28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 12:10:17
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Технологии корпоративного управления



добавлено: 27-10-2006
просмотров: 11625

Интервью с менеджером по корпоративным коммуникациям и отношениям с инвесторами ОАО "Аптечная сеть 36,6" Михаилом Колосовым

Функциональные обязанности, обусловленные необходимостью поддерживать связи с инвесторами, возникают, как только бизнес начинает привлекать из внешних источников финансирование для своего развития. В зависимости от размеров бизнеса эти функции могут выполнять сотрудники различных подразделений компании - от бухгалтерии до маркетинга.

ЖУК: Михаил Васильевич, с какой целью создаются отделы по связям с инвесторами?

М. К.: При наличии, скажем, кредитного портфеля, состоящего исключительно из банковских кредитов, нет необходимости выделять функцию информационного обеспечения банка о заемщике в отдельную службу.

Другое дело - выход компании на рынки акционерного капитала. Публичные корпорации просто обязаны постоянно информировать финансовое сообщество о своих целях, задачах и намерениях. Рынок очень чувствителен к тому, что происходит в компании, и при значительных объемах предоставляемой акционерам информации возникает необходимость выделять отдельного специалиста для управления отношениями с инвесторами, а в крупных компаниях - создавать соответствующие отделы. Приведу довольно простой пример. В случае если акционер публичной компании перестает понимать, что происходит с предприятием, акциями которого он владеет; не знает, чего ожидать от фирмы в будущем, то, как правило, он будет стремиться избавиться от потенциально "проблемного" актива. Естественно, цена акций компании в таком случае начинает снижаться. Менеджмент никогда не заинтересован в уменьшении капитализации, которая может измеряться миллионами долларов, и поэтому компании создают отделы по связям с инвесторами.

ЖУК: Какова оптимальная структура такого подразделения и его функции?

М. К.: Структура зависит от многих факторов: размера компании, ее целей, инвестиционной базы, объема задач, которые ставит перед собой данное подразделение. Сотрудники отделов по связям с инвесторами должны формировать и поддерживать вокруг организации информационное поле, основываясь на принципах последовательности и регулярности. Общение с инвесторами предполагает проработку достаточно стандартного спектра вопросов, обусловленных требованиями к раскрытию информации, сложившимися на отраслевом, общероссийском и международных рынках.

Специалисты отдела по связям с инвесторами обязаны понимать, кому и как передавать информацию, а также насколько подробно это следует делать - руководствуясь буквой закона, т. е. предоставляя требуемую отчетность и формально соблюдая установленные правила, или его духом - стараясь объяснить инвестору, что реально происходит на предприятии, к чему оно стремится, чем дышит.
В последнем случае следует организовывать встречи с инвесторами, разъяснять позицию компании и ее бизнес-модель аналитикам инвестиционных компаний и коммерческих банков, потому что спрос и предложение акций на рынке формируется, в том числе, под влиянием подготавливаемых сотрудниками аналитических отделов отчетов.

Конечно, отдел по связям с инвесторами не самый большой в компании. В российской практике функции IR зачастую входят в круг обязанностей сотрудников службы по связям с общественностью.

В "36,6" эффективное взаимодействие с инвесторами возведено в ранг стратегической задачи и курируется дирекцией по корпоративным финансам, которая отвечает, в частности, за долгосрочное развитие компании, расширение бизнеса и т. д. В перспективе более целесообразным представляется обособление IR в отдельное структурное подразделение, отвечающее, в частности, за раскрытие ключевых финансовых и операционных показателей, разъяснение инвесторам стратегии развития компании, обеспечение контактов с топ-менеджментом компании.

ЖУК: Какими специальными знаниями и навыками должны обладать люди, работающие в этой сфере?

М. К.: Одной из приоритетных задач на сегодня как раз и является создание профессии специалиста по связям с инвесторами. Возможно, в будущем российские высшие учебные заведения смогут начать подготовку специалистов данного профиля. Скорее всего обучение будет проводиться на базе экономических факультетов вузов. Сотрудник IR-службы должен обладать аналитическим складом ума, знаниями в бухгалтерском учете, российском и международном законодательстве; владеть навыками общения со СМИ и обязательно иностранными языками. Сейчас в большинстве случаев сотрудники компаний занимаются этой деятельностью параллельно с какой-то другой. Что такое IR? Экономика и юриспруденция плюс PR. Именно специалисты указанных областей, как правило, находят применение своим знаниям в IR.

ЖУК: Как создавалась подразделение по работе с инвесторами в вашей компании?

М. К.: До проведения IPO (Initial Public Offering - публичное размещение акций на рынке) в 2003 г. потребности в широком общении с внешней аудиторией у компании не возникало. В процессе размещения акций мы нанимали специальных консультантов, помогавших компании на первых порах ее публичного существования. Однако спустя какое-то время стало ясно, что данную функцию необходимо развивать внутри организации, переводя ее из рамок проекта по поддержке IPO в ежедневную деятельность: регулярное предоставление отчетности, комментариев; систематические встречи с инвесторами и аналитиками; обновление в онлайновом режиме информации на интернет-сайте; коммуникации с финансовыми СМИ. Практически с самого начала мы поняли, что отношения с инвесторами самым тесным образом связаны с успешностью взаимодействия со СМИ и объединили блок корпоративных коммуникаций с PR-департаментом, хотя деятельность последнего больше ориентирована на клиента - покупателя в аптеках, нежели на потребителя информации. Конечно, наш департамент находится в постоянном взаимодействии с другими подразделениями, и для координации всех внешних связей компании в "36,6" был создан коммуникационный комитет, к работе в котором привлечены генеральный и исполнительный директора, а также директора по стратегии, маркетингу и финансам.

ЖУК: Опишите, пожалуйста, этапы выхода на IPO.

М. К.: IPO - это стандартизированный процесс, и я думаю, что с увеличением в России количества компаний, планирующих публичное размещение акций, к этому явлению начнут относиться спокойнее. До IPO "Аптечная сеть 36,6" была в прямом и переносном смысле закрытой организацией, и, конечно, ей нелегко было привыкнуть к тому "стилю жизни", который вменяется в обязанности открытой компании: публичному раскрытию информации о себе, необходимости принимать во внимание возможную реакцию рынка на те или иные свои действия и т. д.

До недавнего времени многие в России считали, что публичное размещение акций - это самоцель. Наверное, так оно и было, пока акционеры использовали IPO лишь как инструмент для выхода из компании. Сейчас на развитых рынках размещение акций рассматривается прежде всего как один из способов обеспечения развития бизнеса путем привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Сама по себе процедура IPO достаточно простая. Необходимо подготовить пакет документов, в который входят финансовые отчеты, составленные по приемлемым для международного рынка стандартам - мы использовали МСФО. Подготовка к выходу на биржу занимает около полугода. Дальше разрабатывается проект соглашения с банком, размещающим акции, проводится предварительное исследование рынка, происходит регистрация на биржах - и начинаются торги.

ЖУК: Насколько российские компании, прошедшие IPO, готовы к удержанию взятой высоты?

М. К.: К публичному размещению акций пока готовы немногие отечественные компании, хотя с каждым годом их число увеличивается. Безусловно, развитию рынка публичных размещений должны способствовать регуляторы фондового рынка, призванные обеспечить формирование холдингового рынка и инвестиционных процессов для привлечения дополнительных ресурсов в экономику страны.

ЖУК: По каким критериям, на Ваш взгляд, можно оценить работу IR-отдела?

М. К.: Отдел по связям с инвесторами, наверное, не подвергается критике так часто, как PR-служба, потому что мы не можем сообщить про компанию какие-то надуманные, не соответствующие истинному положению дел сведения. IR-отдел работает только с проверенными фактами: инвесторы должны принимать решения на основании достоверной информации, включающей точные цифры, четкие ориентиры и т. д. Кроме того, все игроки на рынке должны узнавать новости одновременно, чтобы одни лица не получали важные сведения и, соответственно, какие-то преимущества раньше других.

ЖУК: Но информационные потоки не всегда удается контролировать...

М. К.: Это как раз одна из тех проблем, которые должны быть осознаны менеджментом в полном объеме. Наш отдел очень строго следит за тем, чтобы сведения о компании проходили самую тщательную проверку и не публиковались раньше установленного времени. Конечно, это большая нагрузка и ответственность. Можно сказать, что предоставление достоверной информации точно в срок - это основа IR-деятельности.

ЖУК: Как вы получаете необходимые для работы сведения?

М. К.: Во-первых, от самих инвесторов. На специально организованных встречах они задают представителям компании вопросы, связанные с нашей текущей деятельностью. Эти вопросы мы стараемся систематизировать и заранее учесть в будущих информационных сообщениях.

Во-вторых, непосредственно на фондовом рынке, биржевой площадке. Компания должна прислушиваться к мнению брокеров, торгующих ее акциями. Как правило, именно брокеры могут первыми определить тенденции, складывающиеся на рынке. Таким образом, мы имеем возможность планировать информационные потоки и прогнозировать реакцию инвесторов на распространяемую компанией информацию.

Наконец, важную роль в формировании информационного пространства играют внешние аналитики, которые по долгу службы призваны высказывать свое независимое мнение относительно справедливой стоимости публичных корпораций. Аналитики составляют рыночные прогнозы, повлиять на которые мы не имеем возможности, поэтому задача IR-отдела сводится к предоставлению и разъяснению фактов, а также стратегических целей компании.

ЖУК: Какие сложности встречаются в вашей работе?

М. К.: Прежде всего это взаимодействие со СМИ. Журналист всегда гонится за сенсацией, всегда хочет быть первым, зачастую не осознавая, к сожалению, что его действия могут существенно повлиять на рыночную ситуацию и даже скомпрометировать компанию. Представители СМИ зачастую не отдают себе отчета в том, что соблюдение принципа равного доступа к информации обязательно для всех публичных компаний. Приходится ограничивать коммуникацию, оставляя без подтверждения просочившуюся информацию. Я думаю, мы научились справ- ляться с подобными трудностями.

Кроме того, существуют разного рода объективные сложности, связанные с небольшим объемом акций в обращении, их низкой ликвидностью и соответствующим ограничением инвесторской базы. Впрочем, это все решаемые задачи.

ЖУК: Выработал ли ваш отдел собственную технологию работы со СМИ?

М. К.: Конечно. На нашем сайте есть календарь инвестора, в котором отмечаются основные мероприятия, как то: собрание акционеров, сроки выпуска отчетности, встречи, проводимые менеджментом компании. Наши информационные сообщения всегда привязаны к реальным событиям, происходящим в компании. Подготовка и рассылка пресс-релизов, а также организация мероприятий для инвесторов делается быстро и профессионально. Многие компании пользуются услугами сторонних консультантов, а в "36,6" для взаимодействия со СМИ сформирована собственная команда.

Журнал "Управление компанией" # 7 за 2006 год

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика