30 сентября 2022 г. Пятница | Время МСК: 07:30:04
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Не зови меня манагером




Источник: E-xecutive
добавлено: 29-03-2007
просмотров: 19119
«Руководитель», «управляющий», «директор», «специалист», «консультант», «лидер», «агент по изменениям», «катализатор» - это все о нем. Одни боятся слиться с «серой массой», другие опасаются за свою репутацию, третьи стремятся доказать, что они – «не такие как все», хотя и первые, и вторые, и третьи работают «в о-фи-се». А вы стесняетесь слова на букву «м»?

Не зови меня манагеромКогда 50 слушателей курса МВА в одной из ведущих бизнес-школ попросили охарактеризовать себя одним словом, они предложили такие «наименования», как «агент по изменениям», «консультант», «лидер» и даже «катализатор». Никто из них не назвал себя менеджером.

Откуда это неприятие «слова на букву «м»? Возможно, менеджеров стало слишком много. Мы все менеджеры, но кому хочется быть «как все»? А может, слово просто превратилось в синоним бюрократии и серости? Когда всех этих «катализаторов» и «инициаторов» спросили, что, по их мнению, означает слово «менеджер», оказалось, что для них оно ассоциируется с кем-то нерешительным и неуверенным, не особо сообразительным, любящим распоряжаться, но едва ли достигающим больших успехов.

Почему? Куда подевались «успешные менеджеры», «менеджеры-профессионалы», «топ-менеджеры», за которыми охотятся хед-хантеры и эйчары (тоже менеджеры, кстати)? И что, в таком случае, мы все здесь делаем?

Руководим, управляем

«Руководитель», «управляющий», «директор», «специалист», «человек, владеющий искусством управления коммерческой структурой», «человек, который управляет процессами в компании», «человек, который что-то двигает куда-то», «не исполнитель, а на полторы извилины больше» – ну, и так далее. Мифический герой, без которого движение остановится, а система превратится в хаос. Беда лишь в том, что сегодня менеджером себя не называет только ленивый, а руководит – далеко не каждый.

Одни считают, что «менеджер» – это тот, кто управляет людьми. То есть продавец – это не «менеджер по продажам» (хм, попробуйте сказать это «сейлзу»!). Другие полагают, что если человек несет ответственность за какой-то бизнес-процесс в компании – он «менеджер», а если управляет людьми – то «руководитель». Наконец, есть и такое мнение: «менеджер» – это не синоним слова «руководитель», а, скорее, обозначение класса офисных работников, то есть синоним словосочетания «белый воротничок».

Что же – те, кто называет себя «катализаторами» и «агентами по изменениям», просто хотят выделиться на общем фоне? А почему бы и нет – ведь придумывают же представители творческих профессий звучные псевдонимы. Насущной необходимости искать замену слову «менеджер» сами менеджеры по большей части не видят. Все привыкли к его многозначности. Это слово удобно: на вопрос о роде занятий и должности всегда есть короткий ответ из восьми букв. Ну и что, что он ничего не объясняет? Слово въелось в лексикон, и возможные варианты вроде «управленца» будут звучать скорее как анахронизм. Найти более или менее адекватный перевод или синоним можно, но польза от этого представляется весьма сомнительной – разве что любители русского языка получат в свой арсенал лишнюю пару «мокроступов».

«Вместо того чтобы искать замену, надо предпринимателям, извиняюсь за выражение, «проветривать мозги» хотя бы базовой теорией. Нужно четко понимать, что специалист, даже классный, совсем не обязательно умеет управлять (то есть владеет менеджментом). Этому нужно учиться и более того – иметь склонность (хорошо, если врожденную, но и она нуждается в развитии) именно к менеджменту», – считает Дмитрий Милачев.

И все-таки…

И все-таки, почему нет? Сколько бы мы ни искали доводов в пользу удобного слова, которое по нашему желанию может «изобразить» все, что угодно, многие предпочитают не называть себя «менеджерами». Уж лучше «руководитель», а еще лучше – «начальник» или «директор».

Впрочем, проблема не столько в слове, сколько в том, кем мы себя на самом деле ощущаем и чем занимаемся. Крис Грей, профессор кембриджской Judge Business School, в своей книге «Очень короткая, вполне интересная и достаточно недорогая книга об обучении в организациях» рисует убедительную картину бедствия: портрет современной успешной корпорации, в которой управленцы не знают тех, кем они управляют, команды бесконечно дробятся, а боссы сменяются с такой скоростью, что постоянной остается только неразбериха. Все это – прямая дорога к безответственности. Каждый следующий «главный» первым делом вынужден разбираться с последствиями бурной деятельности своего предшественника. Аутсорсинг вносит еще большую отчужденность в и без того формальные отношения.

В такой обстановке, где любой, у кого есть хотя бы толика рассудка и амбиций, тратит огромные запасы энергии на самопродвижение, создается волшебный мир. Этот мир населен менеджерами, которые с завидной регулярностью находят удачные / инновационные / революционные (далее по вкусу) решения, которые можно проводить в жизнь после «простой реорганизации». Однако сотрудники компаний, учуивающие опасность за версту, всегда знают, кто окажется последней жертвой «эго управляющего». Как следствие – цинизм и недоверие к менеджменту и менеджерам. И нежелание студентов становиться ими.

Профессор Грей приводит воображаемый диалог менеджера и его сына:

Сын: Папа, а чем ты занимаешься целый день?
Отец: Ну, я, как бы это сказать, эксплуатирую людей.
Сын: Это как?
Отец: Я лишаю людей человеческого облика, заставляя их работать так усердно, как это только возможно, и за минимальные деньги.
Сын: Ой…

В России ситуация похожая, хотя причины несколько иные. Владельцы российских компаний являются не только и не столько профессиональными управленцами, сколько специалистами в той или иной области. Бывшие научные работники, военные, люди с техническим образованием, отягощенные «советским» образованием, комплектуют свои компании по родственно-дружественному принципу. Любой профессиональный менеджер со стороны – враг. «Результаты такого подхода вокруг нас, – замечает Дмитрий Милачев. – Нужно учиться понимать, как все работает, – тогда можно найти точку опоры и перевернуть... ну если не мир, то хотя бы парочку глобальных компаний!»

Нечем гордиться

Внимание к слову «менеджер» со стороны участников Сообщества в свое время привлекло введение одноименного статуса. К теме, которая до сих пор будоражит умы «сообщников», возвращаться сейчас не будем – предлагаю просто вспомнить реплику Николая Онуфриева из давнишней дискуссии: «Менеджер» уже стало ругательным словом... Менеджер – продавец без права работы на кассе, человечек в синтетической рубашечке, выписывающий холодильники со склада... Перефразируя Льва Николаевича: «Я вам не менеджер, матушка, у меня профессия есть!»

Андрей Воронов, руководитель проекта FD.ru, вспоминает: «Первое мое знакомство со словом «менеджер» было связано с сетевым маркетингом, где супервайзер, как паук, сидящий в паутине, завлекает в свои сети «менеджеров», и «sales-менеджерами», занимающимися продажами различных товаров по телефону – тем, что сейчас, не боясь, можно назвать телемаркетерами и коммивояжерами. Это было первое, что дискредитировало термин. В процессе работы часто приходилось пользоваться услугами компаний, предоставляющих услуги в сфере B2B. Здесь разочарование в «менеджерах» было уже связано с качеством работы сотрудников этих компаний. Третье, что вызвало отторжение, – это стиль работы многих «менеджеров», заключающийся в чрезмерной агрессии, часто переходящей в обычное хамство, и «амбициозности», переходящей в пренебрежительное отношение к другим людям».

Похоже, гордиться менеджерам действительно нечем. И стремление пресловутых слушателей МВА назвать себя как угодно, только не «менеджером», кажется оправданным. Нет ли у тех, кто оказался на голову выше «хамской серой массы», повода стесняться «слова на букву «м»?

Представьте себе – нет. По крайней мере, нам с вами, поскольку российские менеджеры относятся к своему «клейму» куда проще, чем их британские коллеги. Возможно, это связано с богатством «великого и могучего», в котором при желание найдется более или менее подходящий синоним. А может, причина в изначально менее серьезном отношении к заимствованным словам. Потому-то, видимо, те, кто по-русски стремятся называться, скажем, «управленцем», по-английски не боятся говорить про себя – «manager». А вне работы и вовсе употребляют прозвище «манагер».

Может быть, в академических кругах, где формируются и реализуются образовательные программы в области менеджмента, к гордому званию менеджера отношение более трепетное. Может быть, менеджеры, которые получают доступ к западным источникам информации и знакомятся с западным пониманием этого слова, ощущают диссонанс между собственным статусом и оригинальной трактовкой термина. Но «в среднем по палате» никто не видит трагедии в том, что он называется менеджером. «Мы же говорим на профессиональном языке», – замечает Сергей Хромов-Борисов.

В конце концов, иногда человек красит должность, а иногда – должность человека. Можно быть генеральным директором конторы из трех человек. Можно быть «телефонной барышней» в каком-нибудь call-центре и именоваться «менеджером по работе с клиентами». Внимание к словам зачастую определяется человеческим тщеславием. Для кого-то оно не значит ровным счетом ничего. «Хоть горшком назови, только денег больше плати», – говорит Ирина Мясникова. И, согласитесь, если название вашей должности звучит не иначе как «Координатор программ для бизнес-сектора B2B-издательства – координатор программного комитета Форума «Россия в электронном мире» – помощник ответственного секретаря Национального экспертного совета по интеллектуальному зданию», – вам все-таки лучше представляться менеджером. Хотя бы для начала.

Повод гордиться собой – это умение быть менеджером, то есть умение управлять. Вот этого таланта и правда хватает не всем. «Процент юмора по отношению к менеджерам высок, – отмечает Олег Макаров. – Песня была отличная: «Тебе хорошо, ты не такой, как все, ты работаешь в о-фи-се…» Все поводы гордиться там перечислены. Да и чем гордиться? Тем, что ты менеджер? Глупо, по-моему. Гордиться можно тем, что ты что-то сделал».

Менеджер по…

Продажам, закупкам, рекламе, PR, персоналу, поддержке, снабжению,
Работе с клиентами, работе с врачами, маркетингу, продвижению,
Логистике, импорту, экспорту, качеству, таможне, распространению,
Туризму, претензиям, медиапланированию, финансам, активам, решениям,
Проектам, развитию, полиграфии, инвестициям, кредитованию,
Инжинирингу, сервису, лизингу, классифайдам, образованию
(А также бренд-, офис- и все, на что хватит вашей фантазии).

Думаете, это плод больного воображения? Наберите словосочетание «менеджер по» в любом интернет-поисковике и убедитесь сами. Среди наиболее экзотических примеров вы, возможно, встретите менеджеров по здоровью, безопасности, тюнингу, аквариумистике и инсайтам (да, бывает и такое).

Сегодня «менеджер» – это любой сотрудник компании, не обязательно на руководящей должности, не обязательно принимающий решения. По словам Дмитрия Милачева, в малом и среднем бизнесе (особенно в провинции) менеджером принято называть любого наемного работника коммерческого предприятия. Слово «менеджер» становится синонимом «мальчика на побегушках», не способного на самостоятельные осмысленные действия, но большого любителя (и даже профессионала) попить кофе, сходить на перекур и в ближайший магазин канцтоваров за скрепками (с заходом в бар по дороге). С ним соглашается и Ирина Мясникова: слово действительно замылилось, потому что «куда ни плюнь – в менеджера попадешь».

И хорошо еще, если попадешь в сотрудника какой-нибудь компании (пусть в ней будет работать десять человек). Сегодня на каждом шагу можно встретить объявления: «Магазину требуется менеджер по мерчандайзингу» (человек, который будет расставлять продукты на полках), «Компании требуется менеджер по поддержанию чистоты на территории» (дворник, просто дворник).

Что делать? – Сохранять спокойствие. Не в первый раз человечество сталкивается с массовым явлением. То, что во времена Йозефа Шумпетера было в новинку и казалось основанием идеальной системы управления, сегодня поистрепалось, затерлось, приобрело новые причудливые формы, так и хочется сказать – мутировало. Но без мутаций невозможна эволюция. Ведь и мы с вами не стоим на месте. Растите, совершенствуйтесь, меняйтесь. Не все ли равно, как называться?

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.104 сек.
Яндекс.Метрика