28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 22:02:07
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Мастерские лидерства



Юлия Беловицкая
Источник: Газета "Элитный персонал"
добавлено: 10-05-2007
просмотров: 9147
В новом столетии бизнес будут делать лидеры, убежден Сергей Павлович МЯСОЕДОВ, ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ, вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования. Доля аккуратных и исполнительных технократов в управленческих командах уменьшается, да и конкуренция настолько высока, что выживут только сильнейшие.

– Сергей Павлович, чем отличается лидер от обыкновенного руководителя?

– Существует несколько классификаций основных характеристик лидера, и мне наиболее симпатична теория Ицхака Адизеса. Во-первых, лидер обязательно должен быть креативен и предприимчив; во-вторых, он должен обладать талантом интегратора, уметь сплачивать людей, очаровывать их новыми идеями, вести за собой; и, в-третьих, его должно отличать от других большое трудолюбие и знание своего бизнеса.

Что такое креативность и предприимчивость? Это, образно говоря, способность разглядеть слона в тумане. Представьте себе картину: рассеивается туман, и появляется большое серое ухо. Потом туман вновь сгущается, а дальше появляется большая нога. Большинство людей неспособно объединить отдельные элементы в целостный образ. Но креативный руководитель способен взять на себя инициативу: «Я практически убежден, что там слон! Да, его не видно, но давайте готовиться к встрече. Знаете, какие возможности сейчас появятся у нашей компании, если нам удастся приручить этого слона?!» Благодаря такому подходу у компании появляется стратегическое видение. Лидер вдохновляет весь коллектив, предлагает новые пути, даже если речь идет о дрессировке слона.

– Как Вы считаете, лидерами рождаются или можно научиться основным приемам с нуля?

– Есть золотое правило: если вы хотите, чтобы в вашей команде были сильные менеджеры-лидеры, – ищите личности, профессию они освоят сами. Можно научить человека, скажем, финансовому менеджменту, но воспитать в нем нужные личностные характеристики непросто. Согласно научным исследованиям, коррекция личности во взрослом возрасте, то есть после 20 лет, возможна лишь в пределах 10–15%.

Я считаю, что прием в бизнес-школу должен быть конкурсным, как в театральное училище. Как говорится, нельзя сделать мраморного Аполлона из глины, даже если его будет ваять гениальный скульптор. В ведущих зарубежных школах, таких как Гарвард, Вартон, Стэнфорд, набор проходит на конкурсной основе, у них всегда 3–5 человек на место. Из тех амбициозных молодых людей, которые к ним приходят, они отбирают наиболее одаренных, помогают им развить свой талант.

– Какие курсы, программы, предметы способны развить лидерские качества?

– Прежде всего, я не верю, что за счет теоретических учебных курсов, можно развить талант лидера. Теория нужна, чтобы систематизировать практический опыт. Но лидерское начало развивается через развитие эмоционального интеллекта, через способность лидера общаться с людьми, «подпитываться» от них, «подпитывать» их своим видением. В нашем Институте только 40% отдачи происходит за счет взаимодействия профессор – слушатель на теоретических занятиях. А дальше, изложив теорию, мы говорим: «Господа, если вы хотите развить лидерские таланты, постарайтесь развить свою предприимчивость и совершенствовать свой опыт».

– Какие методики позволяют развивать эмоциональный интеллект?

– Это интерактивные занятия: case-studies, тренинги, мозговые штурмы. В нашей школе на программах MBA и EMBA более 200 кейсов, значительное количество тренингов. Эти занятия занимают более 50% учебного времени. Мы глубоко убеждены, что талант лидера можно развивать, но развивать его могут только сами лидеры в процессе упражнений. Эмоциональный интеллект – это умение общаться с людьми, чувствовать их интересы, сильные и слабые стороны, вести людей за собой. Люди приходят в ИБДА, а мы позволяем им оттачивать свое мастерство.

Мы считаем, что лидерство развивается в процессе интерактивных занятий, в процессе того, что в Уортоновской школе бизнеса (где я учился в середине 90-х) называют «enrichment through shearing». То есть в процессе взаимообогащения и обмена опытом, обсуждения тех или иных управленческих решений. В группах собраны сильные лидеры, они могут учиться друг у друга, обогащать свой эмоциональный интеллект.

– Кто проводит интерактивные занятия?

– Для проведения такого рода занятий необходимы профессиональные преподаватели, способные вывести группу на подобное взаимодействие. Я бы хотел отметить наших профессоров и консультантов Александру Кочеткову и Тиграна Арутюняна. Их тренинги по развитию навыков эмоционального интеллекта «вшиты» в программы МВА и Executive МВА. Интересные и эффективные занятия по навыкам лидера уже на протяжение ряда лет у нас в ИБДА ведет Александр Павлуцкий (консалтинговая фирма «Павлуцкий и партнеры»).

Наряду с тренингами по эмоциональному лидерству мы ввели в программы МВА и ЕМВА интерактивные тренинги по развитию политического лидерства. Политический лидер умеет вдохновлять на поддержку своих идей не только соратников, но и тех, кто находится выше его – политиков, олигархов, руководителей очень крупного бизнеса, местные власти, общественные организации. В России нельзя недооценивать роль власти, ее воздействие на успех компании.

– В развитии лидерских качеств вы активно используете западный опыт?

– Да, и это очень важно, поскольку ведущие бизнес-школы Запада, например Гарвард, Вартон, обладают более чем вековым опытом. Естественно, мы берем оттуда лучшее, стараемся, чтобы наши преподаватели ездили за рубеж, приглашаем западных коллег. Но это только одна сторона дела. Мы также считаем, что наши лидеры нуждаются в эмоциональной подпитке своего интеллекта через общение с лучшими людьми из наших регионов и бывших республик Советского Союза. Наряду с западными преподавателями у нас регулярно проводят занятия «звездные» профессора из Санкт-Петербурга, Ульяновска, Челябинска, Нижнего Новгорода и других городов РФ. Выступают лучшие преподаватели из Киевско-Могилянской школы бизнеса.

– Такое партнерство дает свои плоды?

– Разумеется. Наши западные партнеры – бизнес-школы входящие в верхние строчки всех мировых рейтингов, например, Fuqua School of Business, Duke University, London Business School.

Благодаря такому партнерству мы организовываем для слушателей с программ Executive MBA (в ИБДА их две) зарубежные программы-семинары. На них лидеры российских предприятий общаются с зарубежными управленцами и бизнесменами, слушают выступления гуру менеджмента. В ноябре прошлого года мы получили возможность отправить слушателей на стажировку в Роттердамскую школу менеджмента (Голландия). А, а слушатели программы ЕМВА, проводимой совместно со Школой менеджмента UAMS (Антверпенский университет, Бельгия) поехали в Брюссель и Антверпен. На подобных стажировках занятия длятся с 9 утра до 9 вечера – плюс самостоятельная и групповая работа по подготовке кейсов и презентаций до 11-12 ночи. Несмотря на сравнительную краткосрочность зарубежные стажировки поразительно эффективны и точки зрения развития навыков командной работы и выработки лидерских качеств.

– Обязательно ли лидер после окончания бизнес-школы открывает свое собственное дело или он может быть наемным менеджером?

– Я не думаю, что лидер должен быть обязательно собственником. К нам в Институт ежегодно приходят и те и другие. Доля собственников составляет около 25-30%. Часть наемных менеджеров в процессе учебы или сразу по окончании успешно создает свои собственные предприятия. Но возможен и иной вариант, когда креативные лидеры – владельцы мелких и средних предприятий с оборотом от $1 млн. до 50 млн. в год – назначив на своем предприятии исполнительного директора, уходят на наемные, менеджерские позиции в крупнейшие корпорации страны, чтобы полнее реализовать себя как лидеров.

Идет переток талантливых лидеров-собственников из частного мелкого и среднего бизнеса в крупный бизнес, и параллельно идет процесс перехода части лидеров с управленческих позиций в крупных компаниях в собственный бизнес. Причем эти две тенденции в чем-то нивелируют друг друга.

– Если лидерами рождаются, какова все-таки роль бизнес-школы в развитии их таланта?

– Бизнес-школа, систематизирует опыт, развивает и шлифует навыки лидера, дает возможность ускорения карьерного роста. Бизнес-школа как большой симфонический оркестр, где виртуозы объединены единой мелодией. Мы пытаемся дать людям более широкий взгляд, так сказать, стратегическое видение с высоты птичьего полета, вооружаем их техникой эффективных управленческих решений и развиваем их личные качества через общение.

Приведу простой пример. Известен химический состав клея скрипок Страдивари, установлено, где брали дерево и сколько лет его сушили. Но никто не может повторить технологию великого итальянского мастера. Это то, что в зарубежной литературе называют «tacit knowledge» – неявные знания, то есть знания, которые не поддаются формализации, но определяют успех. Я убежден, что tacit knowledge существуют и играют важнейшую роль в управлении и лидерстве. И они могут передаваться только в результате синергетической деятельности большой группы лучших преподавателей-практиков, имеющих многолетний опыт работы в бизнес образовании.

Великий Страдивари накапливал свой опыт десятилетиями. Бизнес-школа, если она ориентирована на успех, должна десятилетиями, по крупинкам формировать сыгранную команду из лучших профессоров, тренеров, консультантов-практиков. Когда команда сложилась, наступает пора для приглашения внешних виртуозов, которые с блеском исполнят свою короткую партию под аккомпанемент не менее звездного и слаженного оркестра. Это происходит сейчас в нашем Институте: на программы МВА и ЕМВА мы приглашаем лучших практикующих менеджеров, известных консультантов и тренеров из регионов, известных зарубежных профессоров менеджмента. Знания и навыки, которые мы даем, позволяют 87% наших учащихся делать качественный карьерной скачек.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика