19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 09:58:09
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Особенности защиты экономических интересов российских компаний во внешней торговле



Екатерина Гончаренко
Источник: Журнал "Промышленник России"
добавлено: 12-12-2006
просмотров: 16946
Эта статья посвящена проблеме защиты экономических интересов российских компаний во внешней торговле. Говоря о внешнеторговом пространстве в целом, надо иметь в виду, что защита интересов отдельных компаний лежит в плоскости международного законодательства, поэтому данные вопросы мы рассмотрим с точки зрения норм и правил ВТО, их влияния на национальные законодательства и позицию тех или иных стран в отношении подобных мер защиты.

Либерализация тарифной политики вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. На сегодняшний день в нормах ВТО все больший вес приобретает использование специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, являющихся эффективными инструментами торговой политики. Эти меры применяются в виде дополнительных повышенных пошлин (применяемых сверх установленного импортного тарифа) или ценовых ограничений, иногда в виде количественных ограничений (квот).

За период с 1995 по 2005 г. в мире введено 1729 мер. Наиболее активно этим способом борьбы с иностранными конкурентами пользуются Индия, США, ЕС, Китай.

Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Южной Кореи и Тайваня по числу возбуждаемых против нее антидемпинговых расследований. Это приводит не только к существенному сокращению объема экспорта товара, против которого введена мера, в страну-инициатора расследования, но порой и к полному закрытию рынка данной страны для российских экспортеров. По данным Минэкономразвития РФ, против российских товаров сейчас установлено 110 защитных мер в 18 странах мира и ЕС. По оценкам специалистов, 90% защитных мер приходится на химическую отрасль, в первую очередь на производителей минеральных удобрений, и черную металлургию.

Многие связанные с антидемпингом проблемы можно было бы решать или же избежать их вовсе, если бы экс­портеры и производители обладали более глубокими знаниями этого инструмента, лучше понимали основы функционирования мировой торговой системы и, наконец, пользовались своими процедурными правами, предоставленными соответствующим национальным законодательством.

Таким образом, говоря о мировой практике применения защитных мер, российские компании должны понимать, что данный механизм, с одной стороны, является эффективным способом защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции (об этом речь пойдет позже), с другой — средством, которое может быть примерено против россий­ских экспортных товаров при необдуманной внешней политике компаний.

Правовую базу применения мер торговой защиты составляют соответствующие положения ВТО:

  • антидемпинг: ст. VI ГАТТ-47, Соглашение о применении ст. VI ГАТТ-47;
  • компенсационные меры: ст. VI, XVI ГАТТ-47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам;
  • специальные защитные меры: ст. XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о специальных защитных мерах;

Вместе эти положения называются Антидемпинговым кодексом ВТО. Кроме того, нормы, содержащиеся в этих соглашениях, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО.

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:

  1. подача петиции от имени национальных производителей товара, подвергающегося ущербу;
  2. проведение соответствующего расследования, в ходе которого необ­ходимо:
    • доказательство наличия факта дем­пинга/субсидии/резко возросшего импорта;
    • доказательство ущерба;
    • доказательство причинно-следственной связи между демпингом/субсидией/возросшим импортом и ущербом;
  3. установление мер (в случае положительного ответа на все три вопроса).

В соглашениях ВТО предусмотрен общий механизм разрешения споров, с помощью которого страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности. Кроме того, эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран. Сегодня в рамках ВТО функционирует специально созданный Комитет по антидемпинговой практике, состоящий из представителей всех стран-участниц.

После присоединения России к ВТО мы получим доступ к данному механизму, что существенно упростит возможности оспорить многочисленные торговые барьеры, от которых сейчас российские экспортеры теряют миллиарды долларов. Вступление России в ВТО не означает, что другие члены этой организации автоматически отменят свои защитные меры, но Россия сможет добиться пересмотра мер. Антидемпинговую пошлину можно будет вводить только в том случае, если экспортная цена окажется ниже внутренней российской при использовании единой методики расчетов с учетом себестоимости производства товара в РФ. Эти доводы подкрепляются положительными примерами других стран, против которых после вступления в ВТО были либо сняты, либо пересмотрены защитные меры.

Тем не менее, пока Россия не является членом ВТО, нам приходится опираться на национальные законодательства стран инициаторов расследований. То есть, возбуждая против нас подобные дела, государства не прибегают к механизму разрешения споров ВТО, а проводят расследования в рамках национального законодательства, оперируя специфическими правовыми нюансами и сводя шансы российских экспортеров в защите к минимуму. Однако отстаивание своих прав в глазах международного сообщества должно войти в норму для российских компаний.

Наиболее распространенной ошибкой российских компаний является отказ в сотрудничестве и предоставлении какой-либо информации при начале расследования против российского экс­портного товара. Это тактика в корне неправильна, ведь в таком случае страна—инициатор расследования может обосновывать факт демпинга только на основе данных местных производителей. Напротив, умение ориентироваться в проблематике антидемпинга, готовность своевременно и профессионально (включая привлечение специальных независимых экспертов в случае необходимости) сотрудничать с антидемпинговой службой страны импортера, например, Комиссией ЕС, прежде всего путем заполнения специальных вопросников, во многом определяют сегодня успех компаний в защите своих интересов, поскольку позволяют:

  • принять превентивные меры с тем, чтобы проблема не возникала;
  • составить продуманную коммерческую стратегию, рассчитать приемлемый уровень цен;
  • избежать неоправданных обвинений в демпинге;
  • даже в случае принятия решения о наличии демпинга находить приемлемое решение, например, предложить обязательства, влиять на их объем и форму.

Более того, необходимо добиваться рассмотрения составляющей себестоимости товара на российском рынке. Необходимо грамотно и полно заполнять разосланные в рамках расследования вопросники. От того, насколько обоснованная и подкрепленная фактами информация будет содержаться в заполненных вопросниках, может зависеть исход всего расследования. Важно иметь в виду, что сам по себе демпинг не запрещен и не ведет к введению соответствующих мер защиты. ВТО разрешает применять антидемпинговую меру, только если расследование свидетельствует, что демпинг наносит или угрожает нанести ущерб отрасли страны-импортера. Безусловно, не учитывая тонкости и специфику законодательства страны-инициатора расследования, российские компании вряд ли могут рассчитывать на успех.

Так, например, законодательство ЕС, крупнейшего торгового партнера России, предполагает наличие специфических положений, таких как «оценка интересов Сообщества» и «правило меньшей пошлины». Основным органом, отвечающим за рассмотрение антидемпинговых дел, является Комиссия ЕС. Важно помнить, что страны-члены ЕС не обладают правом самостоятельно принимать антидемпинговые меры и прямо не связаны с проведением антидемпингового расследования, по­этому в случае возникновения жалобы со стороны любых европейских производителей российским экспортерам придется вступать в переговоры непосредственно с представитель­ством Европейской комиссии в России. Вступая в антидемпинговый процесс, российские компании должны помнить, что с момента открытия процедуры расследования начинают действовать жесткие сроки, которые необходимо соблюдать. В ЕС общий срок расследования составляет 15 месяцев, в России — 300 дней с даты начала расследования. Внутри же этих периодов также существуют четкие этапы со своими сроками и регламентами. Поэтому, чтобы воспользоваться правами, которые автоматически возникают у сторон, вовлеченных в расследование, такими как право излагать точки зрения, право на судебный пересмотр и т.д., экспортеры прибегают к помощи уполномоченных представителей, имеющих достаточные знания и опыт участия в подобных делах. Следует учесть, что расследование носит состязательный характер, и от подготовленности представителей компании, от аргументированности доказательной базы зависит многое.

В следующей статье мы поговорим о том, как избежать обвинения в дем­пинге или уменьшить негативные по­следствия от введения антидемпинговой меры, а также о том, какие реальные выгоды получают компании, активно отстаивающие свои интересы в рамках антидемпингового процесса.

Продолжение статьи в журнале "Промышленник России" № 9
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика