21 сентября 2019 г. Суббота | Время МСК: 11:43:47
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Неофициальный бухучет




Источник: НСФО
добавлено: 18-12-2006
просмотров: 8588
Уже в начале будущего года в Госдуме начнется новый виток дискуссий по поводу финансовой отчетности. В результате мы увидим, идет в стране реформа бухучета или нет.

Прошел ровно год с момента наибольшего за последнее время всплеска законотворческой активности в деле реформы отечественного бухучета: в декабре 2005?го увидели свет сразу два конкурирующих законопроекта, претендующих на регулирование данной отрасли. Однако за столь бурным стартом последовало глухое законодательное затишье. Разработанный Минфином закон "Об официальном бухучете" был внесен в правительство лишь в конце ноября этого года (стало известно, когда этот материал уже был подготовлен), а подготовленный депутатами закон "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" за год так и не удостоился первого чтения. Но, как выясняется, это затишье обманчиво: за ним стоит упорная и лишь на первый взгляд невидимая борьба экспертных группировок за место под солнцем.

Как это было

Напомним, что 26 декабря прошлого года Минфин разместил на своем сайте проект Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете", который, с точки зрения министерства, является этапом реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (данная Концепция была одобрена правительством России и утверждена Минфином 1 июля 2004 года). Помимо введения единых требований к бухучету и принципов его правового регулирования документ устанавливал разграничение функций между органами государственного и негосударственного регулирования. А буквально за пару дней до этого в Госдуму был внесен законопроект "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", концепция которого состояла в определении на уровне закона системы регулирования данной сферы деятельности.

Таким образом, два законопроекта вступили в заочную конкуренцию. Заочную, потому что они имели разный статус (не изменившийся и по сей день). Дело в том, что минфиновскому документу еще предстояло и предстоит утверждение в правительстве, чего не требовалось проекту, один из разработчиков и главный лоббист которого - депутат Госдумы Андрей Буренин, член думского комитета по бюджету и налогам и председатель правления Фонда "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (Фонд НСФО).

Для полноты картины к этим двум документам следует добавить и "висящий" уже два года в Думе на уровне второго чтения законопроект "О консолидированной финансовой отчетности", рассматриваемый Минфином в единой упряжке с законом об официальном бухучете.

И Минфин, и Фонд НСФО в конце прошлого - начале этого года принялись ревностно защищать "свои" законы и отстаивать свою точку зрения в прессе и на разного рода экспертных мероприятиях. Похоже, экспертное сообщество тоже разделилось поровну. Авторы законопроектов могут подтвердить это документально.

Тем не менее весной полемика несколько поутихла. По словам г-на Буренина, стороны заключили перемирие, с тем чтобы дать возможность Минфину доработать свой законопроект и довести его до внесения в правительство и Госдуму. (Уступчивость депутата объяснялась тем, что на замечания в адрес Минфина у того находился универсальный ответ: нельзя критиковать неокончательный документ.)
Результатом взятой паузы стала публикация 28 июля этого года на минфиновском сайте обновленной редакции законопроекта об официальном бухучете. Эту редакцию документа эксперты Фонда НСФО сочли уже окончательной и, не увидев принципиальных отличий от предыдущей, подвергли резкой публичной критике.

Специалисты фонда снова заявили о концептуальном несогласии с законопроектом и о нецелесообразности его внесения в правительство в новой редакции. А заодно указали на то, что принимать отдельно закон о консолидированной финансовой отчетности нет необходимости. "Консолидированная финансовая отчетность является частью официального бухгалтерского учета, упомянутого в Конституции РФ, - говорится в пресс-релизе Фонда НСФО. - Множественность законов может привести к теоретически неоправданному законодательному разделению понятий консолидированной и индивидуальной отчетности. Правила признания и оценки статей индивидуальной и консолидированной отчетности должны быть едиными. Это необходимо для снижения расходов на составление отчетности и повышения прозрачности отчетности для пользователей". Правда, вместе с тем Андрей Буренин отметил, что Фонд НСФО готов к продолжению диалога с Минфином "по выработке новых подходов к регулированию бухгалтерского учета, в максимальной степени соответствующих интересам общества и государства".

Экспертное сомнение

Позицию Фонда НСФО по законопроекту Минфина поддержали и представители других экспертных организаций. "По оценкам наших экспертов, законопроект "Об официальном бухгалтерском учете" в предложенной редакции не отвечает поставленным перед ним задачам, а именно не обеспечивает защиту интересов государства и других пользователей финансовой отчетности, связанных с получением достоверной информации, - заявил президент РСПП Александр Шохин. - Более того, применение его норм на практике способно существенно ухудшить сложившуюся на настоящий момент ситуацию в этой области. Для решения данных задач более перспективным представляется законопроект "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", разработанный Фондом НСФО".

О необходимости доработки закона заявили также заместитель директора департамента по законодательству ТПП РФ Дмитрий Фадеев, президент организации ОПОРА России Сергей Борисов и другие эксперты.
По словам г-на Фадеева, Минфин не прав в том, что предлагает передать множеству саморегулируемых организаций право подготовки проектов стандартов в сфере бухучета, которые потом будет утверждать государственный орган. "Вряд ли такая схема позволит обеспечить единство логики и понятийного аппарата указанных стандартов", - считает он.

Также, по словам Дмитрия Фадеева, в проекте достаточно странным выглядит место негосударственных органов в системе регулирования бухучета. "Такая система излишне сложна, и в итоге предпринимательское сообщество может влиять на правила российского бухгалтерского учета только очень опосредованно. Экспертам ТПП РФ представляется оправданным создание одного негосударственного органа регулирования бухгалтерского учета, обладающего более широкими правами и на работу которого по понятным прозрачным механизмам могли бы влиять все заинтересованные стороны - представители бизнеса, науки, аудиторы и так далее, - говорит он. - Кроме того, в законопроекте, на мой взгляд, предлагается громоздкая система бухгалтерских правил. Вместо этого необходим единый комплект стандартов финансовой отчетности (который может содержать специальные правила для отдельных групп организаций) и имеющее более низкую юридическую силу положение по бухгалтерскому учету, регулирующее учетный процесс".

А Сергей Борисов в своей критике Минфина обвинил министерство в несоблюдении его же концепции развития бухучета. "Законопроект не отвечает Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу, утвержденной самим Минфином, - считает г-н Борисов, - в соответствии с которой предполагается: активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса; распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом в области бухгалтерского отчета и отчетности (передача части функций государства саморегулируемым организациям); снижение административного бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также уменьшение излишних затрат из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет".

Правда Минфина

Несмотря на столь мощное давление значительной части экспертного сообщества, Минфин не собирается сдавать позиции и намерен до конца отстаивать свое видение развития бухучета в стране и систему его регулирования. Причем Минфин также опирается в своей работе на широкие массы заинтересованной общественности.

Как считают в Минфине, вся работа по реформированию бухучета и отчетности ведется в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в России. Это касается повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, создания инфраструктуры применения МСФО, изменения системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, усиления контроля качества бухгалтерской отчетности, а также подготовки и повышения квалификации кадров.

Кроме того, у министерства несколько иная трактовка развития событий в законотворческом процессе в бухгалтерской сфере за последний год.

Работа над законопроектом велась поэтапно, отмечают в Минфине. Сначала на основе концепции законопроекта, одобренной комиссией правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, был подготовлен первоначальный проект. В декабре 2005?го - феврале 2006 года этот проект обсуждался общественностью. В результате обсуждения межведомственная рабочая группа по подготовке законопроекта получила более пятисот замечаний и предложений, каждое из которых было внимательно рассмотрено. С материалами обсуждения межведомственной рабочей группой этих замечаний и предложений можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России.

По результатам рассмотрения указанных материалов законопроект был доработан и, как упоминалось выше, летом 2006 года представлен общественности. Этот вариант прошел согласование с федеральными органами исполнительной власти и Банком России. Новая редакция получила широкую поддержку и одобрение бухгалтерского и аудиторского сообщества, предпринимательских кругов, научной и педагогической общественности. Только на разного рода общественных форумах в экспертизе этого варианта участвовали более шести тысяч человек.

Таким образом, у Минфина тоже есть своя правда, которая, кроме всего прочего, заключается еще и в полном неприятии законопроекта "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", а также в необходимости принятия закона "О консолидированной финансовой отчетности". Законопроекты "О консолидированной финансовой отчетности" и "Об официальном бухгалтерском учете" обеспечивают реализацию Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в России, они тесно связаны и дополняют друг друга, считают в Минфине. Отдельный закон о консолидированной финансовой отчетности, на взгляд чиновников, необходим еще и потому, что принятая Минфином и одобренная правительством концепция предусматривает использование для подготовки консолидированной финансовой отчетности непосредственно МСФО. Иными словами, эти стандарты должны быть введены в правовое поле Российской Федерации.

Что касается законопроекта "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", то, как известно, все участвовавшие в рассмотрении его государственные органы, включая Минэкономразвития, Минюст, Банк России, высказали крайне отрицательное мнение о нем. Исходя из этого правительство Российской Федерации не поддержало данный законопроект. Такое мнение прозвучало в выступлениях представителей Минфина. В ведомстве также считают, что и экспертное сообщество относится к законопроекту отрицательно.
Что будет

Так или иначе, практически все опрошенные специалисты соглашаются с тем, что мы находимся на пороге нового витка противостояния экспертных элит, но уже на более высоком и более видимом уровне - на уровне широкого обсуждения реформы бухучета в Госдуме и правительстве. И произойдет это уже в начале нового года, так как целый год - более чем достаточный срок для внесения Минфином поправок в собственный законопроект. И больше ждать его не будут. По крайней мере в Госдуме, где высшим чиновникам министерства уже в "очной схватке" держать ответ будет несравнимо сложнее. Тогда и станет яснее, идет в стране реформа бухучета или нет. Со всеми вытекающими последствиями для тех, кто за нее отвечает.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.218 сек.
Яндекс.Метрика