29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 12:28:48
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Минфин России готовит переворот в статьях НК о рыночных ценах



Наталия Телегина
Источник: Минфин РФ
добавлено: 23-10-2007
просмотров: 9789
Трунин Илья Вячеславович - Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья ТРУНИН описал глобальные изменения, которые ожидают Налоговый кодекс

 — Илья Вячеславович, Минфин России завершает работу над законопроектом о новых правилах контроля над сделками между взаимозависимыми лицами. Какие именно изменения предлагается внести в Налоговый кодекс РФ?

— Законопроект предлагает признать утратившими силу статьи 20 и 40 Налогового кодекса РФ и одновременно дополнить кодекс новым разделом — «Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием». Там будет обозначен перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми, перечень контролируемых сделок, а также общие положения о применении цен для целей налогообложения.

— Контролируемые сделки — это в первую очередь сделки между взаимозависимыми лицами?

— Да. Причем законопроект сохраняет основной принцип и две группы оснований для признания лиц взаимозависимыми: по закону и по решению суда.

Перечень взаимозависимых лиц по закону расширяется. Это будут организации, в капитале которых прямо или косвенно участвует одно и то же лицо, и доля этого участия в каждом случае более 20 процентов. Также взаимозависимыми предлагается признать, например, основное общество и дочерние, организацию и членов ее совета директоров, работников и работодателей.

— По каким основаниям взаимозависимость сможет признать суд?

— Законопроектом не предусматривается исчерпывающий перечень. Это могут быть любые лица при условии, что одна сторона может оказывать влияние на условия и результаты сделок, которые совершает другая сторона, в силу своего участия в капитале, какого-либо соглашения или иной возможности влиять на решения.

Предлагается определить в кодексе некоторые ориентиры для судов. Например, взаимозависимыми могут быть признаны участники простого товарищества — при наличии соответствующих признаков.

— Как будут контролироваться сделки между взаимозависимыми лицами?

— Прежде всего, предлагается исключить действующее сейчас положение Налогового кодекса о проверке цен товаров, которые отклоняются более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного периода времени. Вместо этого инспекторы будут анализировать, соответствует ли цена контролируемой сделки интервалу рыночных цен вне зависимости от ее величины.

— Откуда инспекторы узнают рыночные цены?

— Методам определения рыночных цен посвящена большая часть законопроекта. Давайте рассмотрим один из них. Налоговые инспекторы анализируют цены в сделках с идентичными или однородными товарами других налогоплательщиков. Причем данные сделки должны быть совершены в сопоставимых экономических условиях и не взаимозависимыми лицами. Находятся минимально и максимально возможные цены при данных условиях, разница делится на четыре интервала. Для целей налогообложения в контролируемых сделках рыночной признается только цена в пределах второго и третьего интервала.

— Наверное, компаниям, да и инспекторам первое время будет довольно сложно работать в новых условиях, находить информацию по ценам. Минфин России не планирует выпускать справочники с указанием средних цен или «рыночных» интервалов по каждому виду товара?

— Не думаю, что это можно, а главное — нужно осуществлять. Минфин России не будет публиковать какие-либо справочные цены для целей налогообложения. Доначислению налога по основаниям, связанным с трансфертным ценообразованием, должна предшествовать долгая и кропотливая работа налоговых органов. Именно они должны будут обосновать, почему, по их мнению, цена в контролируемой сделке не соответствует рыночной. Если же налогоплательщик будет не согласен с решением инспекторов, он сможет его оспорить в суде.

— Что будут делать инспекторы, если цена в контролируемой сделке не попала в «рыночный» интервал?

— Если отклонение цены привело к занижению суммы налога, инспекторы будут вправе принять решение о взыскании недоимки. Если отклонение было в сторону понижения, они доначислят налог исходя из минимальной границы интервала, а если в сторону повышения — из максимальной.

Положительным для налогоплательщиков моментом в новом законопроекте будет то, что организация будет вправе обосновать цену сделки, показав инспекторам алгоритм ее расчета. Это будет делаться в ответ на запрос налогового органа.

— В ответ на запрос организация предоставила все необходимые расчеты. Однако инспекторы с ними не согласны. В этом случае налоговые органы все равно примут решение о доначислении?

— Да, инспекторы будут вправе доначислить налог. Однако представляется нецелесообразным применять по отношению к такому налогоплательщику положения статей 120 и 122 Налогового кодекса РФ. Другими словами, если организация заранее позаботилась и подготовила расчеты, обосновывающие соответствие цен в контролируемых сделках уровню рыночных цен, даже в случае доначислений она освобождается от уплаты штрафов — это будет прописано в Налоговом кодексе РФ.

— Налогоплательщик продает товар своей «дочке». Он может, не дожидаясь запроса инспекторов, еще при сдаче отчетности объяснить налоговому органу, почему именно такая цена, по его мнению, является рыночной?

— Если в одном налоговом периоде сумма доходов и расходов по всем контролируемым сделкам превысила 1 миллион рублей (сейчас именно эта сумма предусмотрена законопроектом, но она условна), компания обязана будет представить в налоговый орган сведения об этих сделках, в том числе расчеты. Предполагается, что такие сведения будут указываться в приложениях к налоговым декларациям по налогу на прибыль, НДФЛ, а также к налоговым декларациям, которые подают участники специальных налоговых режимов.

Если же сумма не превысила 1 миллиона рублей, то представлять в налоговый орган расчеты — это право, а не обязанность налогоплательщика. Следует отметить, что, например, для назначения выездной проверки у налогового органа должны быть серьезные основания подозревать, что компания уклоняется от уплаты налогов, занижая или завышая цены в контролируемых сделках. Как правило, это касается внешнеэкономических операций с использованием трансфертного ценообразования.

— Какие еще принципиально новые моменты содержит законопроект?

— Предлагается дополнить Налоговый кодекс РФ положением о предварительных соглашениях по трансфертным ценам, если одной из сторон сделки является крупнейший налогоплательщик. Взаимозависимые лица будут вправе еще до совершения сделки заключить с налоговым органом соглашение, где будут прописаны метод определения цены сделки и формула, по которой она рассчитывается. Отмечу, что подобные предварительные соглашения широко используются в мировой практике. Предлагается установить пошлину, которую налогоплательщик будет уплачивать за рассмотрение заявления о предварительном соглашении.

— Для чего компаниям заключать такое соглашение, да еще и уплачивать пошлину?

— При наличии предварительного соглашения налоговый орган уже не сможет признать цену сделки нерыночной и доначислить налог (если все условия этого соглашения выполняются налогоплательщиком). Правда, это новое положение кодекса вступит в силу не раньше 2010 года.

— На какой стадии сейчас находится законопроект о трансфертном ценообразовании?

— В настоящее время он согласовывается с МЭРТ России. Последняя редакция опубликована на официальном сайте Минфина России. Предполагается рассмотрение законопроекта на заседании Правительства РФ в ноябре текущего года.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика