28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 16:30:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Будущее МСФО в России: очередной этап реформ



Беседовала: Ирина Ордынская
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 16-03-2007
просмотров: 12876
В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности, утвержденной Минфином в 2004 году, в период 2004–2007 годов запланирован обязательный перевод на МСФО консолидированной отчетности ОАО, компаний, чьи ценные бумаги обращаются публично, финансовых организаций, а с 2008 по 2010 год – всех прочих компаний. Однако закон о консолидированной отчетности до сих пор не принят. О проблемах, связанных с переходом на МСФО российских компаний, и ближайших перспективах мы попросили рассказать руководителя проекта по реформе бухгалтерского учета и отчетности по программе TACIS и члена Национального совета по стандартам финансовой отчетности.

«Применение МСФО неизбежно, но необходим переходный период»
Интервью с партнером компании PriceWaterhouseCoopers, руководителем проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности» Ричардом Грегсоном

- Ричард, скажите, можно ли расценивать появление законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете» как новую попытку официально ввести МСФО в России? И какова в таком случае дальнейшая судьба Закона «О консолидированной финансовой отчетности»?

– Закон о консолидированной отчетности [1] – существенный шаг вперед, первая попытка осуществить переход на МСФО на официальном уровне. Несмотря на то что проект этого закона находится в Государственной Думе довольно давно и, как известно, «застрял» там после второго чтения, я не считаю, что необходимость в нем отпала. Закон предусматривает, что консолидированная отчетность компаний должна готовиться в соответствии с МСФО, это позволит гораздо лучше отразить реальное положение дел в компаниях и повысить их прозрачность для инвесторов. Поэтому закон по-прежнему востребован многими компаниями, прежде всего теми, чьи акции котируются на бирже. Не могу заявлять с полной уверенностью, но, вероятно, одно из основных препятствий дальнейшему прохождению закона – это отсутствие официального текста перевода МСФО на русский язык.
Что касается законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете» [2], то он, на мой взгляд, также важен, поскольку декларирует, что российские стандарты должны разрабатываться на основе МСФО.

- О том, что российские стандарты должны создаваться на основе международных, говорят уже много лет. Однако эффект пока незаметен, это подтвердит любая компания, трансформирующая российскую отчетность в соответствии с МСФО. Как, на Ваш взгляд, на самом деле будет проходить переход на МСФО?

- Некоторые представители экспертного сообщества считают, что следовало бы просто перевести на русский язык существующие тексты международных стандартов и внедрить их. С такой позицией сложно согласиться. Попытка ввести международные стандарты таким образом, скорее всего, привела бы только к хаосу в бухгалтерском сообществе. Необходим переходный период. Невозможно в «одну ночь» изменить существующую систему отчетности и учета, поэтому процесс перехода будет постепенным.
Наиболее вероятный сценарий развития событий: на уровне правительства будут разрабатываться тексты новых стандартов для последующего применения в России. Такой обновленный «пакет» стандартов на выходе должен быть одобрен Комитетом по МСФО с указанием, что данные стандарты рекомендованы для применения именно в этой стране. В отличие от массива существующих на сегодня МСФО в стандартах для России не будет рекомендаций по применению, а будут только сами стандарты.

- Станет ли применение таким образом утвержденных стандартов повсеместным?

- Что касается применения, то на определенном этапе после принятия закона о консолидированной отчетности публичные компании смогут отчитываться по МСФО, параллельно продолжая применять национальные стандарты. В идеале предполагается, что национальные стандарты будут совпадать с МСФО. Возможно, такая двойственная ситуация не вполне типична для стран Европы, но для России представляется вполне логичной, поскольку у российских бухгалтеров недостаточно ресурсов и возможностей. Для компаний среднего и малого бизнеса также будет разработана официальная отчетность на базе МСФО, но менее «тяжеловесная», чем для крупных корпораций.

Говоря о государственной поддержке перехода, стоит отметить, что некоторым компаниям указания властей просто не требуются. Наши исследования показывают, что многие российские компании применяют МСФО без официальных директив и требований. Отчетность по МСФО, а значит, достоверная информация о состоянии компании нужна прежде всего акционерам, инвесторам, и случаи подготовки отчетности по МСФО под их влиянием далеко не единичны.

– Как обстоят дела в банковском секторе?

– C применением МСФО в банковском секторе ситуация несколько иная. Около 1200 банков уже готовят отчетность, содержащую элементы МСФО. Первого ноября 2006 года начат проект, в рамках которого должны быть выработаны рекомендации по внесению изменений в правовую базу. Задача состоит в том, чтобы максимально упростить трансформацию отчетности, которая в основном готовится согласно указаниям ЦБ РФ, то есть чтобы изначально готовилась отчетность, соответствующая МСФО. В ходе этого проекта специальными тренингами и обучением будут охвачены около трех тысяч человек, начиная от государственных чиновников, сотрудников ЦБ РФ, контролирующих представленную отчетность, до обширного сообщества тех, кто непосредственно ее готовит, – бухгалтеров коммерческих банков. Я считаю это довольно важным, поскольку сейчас отчетность готовится банками согласно инструкциям ЦБ РФ, она и проверяется на выходе. А вот отчетность по МСФО из поля зрения надзорных органов выпала.

- Ричард, введение практики формирования отчетности по МСФО для российских компаний порождает целый комплекс проблем. В том числе возникает вопрос о том, какие компании могут проводить аудит отчетности по МСФО.

- Модель, распространенная во всем мире, основана не на статусе или системе сертификации аудиторских компаний, а на квалификации специалистов, занятых подготовкой или аудитом отчетности по МСФО. Самое важное, чтобы эти люди прошли специальное обучение, получили аккредитацию всемирно признанной профессиональной ассоциации бухгалтеров или аудиторов.

Приведу для примера страну, откуда я родом, – Австралию. У нас довольно много аудиторских фирм, в том числе небольших, как и в России. Но при этом существует только две крупных организации, уполномоченных контролировать деятельность своих членов, готовящих отчетность по МСФО, – ассоциации сертифицированных практикующих и присяжных бухгалтеров. Эти организации вводят достаточно сложные процедуры и критерии отбора своих членов, и нужно пройти определенные образовательные этапы, чтобы стать их участником. Членство в этих ассоциациях признается в различных международных юрисдикциях, например в Великобритании и США. Помимо этого ассоциации имеют собственные правила профессиональной этики, ведут широкую деятельность по разработке интерпретаций к законопроектам и т.д.

В идеале и в России должны сформироваться такого рода организации, которые имели бы основанные на международных требованиях собственные образовательные программы, признаваемые мировым сообществом. Тогда они смогут самостоятельно сертифицировать своих членов, квалификация которых не вызовет сомнений вне зависимости от того, в какой именно компании они будут работать – в крупной или в небольшой.

Когда количество не переходит в качество

Интервью с Игорем Сухаревым, членом Национального совета по стандартам финансовой отчетности, почетным членом IFA [3].

- Игорь, в чем, на Ваш взгляд, основная причина задержки принятия закона о консолидированной отчетности?

- Закон предусматривал составление консолидированной отчетности любых компаний по МСФО, при этом механизм введения МСФО был отдан «на откуп» правительству. Полагаю, что главная причина такой судьбы закона как раз и состоит в отсутствии механизма введения МСФО.

На мой взгляд, основная цель законопроекта была в том, чтобы хоть каким-то образом заявить о факте введения МСФО в России. На самом деле консолидированная отчетность государственные органы не интересует, поскольку государство традиционно получает отчетность юридических лиц, определенных по правовой форме, а не по экономическому содержанию. Желаете составлять отчетность по МСФО? Да пожалуйста. Сомнительно, что этот закон вообще будет принят, хотя в новом законопроекте «Об официальном бухгалтерском учете», не так давно представленном Минфином России на обсуждение, есть пункты, подразумевающие принятие обоих этих законов. Дело в том, что консолидированная отчетность – это частный вопрос бухгалтерского учета, один из многих. Среди стандартов МСФО лишь один из сорока посвящен данной проблеме. И это вполне логично. Поэтому сводить применение МСФО в российских компаниях только к формированию консолидированной отчетности довольно бессмысленно: все равно как если бы мы решили, что будем применять МСФО для отражения операций лизинга. Нет у компании арендованных объектов – и не нужно применять МСФО, есть – ну, тогда применяем.

- С чем связано появление законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете» и какие проблемы он поможет решить компаниям?

- История появления законопроекта вкратце такова. О том, что ныне действующий Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ устарел, говорилось много, и на всех уровнях. В течение 2005 года под эгидой Национальной организации по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) был подготовлен обновленный закон «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» [4], внесенный в Госдуму в ноябре 2005 года. Однако этот законопроект до сих пор не прошел ни одного чтения. Не в последнюю очередь потому, что регулирующий орган, Минфин России, также заявляет о своей готовности обновить закон о бухучете. Обнаружив альтернативный законопроект, Министерство финансов в 2005 году предложило собственный вариант – законопроект «Об официальном бухгалтерском учете». Однако этот проект оказался настолько сырым и получил столь отрицательную оценку, что его даже не стали вносить в Госдуму.

В течение 2006 года Минфин дорабатывал законопроект, теперь представленный на обсуждение, но, как и прежний вариант, он также пока не получил положительной оценки экспертного сообщества [5]. Скорее всего, даже если этот закон будет принят, он не привнесет положительных перемен в практику российского учета.

Нельзя исключить, что если законопроект Минфина не будет внесен в Госдуму до конца 2006 года, законодатели приступят к обсуждению законопроекта «О регулировании бухгалтерского учета» [6]. Если же проект все-таки попадет в Думу, то вероятно, что депутаты будут обсуждать оба закона, выбирая из двух проектов лучшее и синтезируя таким образом промежуточный вариант.

- Если ни тот ни другой законопроекты не изменят ситуацию в корне, то какой Вы видите перспективу перехода на МСФО в России?

- Официальный переход на МСФО так или иначе состоится. Многие компании самостоятельно, без всяких особых на то распоряжений и указаний сверху пришли к необходимости подготовки отчетности по МСФО, несмотря на затраты и двойную работу. Но это не будет применение текстов стандартов Лондонского комитета. Скорее следует ожидать применения правил МСФО, закрепленных в наших нормативных актах, написанных языком, привычным российскому бухгалтеру, с использованием тех конструкций и оборотов, которые стали обычными для деловой практики. Задача же состоит в том, чтобы отчетность удовлетворяла требованиям международных стандартов, а не каким-то конкретным документам и текстам. Ныне действующие ПБУ вряд ли могут служить базисом для разработки новых стандартов, слишком уж они низкого качества. Но форма документов может быть вполне такая же, возможно, название изменится, например, на положения по финансовой отчетности. Положения, принципы МСФО вполне возможно изложить разными способами, главное, чтобы в итоге под отчетностью российской организации, составленной по обновленным стандартам, смело можно было бы ставить подпись, требуемую Лондонским комитетом: «Данная отчетность соответствует всем требованиям МСФО».

- Какая работа ведется сейчас для обновления действующих положений по бухгалтерскому учету?

- Разработка текстов будущих стандартов ведется, например, в рамках проекта реформы бухгалтерского учета и отчетности в России, финансируемого TACIS. Кстати, и предыдущие наши ПБУ разрабатывались в ходе исполнения таких же проектов, на что было выделено немало средств Евросоюза. Другой вопрос, почему ПБУ все-таки не соответствуют МСФО. На мой взгляд, в первую очередь это связано с налогами. Будучи прежде всего фискальным органом, Минфин вынужден стараться достичь двух целей. С одной стороны, это ведомство курирует реформу бухгалтерского учета, не отвечая за состояние бухгалтерской системы, с другой – его профильная цель – обеспечить наполнение бюджета налогами. Видимо, то, что налоговая составляющая превалирует, и не позволяет провести реформу бухгалтерского учета достаточно эффективно даже на деньги Евросоюза.

- Когда можно ожидать появления новых стандартов финансовой отчетности и какие компании станут первыми их применять?

- О конкретных сроках сегодня говорить не приходится. Но предположения о том, кто будет применять новые стандарты, строить можно. Например, Минфином объявлен конкурс на проведение аналитической работы по выявлению критериев применения МСФО. Другими словами, нужно определить, какие компании будут составлять отчетность по МСФО. На мой взгляд, критерии логичнее применять даже не к отчетности по МСФО, а к финансовой отчетности вообще: если у компании есть пользователь финансовой отчетности, она ее готовит по МСФО. В противном случае вообще не следует требовать от нее финансовой отчетности.

- Будет ли отчетность, подготовленная согласно обновленным стандартам, признаваться иностранными инвесторами?

- Прежде всего, чтобы отчетность признавалась, нужно доверие к самой компании. Кроме того, есть аудиторы, которые проверят отчетность и подтвердят факт соответствия МСФО. И здесь уже вопрос доверия аудитору. Вряд ли доверие можно завоевать, предъявляя какой-либо официальный документ. Вопрос подтверждения навыков и знаний аудиторской компании или отдельных специалистов нельзя решить путем введения какой-либо обязательной государственной сертификации. Кстати, в законопроекте Минфина сделана такая попытка, но это крайне негативный момент.

Вопрос признания того или иного сертификата, диплома – это вопрос признания компании, его выдавшей, рынком. Как только правительство начнет утверждать перечни организаций, уполномоченных сертифицировать специалистов по МСФО, сразу же снизятся и уровень подготовки, и качество услуг, поскольку подобная система приведет к искусственной монополизации рынка, уничтожая конкуренцию: вспомните хотя бы историю с аттестатами главного бухгалтера.

- Что Вы могли бы порекомендовать российским компаниям в сложившихся условиях?

- Сегодня ситуация такова, что российский учет отличается от международных стандартов не столько по нормативным требованиям, сколько по практике применения. Применение ПБУ еще дальше от МСФО, чем нормы, закрепленные в них. Могу отметить, что по экспертным оценкам примерно 90% трансформационных процедур, которые приходится проводить, обусловлены именно учетной политикой организации, а не нормами того или иного ПБУ. Уже существующие ПБУ можно применять так, чтобы избавить себя от подавляющего большинства трансформационных корректировок. Компаниям следует максимально приближать свою учетную политику к международным стандартам, тогда при любом сценарии перехода на МСФО у них не возникнет шок.

Результаты исследования по проекту «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности»

В рамках исследования было опрошено более двух тысяч российских бухгалтеров. Выяснилось, что большая часть респондентов поддерживают деятельность в области разработки национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО:

– 59% заявили, что российский бухгалтерский учет должен основываться на МСФО;
– 55% (из тех, кто поддерживает переход на МСФО) считают, что МСФО необходимо внедрить до 2009 года;
– 85% считают, что применение МСФО повысит качество финансовой отчетности российских компаний;
– 61% высказались за полное принятие МСФО, модифицированных с учетом особенностей России;
– 74% считают, что Министерство финансов должно отвечать за принятие МСФО в России;
– более 60% хотели бы повысить свой профессиональный уровень по МСФО.

Источник: http://www.pwc.com/extweb/pwcpublications.nsf/docid/BEEEC9949AF5C906802571B20038F8FC


Примечания

[1] С законопроектом «О консолидированной финансовой отчетности» можно ознакомиться по адресу: http://www1.minfin.ru/buh/pzinpa_pfz_okfo.doc. – Примеч. редакции.

[2] С проектом закона «Об официальном бухгалтерском учете» можно ознакомиться по адресу: http://www1.minfin.ru/buh/pzinpa_prj.doc. – Примеч. редакции.

[3] Institute of Financial Accountants (IFA), институт финансовых аналитиков, Великобритания.

[4] С проектом закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» можно ознакомиться по адресу: http://www.nsfo.ru/docs/project3.doc.

[5] Отзывы на законопроект «Об официальном бухучете» читайте здесь: http://www.nsfo.ru/index.php?&sec_id=126.

[6] На момент подготовки журнала законопроект «Об официальном бухгалтерском учете» не был внесен в Госдуму.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика