28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 17:43:34
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Кто поможет с отчетностью по МСФО?




Источник: ИА Клерк.ру
добавлено: 02-05-2007
просмотров: 9289
Тема МСФО не является новшеством для российских предприятий: многие из них готовят такую отчетность еще с 90-х годов прошлого века. Составление отчетности в соответствии с международными стандартами требует присутствия на рынке квалифицированных специалистов, способных помочь отечественным бухгалтерам. О проблемах перехода на МСФО корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Евгений Самойлов, генеральный директор и партнер аудиторской компании «Бейкер Тилли Русаудит».
Евгений Самойлов, генеральный директор и партнер аудиторской компании «Бейкер Тилли Русаудит»

— Евгений, как сегодня разделился аудиторский рынок относительно услуг по МСФО?

— На сегодня можно выделить три группы аудиторских компаний, оказывающих услуги по МСФО. Во-первых, это компании big4 – для них это основной вид услуг. В этих компаниях работают сотни специалистов, основной компетенцией которых является знание международных стандартов. Безусловно, эти компании занимают самую существенную долю на рынке, их клиенты – крупнейшие предприятия российской экономики. Во-вторых, группа российских аудиторских фирм, членов крупнейших международных аудиторских сетей, оказывающих услуги по МСФО на регулярной основе. В этой группе, как правило, существуют специализированные подразделения по МСФО с численностью от 15 до 50 человек. По нашим данным, таких компаний на рынке в настоящее время не более десяти. Тем не менее, доля этой группы на рынке постоянно растет. Качество их услуг сегодня уже сопоставимо с тем, что делают в big4. В основном они обслуживают компании малой и средней капитализации, планирующих выход на рынки капитала (акций или облигаций) или уже сегодня имеющих иностранных акционеров и кредиторов. В-третьих, это российские аудиторские фирмы, стремящиеся выйти на рынок услуг по МСФО. Как правило, у них нет команды специалистов, в лучшем случае можно говорить об одном – двух менеджерах проектов, имеющих практический опыт, а не только теоретические знания. Безусловно, существует и еще одна группа – компании, только задумавшиеся об оказании данных услуг. Подобных фирм подавляющее большинство среди тех, кто заявляет о возможности оказания услуг по международным стандартам. Поэтому, выбирая аудиторскую компанию, необходимо уделять особое внимание опыту аудиторской компании, фактически реализованным проектам – не всегда декларация о возможности выполнить работы по МСФО может быть реализована на практике.

При выборе аудитора по МСФО, следует также учитывать то, с какими компаниями работает аудитор, и на какие группы пользователей отчетности он ориентирован. Как и в любом бизнесе, в аудиторском бизнесе есть свои сегменты: не всегда нужно идти в бутик, чтобы получить стандартную услугу или не получить ее вообще, так как вы не готовы к подготовке международной отчетности и ее аудиту. В то же время, не всегда даже качественная услуга может быть адекватно оценена пользователями (потенциальными инвесторами и кредиторами), привыкшими ориентироваться на определенные брэнды – выбор аудитора по МСФО во многом зависит от того, кто будет потребителем отчетности.

— Оцените, пожалуйста, интерес к составлению МСФО-отчетности со стороны отечественных предприятий и определите основные тенденции.

— Тенденции очевидны – интерес компаний к получению финансирования приводит к росту рынка подготовки отчетности по МСФО. Сегодня и инвестиционные аналитики, и различные инвестиционные фонды предпочитают работать с международной отчетностью. Отсутствие отчетности по МСФО может привести к сокращению инвесторской базы, отказу в кредитовании компании иностранным банком. Например, наша компания проводила анализ облигационного рынка компаний третьего эшелона.

