21 сентября 2019 г. Суббота | Время МСК: 06:07:06
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Импорт идей



Александр Егоров
Источник: Журнал "the CHIEF" (ШЕФ)
добавлено: 12-11-2007
просмотров: 7072

Еще на многие годы основным источником бизнес-идей для нашего человека останется серый импорт. Собственно, с этого и начиналось новое русское предпринимательство.

Бизнесмен должен быть не только небрезгливым, но и внимательным.

Спикеры с телеэкрана, рассуждающие о своих, российских инновациях в бизнесе, выглядят пришельцами из иного мира. Или (скажем осторожнее) людьми, значительно опередившими время.

Рискнем предположить, что еще на многие годы основным источником бизнес-идей для нашего человека останется серый импорт.

Собственно, с этого и начиналось новое русское предпринимательство. «Все уже придумано до нас», – отмечали внимательные и небрезгливые люди в начале девяностых – и уезжали туда, где и было все придумано.

Иногда они возвращались.

Они били первыми

Первые магазины cash&carry. Первые товарно-сырьевые биржи. Первые салоны сотовой связи. Первые кинотеатры-мультиплексы. Первые пивные рестораны. Первые конторы экспресс-почты. Первые мультибрэндовые автоцентры. Первые многопрофильные клиники. Первые продюсерские компании. Первые «магазины горящих путевок». Первые Интернет-порталы для торговли и знакомств. Первые системы электронных платежей. Первые кредитные брокеры. Уфф! Недостающее впишите сами. Мы даже оставим пустую строчку – а надо бы оставить целую страницу.

Но откуда же взялись все эти новаторские бизнес-идеи? Родились ли они в гениальной голове внезапно прозревшего советского экономиста? Или, может быть, мудрый президент даровал их предпринимательскому сообществу специальным указом (как в Южной Корее)?

Ох, вряд ли, вряд ли.

Еще раз рискнем предположить: весь потребительский рынок России и все, что (и как) на нем появилось, – это импорт идей. Ни один этап в российской истории не дал так много инноваций, как ударная пятилетка «челночного бизнеса». Помните, когда-то доллар уже был дешевым, и только ленивый не перегонял из-за океана «навигаторы» и «монтеро»? А с ними – и кое-что еще: идеи. В голове, в записных книжках (вместе с телефонами партнеров), на пленках «мыльниц», на пятидюймовых дискетах.

А то и в конспектах лекций, привезенных в чемодане прямо из Массачусетса.

Они были внимательными, эти пионеры бизнеса. И не брезговали учиться у других.

Кто успел, тот и сел

Немного жаль романтических 90-х (ну, и то не всех), когда рабочую визу в США или, скажем, в Сингапур мог получить кто угодно. Путешествия стали школой жизни для всех, кто хотел хоть что-то делать сам. На отечественных путях-дорожках царил совсем иной естественный отбор. Там все, что ты делал сам, учились отбирать.

Этим первопроходцам следовало бы поставить памятник – так же, как автомобилю ВАЗ 2108, приватизационному чеку и фильму «Криминальное Чтиво». Эти люди бесповоротно изменили наш мир, а главное, наш взгляд на этот мир. В стране, где вещевой рынок оставался вершиной рыночной экономики, вдруг появились гости из будущего, которые своими глазами видели нью-йоркскую фондовую биржу и Virgin Megastore, да мало ли что еще!

Конечно, с тех пор многое поменялось. Пограничники повернулись лицом к народу; Запад поменял ориентацию на менее игривую, да и вернувшиеся на родину первооткрыватели застолбили свои участки. Кто успел, тот успел. Подсмотренного опыта для многих оказалось достаточно, чтобы встать на ноги – или, скажем точнее, крепко усесться на своей рыночной делянке. Поскольку в другие (неприятные) места за подглядывание не сажают.

И вот теперь (даже в интервью The Chief) далеко не каждый готов открыто признаться в прошлых грешках вроде заимствования идей (как с удовольствием в них признаются кумиры юных маркетологов, Евгений Ч. или Олег Т.). Да и то верно, какой же это плагиат? Скорей, подвижничество.

Вот только подвинуться пришлось всем остальным.

Такая внешняя скромность первопроходцев понятна и объяснима. Сегодня, когда потребительский рынок насыщен как товарами, так и услугами, уже кажется, что всё было всегда, и даже странно, что никто раньше до этого не додумался. И даже как-то неудобно хвастаться.

Вторая мысль вытекает из первой: многим кажется, что ничего нового, ничего невиданного на рынке придумать уже невозможно.

Вот тут-то The Chief уполномочен поспорить.

Имею идею?

Конечно, количество еще не перешло в качество, и собственные бизнес-идеи в России родятся еще не скоро. Они появятся только тогда, когда все чужие будут полностью освоены и переработаны, когда они (при должной подпитке нефтью) превратятся в плодородный перегной для собственных инноваций. Телеспикеры рано машут шапками: лет десять в запасе по-любому есть.

Однако можно заняться кое-чем и в процессе ожидания. Например, порешать некоторые тактические и стратегические вопросы.

Вот, скажем, такой: как закрытый на семь замков российский финансовый рынок переварит бум потребительского кредитования? Почему нехорошо получилось с ипотекой? Куда развернуть отечественный автопром?

Есть, кстати, и подсказки. Только искать их надо… опять-таки на Западе (ну, и на Востоке). Стратегия бизнес-подглядывания никуда не девается, а только совершенствуется. Меняются и цели: как печь в фастфуде русские блины, мы уже научились на Брайтоне. Теперь пора разведать, как строить нормальные дома – как-то ведь их строят, и никто никогда не видел у подножия американских небоскребов митинга обманутых дольщиков.

И тогда (лет через десять) мы сможем выйти на новую ступень – от удовлетворения потребностей рынка к формированию этих потребностей. И продавать идеи на экспорт… ну, или дарить в обмен на глупые и уже ненужные, но все равно веселые голливудские боевики.

Они закрывают для нас дорогу к знаниям? Не проблема. Мы проложим ее сами, как депутат Артур Чилингаров проложил во льдах дорогу к нефтегазовому полюсу.

СоМНЕНИЕ

 Андрей Феофилов, директор сети торгово-сервисных центров «МВО Питер»:

 – Я бы все-таки говорил и о взаимном проникновении идей. Ведь кто-то что-то посмотрел «у них» – и в результате «в Японии появился кефир из России». Так что, скорее, надо говорить и о взаимном проникновении идей, ведь многие  мысли, идеи были заимствованы не только нашими, но и иностранными предпринимателями и с успехом были внедрены «у них».  Да, согласен, в основе своей потребительский рынок России – это импорт идей... Ну, а что делать, если у них рынок раньше сформировался? Но – спрашивается, зачем изобретать колесо и повозку? Проще, увидев повозку, сделать себе такую же, а затем заняться ее доработкой, чтобы она была более эффективной, или заняться придумыванием чего-то нового. А повозка – пусть деньги зарабатывает! 

Журнал "the CHIEF" #10(64), 2007
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.204 сек.
Яндекс.Метрика