28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 12:55:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

ФСФР защитит права инвесторов



Денис Арзамасцев, эксперт Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления
Источник: Журнал "Консультант"
добавлено: 26-10-2006
просмотров: 10658
Участникам финансового рынка скоро предстоит познакомиться с новыми условиями административного регулирования. Законодатели намерены усилить ответственность за нарушения, касающиеся ценных бумаг и инвестиций. Государственные деятели настроены весьма серьезно – размер штрафов существенно увеличится, в некоторых случаях он вырастет в 20 раз.

На Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения законодательства РФ об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах». Федеральная служба по финансовым рынкам ведет работу над этим документом с 2005 года в рамках Плана законопроектной деятельности.

Как понятно из официального названия, проект направлен на усиление административной ответственности участников финансового рынка за нарушения требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В начале года Комиссия по законопроектной деятельности уже обсуждала этот документ. Тогда ФСФР было поручено доработать проект с учетом замечаний Государственно-правового управления Президента РФ, после чего согласовать с Минэкономразвития России. Тогда предложения ГПУ были в основном учтены, а вот у МЭРТ со специалистами службы по финансовым рынкам возникли разногласия. Камнем преткновения стали три принципиальных предложения ФСФР.

Махинации с манипуляцией

Законодатели утверждают, что сейчас в нашей стране реально существует практика манипулирования стоимостью ценных бумаг. Для того чтобы свести подобные нарушения к минимуму, специалисты ФСФР предложили установить за них административную ответственность: для граждан – от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц – от 100 до 200 минимальных зарплат или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Наказание же для организаций предполагается в размере от 5000 до 10 000 МРОТ, то есть от 50 000 до 1 миллиона рублей. Напомним, что в настоящий момент минимальный размер оплаты труда для расчета штрафов составляет 100 рублей.

Однако МЭРТ считает такие действия преждевременными. Министры полагают, что в законодательстве о рынке ценных бумаг недостаточно четко определены признаки манипулирования, что создает трудности при квалификации соответствующих правонарушений. Специалисты министерства считают, что для уточнения ситуации и профилактики споров необходимо разработать по данному вопросу специализированный документ.

По мнению ФСФР, для усиления ответственности достаточно тех признаков махинаций, которые уже установлены.

Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», под манипулированием стоимостью следует понимать действия, совершаемые для создания видимости повышения или понижения цен и торговой активности на финансовом рынке относительно их реального уровня с целью побудить инвесторов продавать или приобретать ценные бумаги. К признакам манипулирования отнесены:

  • распространение ложной или недостоверной информации;
  • совершение сделок с ценными бумагами, в результате которых не меняется владелец этих бумаг;
  • одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по стоимости, имеющей существенное отклонение от текущих рыночных показателей по аналогичным сделкам;
  • соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по стоимости, сильно отличающейся от среднерыночной.

Главная опасность манипулирования состоит в том, что недобросовестные граждане вводят в заблуждение инвесторов, получая при этом значительную прибыль. Тем самым они отпугивают вкладчиков с российских финансовых площадок. Особенно это сказывается на отношении к отечественному фондовому рынку иностранных инвесторов.

Исходя из этого, ФСФР настаивает на своей позиции. Специалисты службы уверены в том, что перспектива расстаться со значительной суммой денег остановит потенциальных нарушителей.

Суд отстранят от дел?

Служба по финансовым рынкам хочет приобрести право рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с неполным или несвоевременным представлением в органы исполнительной власти сведений, которые должны быть переданы им по закону. В настоящее время, согласно части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, такие споры вправе рассматривать только судьи.

ФСФР указывает на то, что данное дополнение необходимо для более эффективного рассмотрения дел. По мнению службы, это активно стимулирует организации к соблюдению порядка и сроков представления документов. А оперативное получение информации – одно из основных требований закона, которое имеет решающее значение для прозрачности рынка ценных бумаг и обеспечения защиты прав инвесторов. При рассмотрении дел в судах теряется скорость реагирования, в результате чего случаи невыполнения законных требований ФСФР учащаются.

Но Минэкономразвития не поддерживает инициативу службы по финансовым рынкам. МЭРТ считает, что подобное разрешение дает ФСФР возможность административного давления на предприятия в случае нарушения не только законодательства о рынке ценных бумаг, но и подзаконных актов в данной сфере. При этом ФСФР уже обладает возможностью приостанавливать и аннулировать лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг. Кроме того, КоАП РФ предположительно будет устанавливать ответственность и за «иные» нарушения в этой сфере. Если вспомнить предложение службы значительно увеличить штрафы, можно отметить, что в совокупности ее полномочия недопустимо расширятся.

В связи с этим Минэкономразвития предлагает закрепить за ФСФР только право на составление протоколов об административных правонарушениях, а разбирательства по делам в этой области оставить за судом.

Но специалисты службы по финансовым рынкам настаивают на своей точке зрения. Они апеллируют к практике рассмотрения дел об административных правонарушениях на рынке ценных бумаг. Так, в период с 1999 по 2001 год ФКЦБ России и ее региональными отделениями было вынесено 6508 постановлений, и только 376 из них были обжалованы в суде, что составляет всего 5 процентов от общего числа. Передача арбитрам всех дел не только необоснованно увеличит их объем работы, но и значительно снизит скорость реагирования, о чем уже говорилось выше.

Собрания не по правилам обойдутся дорого

Следует отметить, что федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об инвестиционных фондах» установлены требования к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников и владельцев компаний. Несоблюдение данных правил может повлечь нарушение прав инвесторов, так как на общих собраниях принимаются решения, затрагивающие их законные интересы. ФСФР предлагает установить за это административную ответственность для АО и закрытых ПИФов: для граждан – штраф в размере от 20 до 25 МРОТ; для должностных лиц – от 100 до 200 минимальных зарплат или дисквалификацию на срок до двух лет; для организации – от 5000 до 10 000 МРОТ. В случае с ООО предусмотрены штрафы: для граждан – от 10 до 20 МРОТ; для должностных лиц – от 25 до 50 минимальных зарплат или дисквалификация на срок до двух лет; для организаций – от 500 до 1000 МРОТ.

МЭРТ эта инициатива представляется излишней, поскольку не всегда нарушение процедуры созыва, подготовки и проведения собраний может повлечь ущемление прав инвесторов и причинение им убытков. Сами же нарушения могут быть несущественными. Кроме того, данное обстоятельство может быть использовано в своих интересах недобросовестными участниками корпоративных отношений. В связи с этим министры считают оправданным разработку и закрепление в законодательстве иных механизмов защиты прав и законных интересов инвесторов.

Но сотрудники ФСФР напоминают, что, согласно общему определению, административное правонарушение – это виновное действие, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП), и причинение убытков не является его обязательным признаком. Сотрудники службы предлагают устанавливать административную ответственность именно за противоправность деяния, нарушение норм федеральных законов и подзаконных актов, вне зависимости от того, привели ли они к существенному ущербу.

Рост штрафов обоснован

Отдельно хочется остановиться на повышении размера штрафов за нарушения законодательства о ценных бумагах.

До введения в действие КоАП составы административных правонарушений и полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ЦБ в части наложения штрафов были установлены статьей 12 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Указанная норма предусматривала размер санкций для должностных лиц – до 200, для юридических лиц – до 10 000 МРОТ. В действующей редакции кодекса эти штрафы уменьшены и не могут превышать 50 и 500 минимальных зарплат соответственно.

Такое резкое ослабление ответственности привело к существенному росту числа правонарушений. Так, если в 2002 году их было выявлено 1367, то в 2003 году – 2882, в 2004 – 4276, а в 2003 – 5332 нарушения. Тенденция налицо. Во многом это можно объяснить тем, что действующие санкции настолько малозначительны, что не могут оказать серьезного воздействия на правонарушителей.

Например, за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг предусмотрен штраф в размере 400 МРОТ, то есть до 40 000 рублей. В то же время, согласно проведенному ФСФР России выборочному запросу эмитентов, затраты последних на подготовку и раскрытие их ежеквартальных отчетов составляют в среднем от 20 000 до 250 000 рублей. Очевидно, что некоторым организациям легче отделаться штрафом, чем заниматься подготовкой информации.

Столь низкий размер административных санкций за правонарушения на фондовом рынке не соответствует степени общественной опасности этих правонарушений и не предупреждает их. Как следствие, нет эффективной защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. В результате снижается уровень доверия к отечественному финансовому рынку в целом, что негативно сказывается на развитии российской экономики.

Для исправления сложившейся ситуации ФСФР предлагает включить нарушения законодательства об АО, РЦБ и инвестиционных фондах в число нарушений, за которые может быть наложен штраф в повышенном размере: для должностных лиц – 200 МРОТ, для юридических лиц – 5000 минимальных зарплат.

Вместе с тем степень общественной опасности таких нарушений, как манипулирование ценами на РЦБ, использование служебной информации, недобросовестная эмиссия и другие, значительно выше, чем у прочих нарушений. Они непосредственно затрагивают права и законные интересы инвесторов и могут причинить существенный вред самим вкладчикам, а также обществу и государству. В связи с этим за совершение вышеуказанных нарушений ФСФР предлагает установить максимальный размер административных штрафов: для должностных лиц до 200, а для организации – до 10 000 МРОТ.

Следует отметить, что усиление административной ответственности за нарушения в сфере рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов соответствует опыту многих иностранных государств. В частности, Служба по финансовым рынкам Франции (AMF) наделена полномочиями по наложению штрафов в размере до 1,5 миллиона евро либо до 10-кратного размера незаконно полученной прибыли, а Федеральная служба по надзору на финансовом рынке Германии (BAFin) – до 1 миллиона евро. При этом за такие нарушения, как манипулирование ценами, а также инсайдерская торговля, установлен максимальный размер штрафов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика