13 ноября 2019 г. Среда | Время МСК: 18:01:43
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Мартин Стиксел: «Отметки в 2 млн пользователей мы достигли, потратив 50 тысяч евро»



Евгений Купраш
Источник: E-xecutive
добавлено: 05-02-2008
просмотров: 7359
Феномен социальных медиа окреп настолько, что проникает даже в специализированные онлайновые сервисы. Мартин Стиксел , придумавший музыкальный портал Last.FM, уверяет, что «социальный» феномен пойдет интернет-проектам только на пользу. Он говорит со знанием дела: недавняя продажа Last.FM принесла ему и его компаньонам $280 млн при начальных инвестициях в 50 тыс. евро. Мартин Стиксел о бизнесе, интернете и музыке – в эксклюзивном интервью E-xecutive.

Мартин Стиксел: «Отметки в 2 млн пользователей мы достигли, потратив 50 тысяч евро»Из офиса компании «Суп» открывается отличный вид на Москву. Огромные окна позволяют в деталях рассмотреть плотную застройку центра. Высокий молодой человек сидит спиной к стеклянной стене, с широкой улыбкой смотрит в глазок веб-камеры белого MacBook – ведет видеоконференцию через Skype. Он что-то говорит по-английски в микрофон компьютера, а потом порывисто вскакивает и подносит лэптоп экраном к окну, чтобы собеседник сам посмотрел на Москву с высоты 16-го этажа.

Молодого человека зовут Мартин Стиксел, он в первый раз в Москве и знаменит тем, что в 2002 году придумал и запустил музыкальный сайт Last.FM. Бизнесмен приехал в Россию лично познакомиться с новым партнером – агентством +SOL, которое с конца октября 2007 года продает рекламу на его сайте рекламодателям из России. Last.FM - это колоссальная коллекция музыки самых разных направлений, которую можно слушать через интернет, но нельзя скачать. Основную ценность сайта – его контент – создали не Мартин и его команда, а сами пользователи, которых в месяц на сайте бывает 20 млн (из них около 300 тыс. - российские). Last.FM использует традиционную для сайтов бизнес-модель, основанную на продаже рекламы, однако за счет точного таргетинга делает это очень эффективно. В мае 2007 года проект был куплен американским медиахолдингом CBS за $280 млн. Получив свою часть денег, 33-летний Мартин остается у руля проекта. Зачем? У него есть стимул - сделать лучший в мире музыкальный сайт, так же как Google сделал лучший в мире поисковик, а YouTube – лучшую коллекцию видео.

E-xecutive стал единственным российским медиа, которому Мартин Стиксел дал интервью во время своего краткого визита в Москву. Молодой миллионер о бизнесе, интернете и музыке в Сети – специально для участников Сообщества.

Основатель и компания

Мартин Стиксел родился в 1974 году в Австрии. Его работа в музыкальной индустрии началась в 1995 году, когда он стал продюсером на Austrian National Radio. В 1999-ом он вместе с Феликсом Миллером (Felix Miller) основал insine.net – интернет-площадку для «свободных» музыкантов, не имеющих контрактов с рекорд-лейблами и одновременно онлайновый рекорд-лейбл. В 2002 году к ним присоединилися Ричард Джонс (Richard Jones), и они создали социиальную музыкальную сеть Last.fm.

Основанный в 2002 году в Лондоне ресурс Last.FM – это революционный музыкально-социальный проект, объединяющий любителей музыки, профессиональных исполнителей и звукозаписывающие компании со всего мира. С помощью уникальных механизмов «скробблинга» и музыкальных рекомендаций Last.FM создает профиль для каждого пользователя, основываясь на его музыкальных предпочтениях, и дает персональные рекомендации, а также помогает людям со схожими вкусами найти друг друга в многомиллионном сообществе. Сайт формирует персональные радиостанции и предлагает другие возможности для общения и прослушивания музыки. Last.FM сотрудничает со звукозаписывающими компаниями EMI, Warner Music Group, Sony BMG, The Orchard, IODA, c более чем 20 тыс. независимыми лейблами и более чем 100 тыс. независимых музыкантов.

E-xecutive: Мартин, вы были продюсером, потом основали первый онлайновый рекорд-лэйбл, затем создали социальную сеть. С чем связана такая резкая смена приоритетов?

Мартин Стиксел: Ну, я бы не стал говорить, что Insine.net стал первым интернет-лэйблом… Как бы то ни было, в Европе и в Великобритании очень многие пишут качественную музыку, однако о существовании талантливых исполнителей и сильных групп мало кто знает. Начинающим музыкантам без денег и без продюсеров сложно прорваться на ТВ, на радио или в музыкальную прессу, организовать паблисити и промоушн. И мы подумали, почему бы не сделать этот процесс проще. Интернет в этом смысле дает большую свободу. В Сети можно организовать виртуальную площадку, которая соединила бы исполнителей с любителями их музыки. Так возник онлайновый рекорд-лэйбл. Проект создавался главным образом для друзей, но это не помешало ему иметь довольно неплохую аудиторию: после года работы на сайте было зарегистрировано около двух тысяч исполнителей, которые выкладывали на ресурс свои демо-записи.

Можно ли назвать Last.FM продолжением Insine.net?

Конечно. Но мы существенно расширили идею. И если рекорд-лэйбл был в основном увлечением, то Last.FM стал чем-то большим: на нем было решено обкатать ряд технических решений и найти новые способы заработать. То есть, все шло к тому, что рано или поздно из проекта должна была возникнуть компания. Чтобы ускорить процесс, мы решили максимально расширить аудиторию проекта. Last.FM делался для всех – для музыкантов, для слушателей, для лэйблов-мэйджоров, для продавцов музыки. Пессимисты, как это часто бывает, не верили, что мы справимся. В тот период – с 1999 по 2002 год – затея с трансляцией музыки через интернет казалась скептикам провальной. Но мы были уверены, что идея отличная, и продолжали ее развивать. Первый по-настоящему серьезный успех пришел в 2005 году.

Какую бизнес-модель вы выбрали на начальном этапе проекта?

У нас была пара задумок, как делать деньги на новом проекте. Перспектива зарабатывать на рекламе на сайте выглядела вполне логичной. Ее-то мы и выбрали. Мы купили ключевые слова в системах контекстной рекламы (типа Google AdWords), вышли за пределы Великобритании, наладили отношения с онлайновыми и обычными магазинами компакт-дисков, с сайтами, продающими музыку для скачивания, с клубами, организаторами концертов, промоутерами, которые занимались продажей билетов. Кроме рекламы у нас есть платные пользовательские сервисы. За три евро в месяц юзер получает платный доступ с рядом дополнительных возможностей и может отключить отображение рекламы при использовании своего аккаунта. Бизнес-модель проекта не случайно подразумевала такое разнообразие: мы сознательно пошли на диверсификацию прибыли.

Трансформировалась ли бизнес-модель за пять лет существования проекта?

Она осталась неизменной. Реклама по-прежнему важна для нас. Она помогает клиентам продавать, поскольку желание пользователя познакомиться с исполнителем или музыкальным направлением так или иначе приводит его на Last.FM. Скажем, человек по радио услышал песню, которая ему понравилась. Он хочет разыскать этот сингл, послушать его еще раз, найти другие песни этого исполнителя, оценить их и принять решение купить весь альбом. В сети много сайтов, откуда можно скачать музыку за деньги, есть интернет-магазины, продающие музыку на физических носителях. Наш сайт входит в мощную инфраструктуру музыкального сегмента шоу-бизнеса, и мы эффективно монетизируем свой статус и свои преимущества.

Если вернуться к платным услугам сайта, то в их семействе очень скоро, в начала следующего года, появятся новые сервисы, которых пока нет ни у кого. В них мы добавим интерактивности, что, на наш взгляд, будет чрезвычайно интересно для пользователей. Но пока эти сервисы не запущены, я не хотел бы пока о них говорить. Всему свое время.

Развлекательный контент постепенно мигрирует в сеть, и российские продавцы тоже это заметили. Пессимисты предсказывают скорое исчезновение музыки и фильмов в «пластике», и в Европе с ее более широким проникновением интернета это явление должно ощущаться острее, однако у вас на сайте активно рекламируются Amazon.com и другие продавцы дисков. Объясните это противоречие.

С одной стороны, потребителю удобнее брать развлекательный контент из Сети. Если вы хотите слушать музыку, вы заходите на Last.FM. Если вам нужно посмотреть видео, идете на YouTube. И на первом, и на втором сайте можно найти практически все, что угодно. Но с другой стороны, сейчас, как и раньше, людям важно обладать каким-то объектом, держать что-то в руках. Вот такими объектами становятся CD и виниловые пластинки. Я думаю, в глубине души каждый человек, который покупает «пластик» или «винил», хочет собирать коллекцию дисков, тщательно расставлять их на полке в гостиной, хвастаться коллекцией перед друзьями.

Конечно, продажи дисков падают, они никогда не будут такими, как 8-10 лет назад, но диски и пластинки все равно будут продаваться. Они не уйдут со сцены навсегда под натиском музыки из Сети – так же, как не погиб «винил» во время массового распространения компакт-дисков. Объект, в любом случае важен объект. Если CD в красивом конверте, если к нему прилагаются отличный буклет с фото, биографией исполнителя, текстами песен, диск будут покупать. Лэйблы-мэйджоры это прекрасно понимают. Они выпускают диски limited edition в оригинальном оформлении, с бонус-треками или с дополнительным DVD с записями концертных выступлений или клипов. Отдельная тема – это ремастеринг классических записей на современном оборудовании. Это очень актуально в Японии. Доходит до странных вещей. Например, исполнитель выпускает один и тот же диск с совершенно одинаковым контентом в пяти цветах – и поклонники купят все пять пластинок только для того, чтобы обладать ими. Покупая пластинки, фанаты поддерживают исполнителей, помогают им создавать что-то новое, записывать новый альбом, снимать видео и при этом неплохо жить. По-хорошему, исполнителю достаточно всего нескольких тысяч преданных фэнов, чтобы отлично зарабатывать на своей музыке.

Что прибыльнее – продажа рекламы на сайте или подписка на платные сервисы?

Пока реклама - основная статья доходов проекта. У меня нет при себе точных данных по этой части, но там все в полном порядке. Эффективность продаваемой рекламы очень высока: у нас отличные показатели CPM (Cost Per Millenium, цена за 1000 показов рекламного сообщения – ред.) в Великобритании. Это здорово, поскольку интернет-реклама в Англии чрезвычайно дорогая – одна из самых дорогих в мире. Мы учитываем пожелания партнеров и умеем узко таргетировать аудиторию. Предположим, если какой-либо одежный бренд хочет прорекламироваться среди той части пользователей Last.FM, которая любит рэп и хип-хоп, то его рекламу целевая аудитория увидит гарантированно.

Сколько зарабатывает Last.FM?

Финансовые показатели проекта не разглашаются.

У российских специалистов в области интернета есть мнение, что скоро вся всемирная паутина будет структурирована по образу и подобию социальных сетей. Вы разделяете это мнение?

Я думаю, что самые успешные бизнес-проекты в интернете будут базироваться на вкладе пользователей в их наполнение. Такие проекты уже существуют. Например, на YouTube большую часть контента сделали пользователи. В этом и есть часть идеологии социальных сетей. То же самое и с Last.FM. Практически все, что есть на портале, туда принесли пользователи. Они делятся музыкой, которую они покупают в Сети, берут в магазинах и слушают на своих iPod. Они добавляют фотографии исполнителей, выкладывают историю групп, помогают организовать концерты, провести специальные тематические мероприятия и так далее. Все это – user generated content, и он в таком виде полезен для других пользователей.

Впрочем, наличие мощного сообщества юзеров, возможность писать друг другу сообщения и объединяться в группы по интересам не делают из Last.FM социальную сеть. И говорить о том, что весь интернет будет построен по модели MySpace или Livejournal я бы тоже не стал. Тот же LJ – это не столько социальная сеть, сколько блог-платформа. В то же время я уверен, что двигателями успешных интернет-проектов и основой для создания новых сервисов станут как раз отдельные компоненты социальных сетей. Структура веба предыдущего поколения, когда компании создавали статичные сайты, где рассказывали о себе и о своей продукции, уже устарела. Новый интернет – это совсем другая сеть. Ее ценность - в обратной связи. На мой взгляд, мы узнаем правду о том, что такое интернет и для чего он был создан, только после повсеместного наступления эры web 2.0.

Какие интернет-проекты интересны инвесторам Великобритании и остальной Европы?

Несколько лет назад мы были свидетелями упадка проектов, создававшихся в конце 1990-х. Они не несли в себе какой-то действительно сильной идеи и бизнес-модели. Сейчас практически каждое домохозяйство Соединенного Королевства подключено к Сети. Потребности людей использовать новые разнообразные сервисы стали базой для пересмотра концепции всего интернета, поэтому назвать направленность проектов, которые бы интересовали инвесторов в Великобритании и Европе в первую очередь, довольно сложно – слишком уж разнообразны потребности аудитории. Интересным для инвесторов может быть медийный проект, развлекательный портал, видео- или аудиосайт. В любом проекте важна идея. Сайты, которые сейчас считаются действительно сильными, имеют ядро, несут аудитории вполне определенный message. В этом их привлекательность для пользователя.

Пользователи идут на Last.FM послушать музыку. Почему бы вам не использовать наработанный имидж сайта и не начать продавать музыку, как это делает, например, iTunes?

Мы не интернет-ритейлер, у нас другая специализация. Но мы направляем пользователей в магазин, где он может скачать за деньги альбом какого-либо исполнителя или отдельную композицию. Last.FM всего лишь помогает пользователям больше узнать о музыкальных направлениях, артистах и песнях, а вот продажу музыки лучше доверить профессионалам. Они в курсе всех процессов, знают, как на этом зарабатывать. Сервис iTunes сделал музыку доступной, хотя я бы не назвал процесс покупки музыки через iTunes простым и легким. Но iTunes доступен в любое время дня и ночи, в любую погоду. В этом, на мой взгляд, секрет успеха этого сервиса.

Конечно, Last.FM – прежде всего бизнес, однако мы старались создать что-то, по-настоящему полезное для меломанов. Сейчас для онлайн-музыки отличное время. Старые записи доступны, исполнители могут себя раскручивать через Сеть, хиты нынче создаются в прямом смысле на коленках – музыка пишется на ноутбуке. YouTube хорош по части видео, Google отлично ищет информацию в интернете. Пример этих проектов стимулирует нас сделать лучший в мире музыкальный сайт. Даже сейчас, когда мы продали Last.FM, его успех чрезвычайно важен для нас.

Полагаю, вы вздохнули свободно, когда продали Last.FM?

Да, мы ощутили свободу и спокойствие! С приходом стратегического инвестора за будущее нашего предприятия можно не опасаться.

Вы продали всю свою долю или что-то оставили себе?

Нет, корпорации CBS отошла вся компания.

Сколько вы выручили за Last.FM и сколько денег потратили на то, чтобы его сделать?

Компания была продана за $280 млн. После уплаты налогов деньги были поровну поделены между основателями и инвесторами. А что касается затрат на создание, то их сложно оценить. Первые 2,5 года сайт жил на наши деньги. Я и Феликс (Миллер, второй из трех партнеров проекта – ред.) вложили личные сбережения. Их хватило на год. Потом пришлось занять у родителей порядка 20 тыс. евро. Они были не в восторге, призывали нас бросить заниматься ерундой и найти нормальную работу. Это был самый тяжелый период. У нас было тогда два программиста, они работали буквально за еду и за крышу над головой, потому что мы не имели тогда возможности нормально им платить. Если я правильно помню, то отметки в 2 млн пользователей мы достигли, потратив порядка 50 тысяч евро. Однако главным активом при создании Last.FM было время. Я не рискну посчитать, сколько дней и ночей мы потратили. Это было как религия. Настоящий культ проекта.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.171 сек.
Яндекс.Метрика