21 сентября 2019 г. Суббота | Время МСК: 16:12:06
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

В банки пришли новые клиенты: кто они и почему банкам это выгодно?




Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
добавлено: 26-02-2007
просмотров: 7744

В банки пришли новые клиенты: кто они и почему банкам это выгодно?Россияне все чаще начинают воспринимать рынок банковских услуг, как реальность, а не просто набор рекламных буклетов. И привыкают не бояться этого рынка, а использовать его в своих интересах. По данным исследования, проведенного компанией ГфК-Русь, в январе текущего года, доля пользователей банковскими услугами среди взрослого населения России составляет 71,4 проц. И это не включая оплату коммунальных услуг. Авторы исследования заинтересовались, как россияне пользуются банковскими продуктами и услугами, каков уровень их осведомленности о банках и знания рекламы банка, а также степени влияния различных источников информации на выбор банковских продуктов и услуг. Динамику авторы исследования отслеживали в пределах полугода: с весны 2006 г до осени 2006 г.

Итак, кто он, современный потребитель банковских услуг? Наиболее активно ими пользуются россияне в возрасте от 30 до 59 лет, предприниматели, руководители и служащие, как правило, с высшим образованием, имеющие семью из 4-5 человек, с уровнем дохода более 6000 рублей на члена семьи в месяц, проживающие в крупнейших /от 500 тыс жителей/ городах России. Среди пользователей дебетовых карт увеличилась доля россиян в возрасте от 40 до 49 лет, прежде всего, рабочих и служащих, а среди пользователей кредитных карт – молодежи в возрасте от 20 до 29 лет. По сравнению с весной, во второй половине 2006 года отмечено увеличение доли пользователей текущими рублевыми счетами /с 35 до 38 проц взрослого населения/ и нецелевыми кредитами /с 3,5 до 7,5 проц, особенно в средних и крупных городах – от 100 до 500 тыс. жителей/.

Продолжает увеличиваться доля пользователей автокредитов и ипотеки: за полгода количество россиян, прибегнувших к данным видам кредитования, увеличилась вдвое. При этом автокредитование наиболее популярно в Москве и в городах Сибирского федерального округа.

В банки пришли новые клиенты: кто они и почему банкам это выгодно?

Доля пользователей банковскими картами сохранилась в течение года на уровне 22-23 проц, говорится в исследовании. Чаще всего россияне используют зарплатную дебетовую карту. Их имеет около 86-87 проц от общего количества пользователей карт. Осенью по сравнению с весной увеличилась доля пользователей, оформивших кредитную карту самостоятельно. Те, у кого карта уже есть, начали пользоваться ей чаще, чем раньше /от 2-3 раз в месяц до 1-2 раз в неделю/. Конечно, банкам выгоден рост клиентов, которые проводят банковские операции пусть в небольших объемах, но регулярно. Так что эту тенденцию можно считать неоспоримым плюсом.

Какие банки все эти люди предпочитают, или хотя бы, знают о том, что они есть? Как выяснилось, граждане начинают разбираться в банковских брендах. По уровню знания авторы исследования выделяют несколько категорий банков. Начнем с первой группы. Самым популярным здесь, является, прежде всего, Сбербанк России /более 90 проц/. Затем следует известный, видимо, по потребительским кредитам Банк Русский Стандарт /63,6 проц/, а потом Альфа-Банк /54,9 проц/. Наряду с ними в группу наиболее известных банков входит, например, ВТБ /Внешторгбанк/ /47,6 проц/. Доля знающих банк в течение всего прошлого года наилучшими темпами росла у Банка Русский Стандарт /+ 9 проц/.

Вторую группу с уровнем знания выше среднего составляют банки: Газпромбанк /39,9%/, Хоум Кредит /39,6 проц/, Росбанк /32,8 проц/, Банк Москвы /32,2 проц/ и Уралсиб /31,7 проц/. Наилучшую положительную динамику уровня знания в этой группе показал банк Хоум Кредит /+5,8 проц/.

В третью группу /со средним значением 14-20 проц/ вошли банки: Импэксбанк, ВТБ 24, ПромСтройБанк, Ситибанк, Петрокоммерц, Возрождение, МДМ-Банк. Наилучшую динамику показал ВТБ24 /+11,6 проц/.

Многочисленная группа банков с уровнем знания ниже среднего /менее 10 проц/ представлена 17-ю банками. Более известными в этой группе являются Юниаструм Банк, Финансбанк, Сибакадембанк, Балтийский, БИН-Банк, ММБ, Райффайзенбанк, Русфинансбанк. Замыкают список банки Глобэкс, Запсибкомбанк, НОМОС-банк с показателями менее 3 проц.

Для того, чтобы распространить информацию о себе, банки прибегают к помощи рекламы. Она действует с разной степенью эффективности. По данным исследования ГфК-Русь, здесь лидируют во втором полугодии 2006 года все тот же Сбербанк /22,4 проц взрослого населения видели какую-либо рекламу этого банка/. За ним следует Русский Стандарт /20,3 проц/, затем Альфа-Банк /13,0 проц/, Газпромбанк /10,0 проц/, Внешторгбанк /9,3 проц/, Хоум Кредит /9,0 проц/. Впрочем, эти показатели не кажутся столь оптимистичными, если ознакомиться с дальнейшими результатами исследования. Почти треть взрослого населения России /31,7 проц/ заявили, что не видели рекламу банков, а каждый пятый респондент /22 проц/ – затруднился назвать рекламируемый банк. Видимо, над рекламной политикой банкам еще нужно поработать… Среди рекламных носителей чаще всего выделяется телевизионная реклама - ролики, спонсорская и бегущая строка. Вторым по "замеченности" носителем россияне называют уличные рекламные щиты. Реклама в газетах занимает третье место. Потребители также обращают внимание на рекламные буклеты/брошюры.

О том, что реклама "не выбирает" своего потенциала, свидетельствует следующий пункт исследования. Выбирая банковские продукты и услуги, россияне в первую очередь руководствуются мнением и советами друзей и родственников. Доля этого канала информации увеличилась в течение 2006 года с 31 до 35 проц. Хотя телевизионную рекламу замечают, респонденты все реже заявляют, что она влияет на выбор ими банка. Доля таких ответов сейчас сократилась с 27 проц в ноябре 2005 г до 20 проц. Зато персонал банка может оказать влияние на выбор услуги или продукта. В 2005 г тех, кто "слушается" банковских сотрудников было 11 проц, а год спустя – 16 проц.

В целом, можно сказать, что банковская культура россиян повышается, и это отрадно. Равно как и повышение культуры инвестиционной. Не так давно ПРАЙМ-ТАСС приводил данные исследования ВЦИОМ по заказу госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" /АСВ/. Это исследование разрушило мифы о том, что основные клиенты банков – инвесторы, не знающие, как лучше распорядиться несколькими "лишними" миллионами рублей. Оказалось, что типичный российский вкладчик имеет высшее образование, работает высококвалифицированным рабочим или уже вышел на пенсию. Средний возраст вкладчиков – старше 45 лет, а доход на члена семьи, позволяющий задумываться о вкладах, начинается от 3 тыс руб в месяц. Вкладчики, если они выбирают банк, отдают предпочтение "крупному" и "государственному", и также доверяют "сарафанному радио". И 50 проц из них предпочитают по старинке хранить наличные средства в рублях дома. Открыть валютный вклад в банке отважились лишь 3 проц опрошенных, а вложения в собственный бизнес или ценные бумаги не превышают статистической погрешности… Откладывают деньги россияне в основном "про запас", как говорится, "на черный день". А инвестировать специально для получения дохода "додумались" пока лишь 2 проц. Двукратный рост по сравнению с 1 проц в 2005 г.

Итак, популярность финансовых инструментов растет, впрочем, в полной мере распорядиться ими наши граждане пока не в состоянии. Что ж, время работает на банкиров. Тот, кому удастся предложить интересные и конкурентные продукты, имеет все шансы заполучить немало новых клиентов. Потенциал в обществе, как говорится, налицо.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.237 сек.
Яндекс.Метрика