригласили в «М.Видео». Акционеры приняли решение о региональном развитии компании, поэтому была создана дирекция региональной торговли. Ее основная задача заключалась в том, чтобы сделать московскую сеть «М.Видео» федеральной. Я был финансовым управляющим этой дирекции и выстраивал финансовую структуру компании в регионах, организовывал работу с региональными банками. Впоследствии, когда было открыто несколько региональных магазинов, дирекцию интегрировали в компанию, распределив ее функции по соответствующим подразделениям. Как раз тогда мне предложили должность финансового директора «М.Видео». Это произошло в конце 2001 года.
– Какие задачи Вы решали, когда стали финансовым директором в «М.Видео»?

– Я занимался всем, что входит в обязанности финансового директора, – планированием, учетом, контролем, отчетностью, анализом, управлением ресурсами.

Сначала мне пришлось подробно описывать структуру и функционал финансовой службы, а потом на основе этого подбирать людей и выстраивать работу. Затем выяснилось, что в компании не было консолидированного бюджета, и мы с коллегами два месяца работали над постановкой планирования. Мы разрабатывали единую методику формирования бюджетов и формы документов, которые были бы просты и понятны сотрудникам и помогали бы им планировать свою деятельность, а не писать на бумаге абстрактные цифры. Я глубоко убежден, что людей нельзя перегружать дополнительными функциями: если эти функции будут отнимать у них много времени и казаться ненужными, то сотрудники будут либо плохо их выполнять, либо вынуждены перестать заниматься своими основными обязанностями. И то и другое одинаково неприемлемо.

Пришлось также существенно изменить бизнес-процессы компании в части взаимодействия финансовой службы с остальными подразделениями. Например, в 2002 году мы внедрили заявку на платеж – документ, консолидирующий информацию о платеже, проходящий несколько этапов согласования. Это была инновация и, вероятно, поэтому ее внедрение было воспринято несколько болезненно. Потом мы перевели заявку на платеж из бумажной формы в электронную и совместно со специалистами отдела информационных технологий автоматизировали процесс ее формирования на базе почтовой программы LotusNotes. Надо отметить, что данное решение очень эффективно и удобно для компаний с подразделениями, распределенными по всей стране.

– Как Вы оказались в компании «МИР»?

– Меня пригласили акционеры компании «МИР» и бывшие коллеги по «М.Видео», в то время уже занимавшие в «МИРе» ключевые позиции. Решение о переходе было тяжелым: основной акционер «М.Видео» предлагал мне остаться, переговоры длились более года.

– Почему Вы все-таки решили уйти?

– Существует мнение, что человек, проработав на одном месте четыре-пять лет, перестает расти в профессиональном плане. Либо компания должна создать ему условия для роста, либо он должен растить компанию. Все, что можно было сделать в «М.Видео», было сделано, и я решил перейти в другую компанию.

– Вы уходили в более крупную компанию?

– Нет, я уходил в компанию, которая немного уступала «М.Видео» по величине, хотя также занимала лидирующее место в отрасли и очень динамично развивалась.

Кроме того, в «М.Видео» часть моих функций была ограниченна в связи с тем, что компания входила в холдинг, и ее деятельность регулировала управляющая компания, сотрудники которой не всегда были «в теме» основного бизнеса и тем самым довольно сильно затрудняли работу. В компании «МИР» у меня гораздо больше полномочий, но и ответственность, соответственно, выше. В отличие от «М.Видео» финансовая служба в «МИРе» четко структурирована, а функции, которые она выполняет, более разнообразны. Это тоже один из факторов, склонивший чашу весов в сторону «МИРа». При этом у меня остались самые хорошие воспоминания о работе в «М.Видео», и я очень ценю тот опыт, который приобрел там.

Совет начинающему финансовому директору от Николая Кудрявцева
Прежде всего, не надо забывать, что финансовый директор – это не только финансист, но и менеджер, поэтому много времени нужно уделять управлению. Не надо стараться все делать самому – не будет ни прогресса, ни личного роста. Необходимо создать систему, которой можно управлять: построить хорошую структуру с четко прописанными функционалом, порядком взаимодействия между подразделениями, наполнить эту структуру квалифицированными специалистами либо поднять уровень существующих кадров. При этом много времени нужно уделить автоматизации, потому что она позволяет активизировать многие процессы.
А еще очень важно смотреть на опыт других компаний – кто, как и что делает – и перенимать лучшее. Я с удовольствием общаюсь с коллегами из других компаний, кроме того, мы проводим тематические встречи с участием специалистов финансовых управлений своих компаний и обмениваемся опытом.

– Вы меняли команду, когда пришли?

– Нет. Я убежден, что самый ценный ресурс компании – это люди. Команду стоит менять, только когда структура не работает. Здесь был совершенно другой случай.

– Какие задачи Вам пришлось решать в первую очередь на позиции финансового директора компании «МИР»?

– Когда я пришел в «МИР», компания существовала на рынке уже 11 лет, у нее был большой опыт работы и сложившаяся структура.

Мы немного изменили организационно-финансовую структуру: более четко и полно выстроили функционал казначейства, бухгалтерии и планово-экономической службы, создав классическую ФЭС. Мы также сократили количество юридических лиц, оптимизировав тем самым работу казначейства и юридической службы.

Развитие розничной сети требует значительных инвестиций, и мы провели большую работу с банками-партнерами: с кем-то пересмотрели условия сотрудничества, от чьих-то услуг отказались, начали сотрудничать с новыми банками, стали использовать новые инструменты привлечения инвестиций. Так, в 2005 году мы первыми в нашей отрасли вышли на облигационный рынок и успешно разместили облигации на миллиард рублей. Это был серьезный шаг не только для нашей компании, но и для отрасли в целом – стала очевидна ее инвестиционная привлекательность, и вслед за нами на облигационный рынок уже вышли и продолжают выходить другие крупные операторы рынка.

– А на IPO выходить собираетесь?

– Да. Но у компании нет цели выйти на IPO к какой-то определенной дате. Есть задача быть готовыми к выходу на IPO к определенному, заданному стратегией развития, моменту. Где мы будем размещаться, пока точно не определено, но, вероятно, это будет Лондонская биржа и российская площадка.

– Какова сейчас структура ФЭС и кто на? ходится в Вашем подчинении?

– Сейчас под моим руководством три больших блока – казначейство, бухгалтерия (фискальная и управленческая) и департамент бюджетирования и контроллинга. В моем подчинении около ста человек: почти половина работают в центральном офисе, остальные – сотрудники региональных финансовых служб.

– В регионах структура ФЭС такая же?

– Там несколько магазинов работают под одним юридическим лицом (объединение по региональному признаку), всего у нас порядка 20 юридических лиц. У каждого юридического лица есть бухгалтер, которому в зависимости от количества магазинов подчиняются один-два человека. Все бухгалтеры подчиняются центральной бухгалтерии. Функция бюджетирования централизованна, а функции казначейства распределены, но тоже полностью подконтрольны центральному казначейству.

– Вы работали в компаниях, занимающихся различной деятельностью. Как Вы считаете, насколько финансовый директор должен владеть отраслевой спецификой?

– Спецификой владеть полезно. Зная специфику торговой компании «Микродин», мне было довольно легко перейти в «М.Видео». Казалось бы, «М.Видео» довольно большая компания, в курс дела надо входить минимум полгода, но мне, учитывая предыдущий опыт, было достаточно одного-двух месяцев. Многие знания и навыки, которые были получены в «Микродине», оказались актуальны, несмотря на то что прошло почти четыре года. А при переходе из компании «М.Видео» в «МИР» трудностей вообще не возникло.

– Как Вы относитесь к различным профессиональным рейтингам и как восприняли то, что вошли в ТОП?200 профессиональных финансовых директоров рейтинга профессиональной репутации российских менеджеров?

– Рейтинги я воспринимаю скорее информативно и не считаю, что это истина в последней инстанции. Рейтинг дает некую общую картину, а конкретное представление о компании или человеке можно составить только после работы с этой компанией или человеком. Хотя, не буду скрывать, увидеть в рейтинге себя, конечно же, приятно.

– Какие свои профессиональные достижения Вы считаете самыми значимыми?

– В «Микродине» были сплошные достижения - когда мы с нуля внедряли систему бюджетирования и управленческого учета, готовили аналитику деятельности компании, рассматривали подразделения как отдельные центры учета и рассчитывали эффективность каждого.

Когда я пришел в «М.Видео», это была московская сеть с оборотом чуть более 100 млн долл. США в год, а когда уходил – федеральная с оборотом под миллиард. Считаю, что в этом и моя большая заслуга. Еще до назначения финансовым директором мне приходилось самому открывать первые региональные магазины: договариваться с арендодателями об условиях аренды, регистрировать юридические лица, общаться с банками, подбирать персонал региональных финансовых служб, да и просто сидеть в магазине и контролировать своевременный ремонт, монтаж оборудования, выкладку товара и даже пробитие первого чека.

Когда я уходил и из «Микродина», и из «М.Видео», то получал предложения остаться на значительно лучших условиях, а это значит, что моя работа была по-настоящему ценна для компании. Кроме того, у меня остались хорошие отношения со всеми, с кем я работал, в том числе и с руководством. Думаю, это тоже показатель.

– Готовы ли Вы назвать свои промахи? Что с позиции сегодняшнего опыта Вы бы сделали по-другому?

– В профессиональном плане какие-то небольшие ошибки были, но, как известно, их не делает лишь тот, кто не делает ничего. На ошибках учатся!

Я очень жалею, что не получил западное бизнес-образование. Когда я окончил ВЗФЭИ, в стране как раз был кризис, и уехать учиться было бы очень своевременно. Многие тогда так и делали, но у меня, к сожалению, не сложилось.

– А сейчас Вы не хотите получить западное MBA?

– Для полноценного обучения надо будет на пару лет уехать, а значит, прекратить работу. Сегодня это уже сложно: можно вернуться и оказаться совсем не «в теме». А заочное образование не даст нужного эффекта: я считаю, что даже один год полноценного «дневного» образования заменяет два-три года заочного. Еще есть время, буду думать.

– Но ведь степень MBA можно получить и в России.

– Были и такие мысли, но боюсь, что потрачу время, а КПД будет крайне низким. Все-таки, когда за плечами уже есть большой опыт работы в российских компаниях, учиться имеет смысл только на Западе.

– Наш традиционный вопрос: кем Вы себя видите через пять лет?

– По своему складу люди делятся на наемных менеджеров и собственников бизнеса. Скорее всего, я никогда не буду хозяином какого-либо бизнеса – для этого нужен другой характер. Поэтому в будущем я вижу себя преуспевающим топ-менеджером крупной компании, лидирующей на рынке.

– Какова, на Ваш взгляд, роль финансового директора в компании? Как будут меняться его функции и задачи с разви? тием бизнеса в нашей стране?

– Финансовый директор должен быть первым помощником генерального в управлении компанией, четко понимать все бизнес-процессы и иметь стратегическое видение развития бизнеса и компании на рынке. Думаю, в будущем «правильный» финансовый директор будет погружен в процесс стратегического развития компании, ее роли и миссии, а не постижения правильности отражения операций в бухгалтерском учете и изучения законодательных актов.

«Финансовый директор» №10 (октябрь) 2006
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика