19 марта 2019 г. Вторник | Время МСК: 18:41:11
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Равнение на МСФО!

В ожидании нового закона эксперты решили совершенствовать национальные стандарты бухгалтерского учета



Наталья Бушмелева
Источник: НСФО
добавлено: 14-11-2006
просмотров: 9731
Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО») в рамках принятой стратегии по реформированию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности инициировал разработку национальных стандартов финансовой отчетности.

Отправной точкой для подготовки новых национальных стандартов финансовой отчетности стала принятая Национальным Советом по стандартам финансовой отчетности Фонда «НСФО» «Концепция стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации».

Концепция определяет направление развития стандартов финансовой отчетности в РФ на долгосрочную перспективу и исходит из того, что создаваемые в России национальные стандарты финансовой отчетности (СФО) должны быть максимально приближены к МСФО. Однако внедрение СФО возможно только после принятия нового закона о бухгалтерском учете, который введет современные механизмы регулирования подготовки финансовой отчетности. Исходя из этого, Фонд «НСФО» предполагает некий не определенный по времени переходный период, когда в России будут продолжать действовать существующие сегодня стандарты учета – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Именно поэтому в планах Национального Совета по стандартам финансовой отчетности, наряду с подготовкой проектов Стандартов финансовой отчетности (СФО), появилось направление, связанное с ныне действующими стандартами учета и отчетности (ПБУ). Таким образом, в июле текущего года возник проект Фонда НСФО «Работа с существующими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также План работы по Проекту на второе полугодие 2006 года.

Целью Проекта являются развитие и совершенствование российских стандартов учета – Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), направленные на постепенное приближение правил подготовки финансовой отчетности в России к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Следует отметить, что Проект не предполагает полную замену действующих или разработку новых ПБУ. Речь идет о точечных поправках в отдельные стандарты учета, которые в первую очередь волнуют бухгалтерскую общественность на настоящий момент. Данный подход обусловлен тем, что работа по Проекту будет осуществляться до момента внедрения в России новых максимально приближенных к МСФО стандартов финансовой отчетности (СФО).

Кроме того, предлагая изменения в ПБУ, мы никоим образом не хотим усложнить жизнь тем организациям, которые уже сегодня готовят или трансформируют отчетность по МСФО и одновременно обязаны составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с российским законодательством.

Проект предусматривает подготовку изменений (уточнений, дополнений) в существующие ПБУ, которые в дальнейшем будут обсуждаться на заседаниях Национального Совета по стандартам финансовой отчетности. По результатам обсуждения планируется формировать текст изменений в ПБУ, который будет размещаться на сайте Фонда «НСФО» для получения комментариев и предложений от всех заинтересованных сторон. По окончании публичного обсуждения поправки в ПБУ будут переданы на рассмотрение Минфину России. По мнению Фонда, процедура подготовки изменений в ПБУ через их последующее публичное обсуждение сделает Проект прозрачным и открытым для бухгалтерской общественности и всех заинтересованных пользователей финансовой отчетности.

В рамках реализации Проекта Фонд «НСФО» предполагает также сотрудничество с общественными организациями бухгалтеров и аудиторов, имеющими сходные с Фондом интересы в области развития бухгалтерского учета. Начало такому сотрудничеству уже положено: 5 сентября 2006 года подписан Протокол совместных действий Фонда и Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Этот документ регулирует взаимодействие в ходе работы над Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Впервые возникшее сотрудничество двух некоммерческих организаций направлено на выработку единого мнения о возможности устранения проблем практического применения в отношении одного из самых сложных для бухгалтерской общественности стандартов учета.

Еще одна задача, которую Фонду «НСФО» хотелось бы решить в ходе Проекта, – это оказать содействие российским бухгалтерам в понимании и применении на практике требований МСФО, а также помочь в выработке не ориентированного на налоговые нормы профессионального суждения, необходимого при подготовке достоверной финансовой отчетности. Ведь зачастую к искажению отчетности приводит неверная правоприменительная практика российских стандартов учета и отчетности, которая во главу угла ставит требования Налогового кодекса РФ, а не бухгалтерские принципы и допущения. Однако следует отметить, что Проект не предполагает содействие бухгалтерскому сообществу в виде выпуска неких методических рекомендаций или разъяснений в отношении применения бухгалтерского законодательства от имени Фонда. Проект нацелен на всеобщее активное обсуждение и, по возможности, устранение проблем, недостатков, неточностей российского бухгалтерского законодательства, которые в настоящий момент интересуют как бухгалтеров, так и пользователей финансовой отчетности.

Именно первоочередные бухгалтерские интересы ставились во главу угла при обсуждении и принятии Национальным Советом по стандартам финансовой отчетности Плана работы по Проекту на второе полугодие 2006 года.

В соответствии с планом Проекта началась работа над Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000. Здесь рассматриваются два основных момента. Во-первых, предлагается устранить из отечественного бухучета понятие «суммовая разница», потому что оно дублирует понятие «курсовая разница». Во-вторых, хотелось бы отказаться от пересчета предварительной оплаты товаров и услуг, произведенной в иностранной валюте, после ее первоначального признания в бухучете. Существующий повторный пересчет предварительной оплаты на момент принятия к учету оплаченных в иностранной валюте активов влечет за собой дополнительные учетные процедуры и противоречит принципам МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов».

Одновременно в рамках совместного проекта с Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России осуществляется исследование проблем практического применения и определение ключевых позиций, по которым будет осуществляться работа в отношении ПБУ 18/02. Однако уже сегодня можно отметить, что основной проблемой ПБУ 18/02 остается трудоемкость учетных процедур по исчислению постоянных и временных разниц, которая вызвана необходимостью расчета в системе бухгалтерского учета подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль. Именно это требование ПБУ 18/02 – рассчитать налог на прибыль в бухгалтерском учете, – заставляет российских бухгалтеров отступать от принципов осмотрительности и рациональности при ведении учета и подготовке бухгалтерской отчетности. Другая проблема ПБУ 18/02 – учет отложенных налогов с помощью метода отсрочки, который иначе называется методом обязательств по отчету о прибылях и убытках. Он не соответствует МСФО 12 «Налоги на прибыль», который предполагает использование метода обязательств по балансу. Кроме того, при работе над ПБУ 18/02 планируется направить усилия на устранение неточностей, недочетов и недостатков, затрудняющих понимание бухгалтерами норм данного ПБУ и сути учета отложенных налогов в целом. Еще одним вопросом, рассматриваемым в отношении ПБУ 18/02, будет порядок учета отложенных налогов при изменении налоговых ставок.

В Проекте запланировано уточнение понятия «существенность» для целей подготовки финансовой отчетности. У российских бухгалтеров сегодня имеется возможность определять существенные статьи путем количественного подсчета (5% от соответствующей итоговой величины), что отличается от требований МСФО, где существенной для целей финансовой отчетности признается только та информация, игнорирование, отсутствие или искажение которой может повлиять на принятие экономического решения пользователями этой отчетности. В МСФО существенность зависит от размера объекта или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях пропуска или искажения.

Следующим пунктом плана предусмотрен отказ от обязательного представления промежуточной отчетности. Сегодня российские предприятия готовят и представляют в обязательном порядке квартальную (промежуточную) бухгалтерскую отчетность. Промежуточная отчетность включает в себя баланс и отчет о прибылях и убытках нарастающим итогом без каких-либо примечаний (пояснений), что делает информацию, содержащуюся в отчетности, непригодной для удовлетворения интересов внешних пользователей. МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность» не устанавливает, какие компании и как часто должны публиковать промежуточную отчетность. Вопрос о необходимости публикования промежуточной отчетности должен решаться в нормативно-правовых актах других органов, например органов, регулирующих обращение ценных бумаг, либо решение о выпуске промежуточной отчетности должно приниматься непосредственно собственниками (акционерами, участниками) компании. Согласно МСФО 34, минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности будет состоять из сжатого бухгалтерского баланса, сжатого отчета о прибылях и убытках, сжатого отчета о движении денежных средств, сжатого отчета, показывающего изменения в капитале и отдельных пояснительных примечаний. Такой состав подлежащей опубликованию промежуточной отчетности позволяет представить информацию, которая полезна пользователям для принятия экономических решений. Поэтому хотелось бы отказаться от законодательной необходимости представлять квартальную бухгалтерскую отчетность для всех российских компаний.

Проект предполагает поработать и с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н. Нормы, регулирующие порядок признания и оценки объектов учета, изложенные в Положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) в большинстве случаев отличаются от устаревших правил, предусмотренных в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
В рамках Проекта в 2006 году планируется подготовить отдельные изменения в ПБУ, связанные с основными средствами, нематериальными активами, материально-производственными запасами. Например, учитывать активы при передаче их в счет вклада в уставный (складочный) капитал по рыночной стоимости, а не в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) организации, как это происходит в настоящее время. Еще одна проблема учета, которую хотелось бы решить в отношении амортизируемых активов, – это отсутствующая в настоящее время возможность пересмотра сроков и методов начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Необходимость анализировать принятые методы и сроки амортизации с целью их возможного изменения позволила бы сделать еще один шаг к МСФО и более достоверно отражать информацию об основных средствах, нематериальных активах в финансовой отчетности.

Важное направление работы, предусмотренное планом, – это работа над методами учёта лизинговых операций. По правилам российского учета классификация финансовой аренды зависит от юридической формы соответствующего договора, в котором указывается, у кого на балансе будет отражаться арендуемый актив, а не основывается на оценке рисков и выгод, ассоциируемых с правом собственности на соответствующий актив. Сегодня наблюдается явный приоритет юридической формы над экономическим содержанием, что противоречит не только принципам МСФО, но и требованиям, заложенным в действующем российском бухгалтерском законодательстве.

Подробнее о проекте Фонда «НСФО» «Работа с существующими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» можно узнать на сайте www.nsfo.ru.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.197 сек.
Яндекс.Метрика