![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Программа не заменит человека. Проблемы внедрения автоматизированных систем по МСФОИсточник: ИА Клерк.ру добавлено: 20-11-2007
просмотров: 11279 Основным назначением автоматизированных систем по МСФО является сокращение времени на подготовку отчетности. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия. Кроме того, при автоматизации процесса проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе проверки непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с «человеческим фактором». В связи с этим потребность в таких программах с каждым годом растет. Однако на рынке пока нет ни одного широко распространенного и при этом удовлетворительного по качеству программного продукта для составления отчетности по МСФО. Это обусловлено тем, что его создание связано с определенными сложностями.
Комментарий эксперта ITeam: На сегодняшний день ряд консалтинговых компаний предлагают комплексные решения по постановке МСФО: от разработки методологии до внедрения автоматизированной системы. Со стороны подрядчика формируется команда, состоящая из консультантов, внедренцев и программистов. Заказчик должен понимать свою зону ответственности в проекте и обязательно включить в состав команды собственного специалиста финансовой службы – в этом я полностью согласен с автором статьи. Кроме того, я бы порекомендовал создать Совет управления проекта на более высоком уровне, выполняющий функцию стратегического координатора. Стоит обратить внимание на существующую опасность при привлечении внедренческой фирмы, ориентированной на определенный продукт – обычно такие компании стремятся продать свое программное обеспечение, которое может не соответствовать интересам заказчика системы. Возможным вариантом может быть приглашение консультантов, которые имеют опыт внедрения нескольких систем и могут предложить оптимальное для Заказчика решение.
Выпускник консалтинговой компании ITeam ведущий специалист отдела бюджетирования ОАО "ГЛАВСТРОЙ" Сергей Бежин Вначале рассмотрим проблемы на этапе разработке программы. Отсутствие квалифицированных кадровДанная проблема, как известно, – одна из наиболее острых в области подготовки отчетности по МСФО вообще, а для написания программного обеспечения в области МСФО в особенности. Для изготовления качественного продукта, подходящего для конкретного предприятия, необходимо участие сразу трех групп специалистов.
Выбор исполнителя для проектаДля решения задач по автоматизации особенно актуально решение вопроса о том, кто, собственно, будет этим заниматься. Для начала следует определиться с тем, будут работы проводиться своими силами или с привлечением подрядчиков. Впрочем, трудности ожидают и в одном, и в другом случае. Проведение работ с помощью внутренних ресурсов. Первая и самая главная проблема при таком решении – найти необходимые внутренние ресурсы. Это чревато большими затратами на оплату труда персонала, поэтому следует оценить, оправданны ли они. Для такой оценки необходимо ответить себе на следующий вопрос: «Понадобятся ли такие специалисты и в таком количестве по окончании проекта?» Если ответ будет скорее положительный, чем отрицательный, то это будет мощным аргументом в пользу проведения работ по автоматизации собственными силами. Однако в большинстве случаев ответ отрицательный. Поэтому компании обычно предпочитают вариант с привлечением подрядчика. Кроме того, еще одна проблема реализации проекта собственными силами состоит в том, что при таком варианте документация (техническое задание, инструкции и т. д.) имеет тенденцию быть неполной, а иногда и вовсе отсутствовать. Это может быть связано как с нехваткой у программистов-разработчиков времени, так и с желанием «привязать» к себе работодателя за счет эксклюзивности получившейся программы. Грамотная документация необходима для поддержания функционирования программы, внесения в нее изменений и для передачи дел от одного человека, работающего с программой, другому. Привлечение подрядчика Если собственные ресурсы отсутствуют, а набирать соответствующий персонал нецелесообразно, то для выполнения работ по автоматизации подготовки отчетности по МСФО можно привлечь стороннюю организацию. Однако здесь тоже есть свои сложности. Во-первых, большинство подрядчиков не слишком хорошо понимают потребности предприятия и стремятся продать свои уже готовые продукты, не особенно заботясь о том, насколько они подходят для конкретного заказчика. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует создать совместную команду, в которую со стороны предприятия будет входить хотя бы один методолог. Его задача – следить за соблюдением интересов компании. Кроме того, в состав команды должны быть включены представители всех трех перечисленных выше групп специалистов. Во-вторых, если при реализации проекта своими силами в программу как во время работ над ней, так и после их завершения возможно вносить практически любые изменения без значительного увеличения стоимости проекта, то подрядчик за все доработки обязательно потребует дополнительной оплаты, а не только дополнительного времени. Проблема усугубится при недостаточной квалификации специалистов, составляющих техническое задание. В этом случае придется выяснять отношения не только по вопросу, кто должен доделывать или переделывать программу, но и кто за какие именно изменения должен платить. Специфика решаемой задачиСоставление отчетности по МСФО сопряжено с принятием решений, основанием для которых служит профессиональное суждение составителей. Запрограммировать его невозможно. Даже с учетом имеющейся в любой автоматизированной системе возможности вводить ручные корректировки и исправлять посчитанные системой цифры, возникнут определенные сложности, ограничения. Пример последних – невозможность изменения формулы, «зашитой» в код программы. Не всегда возможно досконально описать языком формул все виды расчетов со всеми возможными вариантами. Как пример приведем расчеты, связанные с консолидацией капитала группы. Основная процедура здесь – взаимозачет инвестиций в материнской компании против капитала дочерней (в том числе и той части нераспределенной прибыли, которая была заработана до покупки дочерней компании материнской). Однако, например, если дочерняя компания выпускает дополнительное количество акций, а материнская компания их выкупает, то сумма денежных средств, уплаченных за них дочерней компании, не будет считаться в полном объеме инвестицией (деньги из группы ушли не полностью, а лишь в доле меньшинства в дочерней компании после совершения сделки). При трансформации отчетности каждый раз составляется отдельный расчет, который должен быть изменен в соответствии с новой информацией. Кроме того, существует множество других даже не столько полезных, сколько «приятных» функций, которые невозможно предусмотреть в каждой программе (например, суммирование чисел только по выделенным ячейкам). Поэтому нахождение оптимального компромисса между объемом работ, производительностью программы и удобством работы пользователя –одна из первоочередных задач, решаемых на этапе разработки программы. Далее рассмотрим проблемы на этапе внедрения. Их следует разделить на две части: проблемы при внедрении системы параллельного учета и проблемы при внедрении системы, автоматизирующей процесс трансформации отчетности. Внедрение системы параллельного учетаОсновной принцип системы параллельного учета – это введение в систему учета по РСБУ дополнительных признаков, на основании которых впоследствии составляется отчетность по МСФО. Например, при первом применении МСФО необходимо переоценить основные средства. Делается это либо с применением индексов инфляции, либо при помощи независимых оценщиков. Полученная любым из таких способов сумма присваивается каждому основному средству, и весь последующий учет по МСФО, включая списание, начисление амортизации и прочие изменения стоимости, будет вестись исходя из этой «новой» стоимости основных средств. Отчетность, составленная при помощи системы параллельного учета, получается точнее, чем полученная при трансформации, однако и сложностей при ее внедрении больше. Первая сложность – это снова подбор персонала. Для работы в такой системе можно нанять бухгалтеров, имеющих представление об МСФО, а можно научить уже имеющихся бухгалтеров проставлять те или иные признаки в системе. Первый вариант для составления отчетности идеален за исключением того, что платить им придется существенно больше, чем обычным бухгалтерам. При втором варианте значительно возрастает риск ошибок, поскольку работающий с программой параллельного учета ставит тот или иной признак или сумму не на основании своего понимания того, как это должно быть отражено в отчетности по МСФО, а просто потому, что это прописано в инструкции. При этом прописать в инструкции все возможные варианты учета каждой операции довольно трудно. Отдельно следует рассмотреть проблему обеспечения единой учетной системы на всех подразделениях и предприятиях группы компаний (при составлении консолидированной отчетности). Если единая система отсутствует, то автоматизация параллельного учета значительно усложняется (вплоть до полной его неприемлемости) ввиду необходимости работать с данными различных учетных программ, консолидировать их. Еще одна проблема, которая может возникнуть при внедрении системы параллельного учета по МСФО, связана с настройкой программы, в соответствии с которой уже ведется российский учет. Если в ней не предусмотрен достаточно подробный учет (например, отсутствует формирование себестоимости по статьям калькуляции), то для составления отчетности по МСФО ее придется дорабатывать. Затраты на такие доработки могут быть весьма существенными, поэтому необходимо делать выбор между ними и неполной автоматизацией процесса подготовки отчетности. Внедрение автоматической системы трансформации отчетности по российским стандартам в отчетность по МСФОЭтот вариант является компромиссным, не решающим проблему с отчетностью кардинально. Поэтому его целесообразно проводить в жизнь только в тех компаниях, где проблемы с персоналом или с учетной системой (или обе проблемы в совокупности) невозможно решить за разумное время или средства. Сущность этого подхода состоит в том, что из учетной базы каждого предприятия выгружается информация по данным российского учета, которая определенным образом обрабатывается для получения отчетности по МСФО. Первая проблема, возможная при данном методе автоматизации, – это обеспечение выгрузки из различных учетных систем предприятий холдинга. В таких случаях обычно головной компанией задается единый формат выгрузки, а ее автоматизация перекладывается на плечи филиалов и дочерних компаний. Кроме того, необходимо обеспечить непротиворечивость входящих данных. Как правило, из программы выгружается не вся необходимая для подготовки отчетности информация: часть ее должна заполняться бухгалтером вручную. Поэтому в этих данных возможны ошибки и противоречия с имеющейся в базе информацией. Проблему можно решить с помощью формирования сверки по выгруженной информации. Например, актив баланса должен сходиться с пассивом, что необходимо автоматически проверять при выгрузке, и при несоблюдении данного равенства выдавать предупреждение или вообще запрещать выгрузку. Следующая сложность состоит в том, чтобы обеспечить достаточную гибкость программы с целью дать составителям отчетности простор для выражения своего профессионального мнения. Результат работы недостаточно гибкой программы будет нуждаться в последующей корректировке. Поэтому необходимо обеспечить как можно больше возможностей для изменения как входящих данных, так и посчитанных в программе, настроек условий и счетов для проводок. Подводя итоги, можно сказать, что эффективность проекта по автоматизации подготовки отчетности по МСФО оценивается точно так же, как эффективность любого другого проекта, а именно сопоставлением полученной выгоды с понесенными затратами. Значит, риски проекта состоят либо в переоценке первого, либо в недооценке второго. Все рассмотренные выше проблемы касаются того, как правильно оценить и оптимизировать выгоды от проекта и затраты на него. Однако с уверенностью можно сказать, что только при заинтересованности всех участников проекта в том, чтобы продукт получился качественный, можно рассчитывать на успех. Журнал "Новые Системы Финансового Учета" №4 - 2007 Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|