![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налоговый контроль как часть системы внутреннего контроля предприятияМария Гостева Источник: Журнал "Финансовый директор" добавлено: 21-03-2008
просмотров: 35092 Создание и совершенствование системы внутреннего контроля на предприятиях в последнее время приобретает все большее значение. Данная тенденция обусловлена множеством факторов, но ключевым, бесспорно, является выход компаний на фондовые рынки, как России, так и зарубежных стран.
- Internal Control – Integrated Framework. The Committee of Sponsoring Jrganizations of the Treadway Commission, COSO (Интегрированная схема внутреннего контроля. Комитет спонсорских организаций Тредвея в Конгрессе США); - Internal Control: Guidance for Directors on the Combined Code (Указания по внутреннему контролю. Великобритания). В России система внутреннего контроля предприятий регулируется такими документами как: - Кодекс (Свод правил) корпоративного поведения, утв. Распоряжением Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 04.04.02 г. № 421/р. - Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной Службы по финансовым рынкам от 09.10.2007 г. № 07-102/пз-н. Следует отметить, что в России наибольшее распространение получили требования к системе внутреннего контроля, устанавливаемые законодательством Западных стран. Большой резонанс вызвали вступившие в действие в марте 2005г. нововведения, установленные Законом Сарбейнса-Оксли США (Sarbanes-Oxley Act 2002) (далее – SOX) к раскрытию информации о системе внутреннего контроля публичными компаниями, проходящие листинг на биржах в США. Так, в соответствии с требованиями Главы 404 SOX публичным компаниям необходимо представить отчет руководства о состоянии системы внутреннего контроля за составлением финансовой отчетности. Причем состояние системы внутреннего контроля за составлением финансовой отчетности определяется ее эффективностью и подлежит постоянной оценке, которая в свою очередь включает документальное раскрытие информации о любых значительных недостатках системы. В дополнение ко всему руководство не вправе давать положительную оценку системы внутреннего контроля при наличии одного и более значительных недостатков в ее функционировании. Оценивая требования SOX, обращает на себя внимание, что все они направлены исключительно на регламентацию контроля составления финансовой отчетности предприятиями, что представляется достаточно ограниченным подходом к организации системы внутреннего контроля. Несмотря на широкое применение требований SOX к системе внутреннего контроля, практика показывает, что высоко затратные мероприятия по выполнению данных требований в части ведения учета и контроля недостаточно эффективны. В свою очередь европейские подходы к системе внутреннего контроля менее регламентированы и зачастую носят рекомендательный характер. Во многих странах введены так называемые Кодексы корпоративного поведения (Codes of Corporate Governance). Конечно, западные разработки в части организации системы внутреннего контроля на предприятии являются передовыми, тем более что в России данная практика не развита. Поэтому, создавая систему внутреннего контроля на любом предприятии, включая не проходящем листинг на фондовой бирже, имеет смысл ознакомиться с данными разработками. Потребность в создании системы внутреннего контроля на предприятиях обусловлена не только требованиями фондовых рынков, но и необходимостью обеспечения достоверной информацией об активах и обязательствах компаний, а также борьбы со злоупотреблениями, связанными к примеру с нецелевым использованием средств или нарушением законодательства. Система внутреннего контроля должна рассматриваться как неотъемлемый процесс всей деятельности компании, в противном случае, как показывает практика, данная система будет либо очень затратной, либо низкоэффективной. Создание и совершенствование системы внутреннего контроля должны опираться не только на законодательные требования в части выхода на фондовый рынок, но и на потребности собственников, а также потребности руководства компаний. Правильная методология внедрения и использования, а также соответствующие программные продукты позволять организовать четко функционирующую систему внутреннего контроля. Говоря о постановке системы внутреннего контроля, отдельно хотелось бы обратить внимание на важную составляющую данной системы, а именно на внутренний налоговый контроль. Традиционно налоговый контроль рассматривается в качестве государственной функции, основной задачей которой является пополнение бюджета. Однако налоговый контроль может выступать и как определенный механизм управленческого процесса на предприятии, выполняющего одновременно организационную, контрольную и информационную функции. Так, например, налоговый контроль может аккумулировать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, на основе чего пользователи могут принимать определенные решения. Кроме того, данная информация может быть использования для оценки адекватности систем управления и контроля над налоговыми рисками. Говоря о налоговом законодательстве России уместно отметить, что с точки зрения предприятия оно представляет так называемую «зону повышенного риска». Фактически у предприятий работающих на российском рынке существует высокая вероятность финансовых потерь в результате непреднамеренного нарушения налогового законодательства. Следуя западным подходам в части построения эффективной системы внутреннего контроля, а именно применяя методику COSO Enterprise Risk Management Framework (рационального риск-менеджмента) предприятиям необходимо идентифицировать риски и составить так называемую «карту рисков» выделив наиболее критичные риски с точки зрения возможного ущерба. В данном случае речь идет о налоговых рисках, вероятности их наступления и убытках, которые понесет предприятие в случае наступления того или иного события. Примерный вариант карты налоговых рисков представлен в Таблице №1 Конечно, существует большое количество разнообразных налоговых рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия. В предложенном варианте, рассмотрен лишь небольшой фрагмент перечня возможных рисков. В свою очередь принципы построения карты налоговых рисков могут быть различными и совершенно не обязательно включать информацию о методах предупреждения возможных рисков. Однако информация о вероятности наступления события приводящего к убытку и его примерная оценка является необходимой. В данном случае основная цель карты налоговых рисков это возможность в любой момент на ее основе определить наиболее значительные налоговые риски для предприятия. Разработка карты налоговых рисков и анализ мероприятий по их предупреждению являются задачами системы внутреннего контроля, а точнее его направления налогового контроля. Помимо оценки налоговых рисков одним из ключевых направлений внутреннего налогового контроля являются мероприятия по налоговому планированию, включая разработку и составление налоговых бюджетов. Так, налоговое планирование помимо контроля над расходами, понесенными в процессе уплаты налогов и сборов в бюджет, может предоставить информацию об исполнении налоговых обязательств. Таблица №1 Примерный вариант карты налоговых рисков.
Также к функциям налогового контроля можно отнести формирование той части Корпоративных учетных принципов, которая определяет порядок исполнения налогового законодательства. Оценка налогового законодательства и выработка наиболее приемлемых решений в части его исполнения в большинстве случаев предопределяет значительную часть налоговых расходов. Одновременно формирование учетных принципов налогообложения позволяет руководству предприятия выработать стратегию поведения в различных хозяйственных ситуациях. В учетные принципы могут быть также включены элементы учетной политики предприятия для целей налогообложения. Конечно, внутренний налоговый контроль должен включать и такие мероприятия как оценка эффективности ведения налогового учета, мониторинг, анализ и аккумулирование информации об исчисленных и уплаченных налоговых платежах в бюджет, контроль взаимодействия представителей предприятия с налоговыми органами, а также прочие вопросы контроля исполнения налогового законодательства. Процесс организации системы внутреннего контроля на предприятии сложный, требующий большого количества временных, трудовых и денежных ресурсов. Внутренний контроль должен быть встроен в систему корпоративного управления, являясь неотъемлемой частью организации. Система внутреннего контроля должна основываться на разносторонних методах контроля, охватывающих все направления жизнедеятельности экономического субъекта. В свою очередь, внутренний налоговый контроль призван проводить оценку решения вопросов, регулируемых налоговым законодательством. Элементы внутреннего налогового контроля необходимы для всех предприятий независимо от размера и выхода на фондовый рынок, т.к. проблемы связанные с применением налогового законодательства возникают у большинства налогоплательщиков. В заключение хотелось бы отметить, что внутренний налоговый контроль справедливо может рассматриваться как составная часть системы внутреннего контроля, устанавливаемая руководством экономического субъекта в процессе хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления компанией. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|