19 июня 2021 г. Суббота | Время МСК: 06:51:10
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Прекращание трудовых отношений

Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: новое в законодательстве



Юлия Владимировна Новичкова, федеральный судья в отставке (г. Москва)
Источник: Издательский дом "Арбитражная практика"
добавлено: 05-03-2007
просмотров: 27661
Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ1 внесены существенные изменения в ст. 83 Трудового кодекса РФ, которая закрепляет основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Особенностью данной статьи является объединение оснований прекращения трудового договора, которыми являются юридические факты — действия либо события, не зависящие от воли сторон2.

В ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ появились четыре новые основания для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

  • дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
  • истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права), если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
  • прекращение допуска к государственной тайне;
  • отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

Включение новых оснований в Кодекс делает его в целом более логичным и обеспечивает законодательной основой решения, которые приходится принимать работодателю.

Многие работодатели сталкивались с ситуациями, когда работник в силу тех или иных причин не может продолжать трудовую функцию, например при лишении права управления автомобилем водителя организации либо аннулировании лицензии на частную охранную деятельность у работника частного охранного предприятия. В этих ситуациях работодатели вынуждены были искать способ расторжения трудового договора с работниками, например на основании несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.

В настоящее время в результате внесения вышеназванных изменений необходимость в этом отпала.

Рассмотрим подробнее изменения, внесенные законодателем в ст. 83 ТК РФ, а также определим, в каких случаях и при наступлении каких юридических обстоятельств могут быть применимы данные основания к увольнению работника.

1. Признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Указанный пункт ранее звучал следующим образом: «Прекращение трудового договора в связи с признанием работника полностью нетрудоспособным».

Новая редакция п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ позволила конкретизировать порядок и основания признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности, а также привела в соответствие с положениями подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих данные вопросы, например с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», а также Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Также необходимо отметить, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением ранее являлось отдельным основанием для увольнения по инициативе работодателя по подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. После вступления в силу Закона № 90-ФЗ несоответствия занимаемой должности вследствие состояния здоровья как отдельного основания для увольнения больше не существует.

Одновременно новая редакция ст. 73 ТК РФ предусматривает возможность перевода работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением и подробно регламентирует порядок такого перевода.

Впервые в Кодексе нашло закрепление положение о том, что работник, признанный полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, подлежит увольнению с работы по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Полную нетрудоспособность по действующему законодательству можно определить лишь в связи с признанием граждан инвалидами определенной группы в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 13.08.96 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» и от 16.10.2000 № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», так как эти граждане не могут лично самостоятельно выполнять трудовую функцию.

Термин «полная нетрудоспособность» означает, что речь идет о постоянной утрате работником своей способности к труду. Установление этого факта возложено на специализированные государственные органы, осуществляющие медико-социальную экспертизу, — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции :

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Работодателю следует помнить, что при увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, что предусмотрено ч. 3 ст. 178 ТК РФ в новой редакции.

2. Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Указанное основание является абсолютно новым для прекращения трудового договора.

Дисквалификация впервые была предусмотрена КоАП РФ как вид административного наказания (ст. 3.11 КоАП РФ).

По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права гражданина на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

Дисквалификацию следует отличать от такого вида административного наказания, как лишение специального права, предусмотренного ст. 3.8 КоАП РФ, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренного ст. 47 УК РФ.

Дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания, в то время как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Работодателю следует помнить, что дисквалификация или иное административное наказание может быть основанием для прекращения трудового договора только при условии, что это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по заключенному с ним трудовому договору.

Так, если к работнику применено административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 КоАП РФ) или штрафа (ст. 3.5 КоАП РФ), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку административные наказания не препятствуют исполнению работником обязанностей по трудовому договору.

Прекращение трудового договора с дисквалифицированным работником на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возможно независимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник.

Кроме того, к иному административному наказанию, исключающему возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, можно отнести такой вид наказания, как административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 3.10 КоАП РФ.

Статья 62 Конституции РФ установила, что иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовой статус на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Административное выдворение как вид административного наказания заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из России.

Постановления об административном выдворении выносятся судьями районных судов за такие виды административных правонарушений, как:

  • нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ);
  • нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, пограничных органов, органов, уполномоченных в области миграции населения. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел.

3. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовом договору (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Увольнение по данному основанию возможно, если трудовые функции работника непосредственно зависят от наличия лицензии или другого специального права на определенный вид деятельности, а срок лицензии истек либо приостановлен в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Например, не может быть уволен по данному основанию слесарь-механик, лишенный права управления транспортным средством, если в его трудовом договоре не отражена обязанность по управлению (перемещению) транспортного средства по территории организации.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены два основных вида наказания, влекущих за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору:

  • ст. 3.8. КоАП РФ: административное наказание в виде лишения специального права;
  • ст. 47 УК РФ: уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Административное наказание в виде лишения физического лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Предоставление специального права осуществляется в соответствии с установленными правилами. Так, общие положения, касающиеся получения права на управление автотранспортными средствами, предусмотрены Федеральным законом от 10.12.95 № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».

В настоящее время в соответствии со статьями Особенной части КоАП РФ назначаются административные наказания в виде лишения права:

  • охоты (ч. 1 ст. 8.37);
  • управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3);
  • управления воздушным судном (ст. 11.5);
  • управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7);
  • управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8).

Наказание в виде лишения специального права назначается только судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса.

Уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Данное наказание устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Как правило, это относится к управлению средствами повышенной опасности — автотранспортными средствами в случае совершения преступления, повлекшего смерть потерпевшего.

По данному основанию могут быть уволены водители, лишенные специального права на управление транспортным средством, в случае отсутствия возможности предоставления ему другой работы в соответствии с ч. 2 ст. 83 ТК РФ.

4. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Ранее указанное основание относилось к...

<...>


1. Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

2. Об этом см.: Новичкова Ю. В. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон //Трудовые споры. 2006. № 4. С. 43.

Журнал "Трудовые споры" № 01 (январь) 2007г.
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.190 сек.
Яндекс.Метрика