19 июня 2021 г. Суббота | Время МСК: 05:46:25
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

"ЗАКОН ИЗМЕНЯЕТ ПОЛНОМОЧИЯ ФСФР: ОНИ РАСШИРЕНЫ " - интервью заместителя руководителя ФСФР России С. К. Харламова журналу «Вестник НАУФОР»



добавлено: 01-02-2008
просмотров: 7438

Биографическая справка: Харламов Сергей Константинович

Харламов Сергей КонстантиновичРоссийская индустрия коллективных инвестиций на протяжении нескольких последних лет росла впечатляющими темпами, и, кроме того, в уходящем году основательно поменялась ее законодательная база. О состоянии отрасли и стоящих перед ней задачах главному редактору «ВН» Ирине Слюсаревой рассказывает заместитель руководителя ФСФР России Сергей ХАРЛАМОВ.

– Сергей Константинович, какие события стали главными в уходящем году для индустрии коллективных инвестиций? Какие проблемы удалось решить, какие остались нерешенными?

– Уходящий год не был для финансового рынка столь благоприятным, как 2005–2006 годы. Очевидно, что процессы глобализации, в том числе в области финансовых рынков, все более ощутимо отражаются и на российской экономике, интегрирующейся в мировую. Обнадеживает то, что наш рынок демонстрирует способность противостоять внешним угрозам – это соответственно оценивается инвесторами, в том числе иностранными, но думаю, об этом лучше расскажут аналитики.

Если говорить о результатах для отрасли, то ей очередной уходящий год дал дополнительный опыт. Этот опыт получили, во-первых, управляющие фондами: в отношении инвестиционных предпочтений и поведения различных групп пайщиков, в отношении управления инвестиционными портфелями фондов и по многим другим аспектам их деятельности.

Полагаю, что у пайщиков также есть повод многое переосмыслить– ведь изменяющаяся (не всегда в лучшую сторону) ситуация на рынке – это дополнительная возможность убедиться в профессионализме портфельных управляющих, надежности команд каждого элемента, каждого института отрасли и оценить ситуацию по отрасли в целом, а, следовательно, принимать более адекватные инвестиционные решения в дальнейшем. Конечно, нельзя не отметить дальнейшего совершенствования системы дистрибуции паев.

Новые возможности получили также институты – участники накопительных систем. В первую очередь я говорю о принятом в начале этого года положении о порядке размещения пенсионных резервов. Этот документ определяет новые перспективы развития НПФ, управляющих компаний и специализированных депозитариев на ближайшие годы. Определяющим можно назвать год и для участников системы инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих – это касается соответствующих поправок в закон, принятых в конце года. К сожалению, в этом году не удалось преодолеть межведомственные разногласия по поправкам в законодательство, направленным на развитие системы инвестирования пенсионных накоплений. И, конечно же, нельзя не сказать о том, что в конце 2007 года принят Государственной думой, Советом Федерации Федерального собрания РФ и подписан Президентом России Федеральный закон от 06 декабря 2007 года № 334ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Это долгожданное и весьма значимое событие не только для отрасли коллективных инвестиций, но и для финансового рынка в целом. Полагаю, что этот закон будет определять перспективы развития отрасли на последующие годы. Его принятие – это только начало большой работы по структурированию индустрии коллективных инвестиций, формированию новых конкурентных правил внутри отрасли, а также укреплению конкурентных преимуществ институтов отрасли в глобальном масштабе. Закон также позитивно повлияет на развитие смежных отраслей финансового рынка.

– Что важного происходило в прошедшем году в области законодательства для индустриии что НЕ сделано?

– Главный закон отрасли я уже упомянул. Новации закона предлагаю обсудить немного позже. Возможности инвестирования средств «военной ипотеки» также существенно возрастут – в конце года принят Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих). В результате для управляющей компании появились, в частности, возможности за счет накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих формировать более одного инвестиционного портфеля в рамках различных инвестиционных мандатов.

Изменился порядок инвестирования в ценные бумаги иностранных эмитентов(включая российские депозитарные расписки) с целью повышения эффективности управления. Расширен перечень разрешенных объектов инвестирования – конечно, с учетом соблюдения принципов надежности и доходности. Закон уточняет порядок передачи инвестиционного портфеля в случае прекращения договора доверительного управления.

Немаловажными являются поправки в части уточнения перечня оснований для отказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, от договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, в том числе конкретизация требований статьи 20 Федерального закона, нарушение которых влечет обязанность уполномоченного федерального органа отказаться от указанного договора. Изменился порядок определения размера вознаграждения управляющей компании. Основная цель этих поправок – через повышение мотивации управляющей компании повысить эффективность инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.

Также законом совершенствуются вопросы компенсации расходов специализированного депозитария. Чего не удалось решить – это внести поправки в законодательство, связанные с совершенствованием инвестирования пенсионных накоплений. Не удалось полностью решить вопросы, связанные с совершенствованием вопросов налогообложения: такие как налогообложение закрытых фондов, обмена паев и ряд других. Однако следует отметить, что указанные вопросы были проговорены представителями Минфина и ФСФР и зафиксированы в концептуальном документе, который разрабатывал МинфинРоссии. Я имею в виду основные направления налоговой политики. Кстати, этот документ содержит и планируемые сроки подготовки соответствующих поправок.

Также важной для отрасли стала подготовленная регулятором концепция поправок в Закон«О рынке ценных бумаг» в части прямого обращения на российском рынке иностранных ценных бумаг. В конце первой декады декабря был зарегистрирован приказ ФСФР, который определяет порядок квалификации иностранных ценных бумаг. В основу порядка положена международная система кодификации ценных бумаг. Наиболее подходящим для этого является код CFI. Полагаю, что уже в первой половине будущего года мы станем свидетелями повышения активности инвестирования управляющих фондами в иностранные ценные бумаги.

– Является ли по-прежнему актуальной задача (обозначенная в Стратегии) унификации требований и стандартов для всех форм инвестиционных институтов?

– Да, несомненно. Ее актуальность я связываю, в первую очередь, с возможностью снижения издержек инвестиционных институтов, с построением системы контроля над инвестированием и, как следствие (а может быть, основой этого), снижением регуляторных барьеров. В какой-то степени это эволюционно, поскольку для накопительных систем названная цель достигается через внесение поправок в соответствующее законодательство, о чем я уже говорил ранее. Почему в этом отношении я придерживаюсь оптимистической позиции? Видимо, потому, что решение этой задачи объективно экономически оправданно. Названные вопросы решаются в рамках финансовых групп, определяющих стратегии размещения самых различных резервов, а не в силу того, что это было бы оправданно с точки зрения реализации концепции мегарегулятора финансового рынка.

– Каковы задачи нового Положения о составе и структуре активов АИФов и ПИФов? Что дает отрасли введение категории фондов прямых инвестиций?

– Думаю, что положение не будет решать концептуально новых задач. Однако, как минимум, должно произойти разделение требований к фондам для квалифицированных инвесторов от требований к фондам, не предназначенным для таковых. Более серьезной задачей для регулятора будет найти грань, которая отделяет необходимость дальнейшей детализации требований к составу и структуре активов (как способа ограничения рисков, направленного на защиту прав и интересов инвестора) от регулирования, предоставляющего большую свободу действий портфельному менеджеру. В последнем случае необходимо найти баланс необходимых процедур и объема информации для предоставляемых управляющими отчетов, для формата раскрытиями информации для инвесторов, а также для необходимых надзорных мер со стороны регулятора. Требования же к фондам прямых инвестиций в существующем на сегодняшний день регулировании уже установлены. Данные о текущем состоянии этого сегмента рынка, числе таких фондов и их активах содержатся, например, на сайте Национальной лиги управляющих.

– Какие новации содержит в себе новый закон об инвестиционных фондах? В частности, для каких целей нужен российскому рынку институт хедж-фондов? Что им будет позволено? Будут ли они подлежать контролю со стороны спецдепозитария? Будет ли соотноситься российская практика работы хедж-фондов и западная?

– Новации, которые вводятся новым законом, покрывают два направления – это, во-первых, совершенствование регулирования деятельности лицензируемых институтов отрасли, а во-вторых, определение нового для российского финансового рынка понятия «квалифицированный инвестор» и связанного с ним изменения требований к инвестиционным фондам, финансовым инструментам, предназначенным для таких инвесторов. Что касается хедж-фондов, то понятие такого фонда законом на прямую не определяется. Представляется возможным ввести регулирование для определенного вида фондов, которое соответствовало бы, например, за рубежному регулированию. Но, полагаю, у нас нет острой необходимости вводить такое регулирование непременно с начала нового года. Западные страны ведут дискуссию, связанную с ужесточением регулирования хедж-фондов. Там, в частности, довольно остро ставится вопрос о совершенствовании стандартов управления рисками. В инвестиционной индустрии эта проблема относится к числу наиболее актуальных. Я полагаю полезным в части решения этих (и ряда связанных с ними) проблем внимательнее изучить западный опыт.

– Будут ли меняться полномочия ФСФР? В частности, что можно сказать в отношении отзыва лицензии без суда?

– Да, принятый закон изменяет полномочия ФСФР России – они расширены. В принятом законе предусмотрена замена процедуры приостановления действия лицензии процедурой введения запрета на все операции лицензиата или их часть. Приостановление действия лицензии предполагает приостановление всех операций лицензиата и затрагивает его отношения со всеми клиентами. Однако практика показывает, что в большинстве случаев нарушение лицензионных требований возникает при оказании услуг не всем, а лишь одному или нескольким клиентам. В этих обстоятельствах достаточно приостановить только те операции, по которым допущены нарушения.

Также законом определен закрытый перечень оснований, которые может применить ФСФР для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и негосударственного пенсионного фонда. Не буду на них останавливаться. Полагаю, что следует внимательно ознакомиться с соответствующими положениями закона. Решение об аннулировании лицензии ФСФР России может принять также в случае представления со стороны инвестиционных и пенсионных фондов или их управляющих компаний и специализированных депозитариев заявления об отказе от лицензии. У организаций, которым аннулирована лицензия, есть право обжаловать решение ФСФР России в арбитражном суде. Очевидно, что аннулирование лицензии – это крайняя мера, которая может быть применена регулятором, когда арсенал прочих мер для исправления ситуации у проблемной компании уже исчерпан.

Еще одной особенностью закона в отношении вопросов, затрагивающих осуществление лицензируемой деятельности, является введение временной администрации в проблемной компании. Закон содержит также перечень оснований для введения временной администрации, и эта процедура направлена исключительно на решение вопросов возврата средств пайщикам, когда все прочие ведущие к этому процедуры, установленные законодательством, уже исчерпаны.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.261 сек.
Яндекс.Метрика