Результаты исследования показывают, что компании, представляющие отчетность по российским стандартам, в среднем имеют процентную ставку на 0,65 процента выше, чем те компании, которые имеют отчетность по МСФО. Это значит, что при выпуске займа на 1,5 млрд. рублей компания за год экономит 10 млн. рублей. Если стоимость подготовки отчетности составит менее этой суммы, то для компании составление отчетности по МСФО выгодно. Есть рынки, например, рынок еврооблигаций, на котором компания просто не сможет привлечь финансирование, не представив отчетность по международным стандартам. Вот такая простая логика, почему отечественные предприятия заинтересованы в переходе на международные стандарты. Учитывая динамику развития финансовых рынков, интерес к составлению отчетности ежегодно растет в разы.

— В каких услугах аудиторской компании больше нуждаются отечественные предприятия - в непосредственном составлении отчетности по международным стандартам или только в консультационных?

— Ситуация достаточно быстро меняется. Если раньше компании были заинтересованы просто в составлении отчетности, то в настоящее время все чаще возникают запросы на постановку процесса трансформации и подготовки консолидированной отчетности. Однако доля консалтинга до сих пор невелика. Можно назвать две основные причины данной ситуации. Во-первых, на рынке существует нехватка специалистов, поэтому собрать собственную компанию зачастую не возможно. Во-вторых, российские компании имеют короткий горизонт планирования – а это значит, что в первую очередь возникает вопрос скорости подготовки отчетности, что решается только путем аутсорсинга процесса составления отчетности. Лишь в последний год компании стали ставить перед собой задачу формирования собственных команд, занимающихся составлением отчетности, а это значит, что стал возникать и предмет для консалтинга.

— Вы как аудитор, имеете дело непосредственно с отчетностью предприятий. Как вы оцениваете качество МСФО-отчетности?

— Достаточно сложно говорить о ситуации в целом – она очень сильно различается в зависимости от типа компаний. Крупнейшие российские компании, которые начали переход на МСФО еще в середине 90-ых годов, сегодня имеют качественную отчетность. Они создали специализированные подразделения, которые системно занимаются подготовкой отчетности; менеджмент этих компаний понимает принципы подготовки отчетности, готовы к раскрытию всей необходимой информации о деятельности компании. Те компании, которые только переходят на МСФО сегодня, не всегда соблюдают все требования МСФО. Самый простой пример – раскрытие информации о связанных (аффилированных) лицах: не смотря на заявления компаний об открытости не редко, информацию о связанных лицах эти компании не отражают в отчетности, так как менеджмент занимает формальную позицию, соответствующую законодательству, а не действительному положению дел. Также не всегда раскрывается в полной мере информация о рисках деятельности компании, условных обязательствах. Кроме того, серьезной проблемой для многих компаний является справедливая оценка активов компании, в частности основных средств или дебиторской задолженности. В этих условиях, роль аудитора в процессе подготовки отчетности сегодня очень высока.

— По вашему мнению, как сильно изменяется стоимость компании с ее переходом на МСФО?

— Я уже приводил результаты нашего исследования по облигационному рынку, которые свидетельствуют о снижении стоимости заимствований в случае представления отчетности по международным стандартам. Этот факт прямо влияет на стоимость компании. Однако это лишь частный случай. Если говорить более широко, то отсутствие отчетности по МСФО существенно снижает принципиальную возможность получения внешнего финансирования. Этот факт может сдерживать развитие компании и в итоге не позволяет достигнуть максимально возможной стоимости бизнеса. Переход на МСФО не является обязательным фактором для не публичных компаний, развивающихся за счет собственных ресурсов. Много ли таких компаний? Скорее всего, нет. Поэтому в настоящее время – в период консолидации многих отраслей – для компаний средней и малой капитализации, переход на МСФО является необходимым условием роста стоимости. Конечно, есть и обратная сторона перехода на МСФО – повышение прозрачности приводит в частности к росту налоговой нагрузки. Этот фактор также нужно учитывать при принятии решения о переходе на МСФО.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что задумываться о переходе нужно заранее. Приступая к этой процедуре в последний момент, можно потерять существенную часть стоимости компании, так как подготовка такой отчетности может быть просто невозможна.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика